Top.Mail.Ru
компания будущего

Действовать вопреки прогнозам: компании будущего поделились секретом успеха

Фото: Журнал «Компания» Фото: Журнал «Компания»

Премия «Компания будущего — 2022» определила самых амбициозных и активных бизнес-игроков российского рынка этого года. Как превратить кризис в возможности — секретами с читателями журнала «Компания» делятся победители номинаций. 

Подстраиваться под «креативный класс» 

Игорь Кустарин, директор инновационного развития корпорации «Норникель» (компания — лауреат премии в номинации «Технологический суверенитет»):

В больших корпорациях каждодневная деятельность порождает инновации.

Как стимулировать их появление? Стараться понять людей, которые находятся в постоянном творческом поиске и не всегда могут легко взаимодействовать со сложными, корпоративными системами. Бизнес должен под них подстраиваться, а не требовать, чтобы, помимо страсти к инновациям, они обладали коммуникативными суперспособностями. Важно предоставить им площадку для творчества и отработки гипотез.

Говоря о будущем проекта IN’HUB, который стал лауреатом премии, отмечу, что в следующем году мы намерены протестировать находки 2022-го, которые увидели с помощью нашей стартап-лаборатории, и приземлить их на задачи корпорации, это уже происходит в таких актуальных областях, как промбезопасность и экология.

В планах — еще одна сессия IN’HUB, чтобы посмотреть, что нового появилось. 

Создавать услуги для сообщества 

Ульяна Красикова, руководитель подразделения в «Сбере», направление «Малый и микробизнес» (с проектом «Отраслевые решения» — лауреат премии «Компания будущего» в номинации «Цифровизация»):

Сбербанк уже не первый год продвигает небанковские бизнесы, и в 2022 году проект «Отраслевые решения» стал важной вехой в развитии этого направления.

Для нас важно, что в эти турбулентные времена мы предоставляем наши решения клиентам банка бесплатно и благодарны премии за шанс еще раз рассказать об этих возможностях российским предпринимателям. 

Форсировать освоение Арктики 

Антон Алексеев, генеральный директор компании «Новый космос» (лауреат премии в номинации «Инновации»):

Концепция New Space подразумевает развитие частной космонавтики, которая создает привычные для нас сервисы с космическим размахом: навигация, спутниковая съемка, оптические и радиолокационные услуги — все это идет из космоса.

Мы взяли на себя задачу создать первый частный российский радиолокационный спутник на орбите, чтобы обеспечить развитие транспортной артерии Северного морского пути и повысить связность субъектов арктического макрорегиона. Это позволит сделать комфортным прохождение судов и увеличить грузопоток с 35 млн до 220 млн тонн к 2030 году. Мы на этапе проектирования и к 2026 году планируем запуск. 

Оборачивать благотворительность в плюс 

Галина Секиринская, начальник управления корпоративного бренда и КСО X5 Group (лауреат премии в номинации «Благотворительность»):

Наша компания придерживается прежней стратегии в развитии благотворительных программ. Более того, в этом и предыдущем году мы даже увеличили объем социальных вложений и считаем это чрезвычайно важным: в периоды, когда нашим покупателям требуется поддержка, мы должны ее оказывать.

Проект «Корзина доброты» начинался с продовольственного сбора в магазинах: покупатели жертвовали купленные в торговых точках продукты, а X5 добавляла недостающие товары для формирования продуктовых наборов. Потом появился сайт для сбора пожертвований, и наконец в 2022 году подключился дополнительный канал сбора продовольственной помощи — это фудшеринг, подразумевающий передачу товаров с истекающим сроком годности на благотворительность. Это важная инициатива не только с социальной, но и с экологической точки зрения, поскольку позволяет снижать объемы списания продукции и меньше выбрасывать на свалку, уже сейчас показатель уменьшился на 65%. 

Воспитывать осознанность в потребителях 

Евгения Либефорт, руководитель направления устойчивого развития ДОМ.РФ (лауреат премии «Компания будущего» в номинации «Экология»):

Экологичность — это не только модный тренд, это реальный стимул для улучшения качества, в том числе в строительстве. В России качество возводимого жилья далеко от желаемого. Кроме того, около 30% домов — это старый фонд 1950-х годов ввода, что соответствует классу энергоэффективности Д и ниже, в то время как современные стандарты позволяют возводить здания по стандартам А, А+ и А++ и существенно экономить на платежах в будущем.

Девелоперам и потребителям как минимум нужны ориентиры для улучшения в виде зеленых стандартов.

Застройщики начинают понемногу перестраиваться, это еще далеко не массовая история, но перестройка идет.

Для превращения зеленого строительства в массовый тренд важна господдержка.

По нашим оценкам, на сегодняшний день доля качественного зеленого жилья только 3–5%, если появятся меры субсидирования, то цифры достигнут 20–30%. 

Действовать вопреки прогнозам 

Максим Соколов, президент АО «АВТОВАЗ» (лауреат премии в номинации «Корпоративное управление»):

Команда в этом году совершила трудовой подвиг, опровергнув весенние прогнозы, которые обещали как минимум годовой простой и убыток не менее 30 млрд рублей. В кратчайшие сроки мы сумели перестроиться, сплотиться и уже в июне возобновили работу первого конвейера, в августе перешли на 5-дневную, а в сентябре — на 6-дневную рабочую неделю. При этом ни на йоту не уронили требования по качеству.

Сегодня мы достаточно уверенно смотрим вперед, несмотря на все вызовы и усиление санкционного режима. В работе — два совершенно новых семейства автомобилей, которые будут соответствовать всем мировым стандартам.

К концу года под елочку положим проект полностью отечественного электрического автомобиля — «электро-Ларгус», который уже полюбился нашим клиентам в исполнении с двигателем внутреннего сгорания.

Уже в следующем году будет сделана опытная партия.

Сейчас не лучшее время для экспорта, потому что курс рубля настолько высок, что делает экспорт не таким экономически целесообразным, но тем не менее мы продолжаем наши партнерские отношения с Казахстаном, Белоруссией, Египтом, Узбекистаном и другими традиционными рынками и в перспективе видим развитие бренда на Африканском континенте. 

Создавать цифровые платформы для развития молодежи 

Елена Позолотина, заместитель генерального директора ТМК по управлению персоналом — директор Корпоративного университета ТМК2U (лауреат премии «Компания будущего» в номинации «Кадровый потенциал»):

Быть эффективными в работе с персоналом могут только те компании, которые начали эту работу сильно заранее. Наш корпоративный университет был рожден еще пять лет назад. То, что мы реализовывали в течение 3–4 лет, сегодня позволяет решать огромное количество вопросов с персоналом: по миграции, релокации и дефициту квалифицированных кадров… Это результат системной работы, которым мы сегодня готовы делиться с партнерами.

Число внешних заказов корпуниверситета увеличилось в три раза: бизнес понял выгоды от организации образовательных программы и оценки персонала, а мы умеем делать это быстро и качественно.

Кроме того, важны инструменты для работы с молодым поколением, представители которого не хотят чувствовать себя лишь винтиком в большой системе. В ТМК работает мобильная корпоративная сеть MOBI2U и образовательная платформа SOTA2U. Это позволяет создать для каждого сотрудника личный кабинет, делающий открытыми все достижения человека, которые легко заметит топ-менеджмент. Таким образом, запускается очень короткий социальный лифт.

Кроме того, сотрудники сами могут выступить учителями для коллег. Проект OPEN2U действует уже два года — любой работник, если он что-то умеет и готов об этом рассказать, может запустить свои курсы, их у нас уже около 700. Учитывая, что в ТМК нас всего 60 тысяч человек, это огромные возможности общения. 

Ориентироваться на передовые стандарты 

Артем Кромочкин, руководитель категории краткосрочной аренды недвижимости на «Авито» (лауреат премии «Компания будущего» в номинации «Адаптивность»):

Скорость, с которой бизнес готов меняться, в первую очередь определяется желанием сделать качественный сервис для своих клиентов и способностями первыми занять высвобождающиеся места.

Еще один секрет адаптивности — слаженность команды. В разработку ИТ-решений вовлечено множество людей из разных департаментов, и только взаимодействие позволяет действовать гибко и быстро. Мы, например, смогли в течение 100 дней практически с нуля запустить аналог Airb7B.

Мы запустили сервис всего в пяти городах, осенью масштабировались до 40. А буквально сегодня утром подключили более 4 тысяч населенных пунктов.

Дальнейшее планы — повышать качество самого продукта, делать его более удобным для малого и среднего бизнеса и для путешественников. Я верю, что в следующем году по России начнут путешествовать больше, в том числе люди, которые прежде отправлялись за границу. У них есть опыт использования зарубежных сервисов и будет возможность сравнить с отечественными аналогами. Уверен, что они не разочаруются. 

Замещать ниши ушедших игроков

Павел Воронин, первый вице-президент, член правления МТС по технологиям (лауреат премии «Компания будущего» в номинации «Открытие года»):

Вызовы 2022 года плавно перетекают в вызовы 2023-го: покупательская способность падает, усиливается конкуренция между экосистемами. Соревнуясь за время и кошелек пользователя, компании запускают новые сервисы.

Мы, например, недавно запустили услуги «МТС Travel», свой магазин приложений, собственный платежный сервис — аналог Google Pay и многое другое. Кроме того, купили компанию Webinar и будем замещать Zoom и Microsoft Teams.

Не сворачивать стратегические планы 

Дмитрий Володин, вице-президент группы компаний «Эталон» по региону Москва (победитель в номинации «Вызов года»):

Главный антикризисный рецепт — не допускать остановки даже в самые непростые времена. Мы за свою историю прошли много разных кризисов и всегда продолжали движение — вкладывались в цифровизацию и развитие технологий информационного моделирования. Последние несколько лет уделили огромное внимание экспансии в другие регионы. И это оправдало себя: предшествующая пандемия и геополитические изменения сильно поменяли рынок недвижимости. Продажи в столичных агломерациях упали, в то время как в других субъектах они более стабильны. Подводить финансовые итоги пока рано: традиционно девелоперы делают большую ставку на декабрь, когда люди покупают жилье. Кроме того, мы только открыли новые площадки и начали продажи уже в девяти регионах.

Главное, чтобы следующий год прошел более стабильно. В целом девелоперы уже смогли адаптироваться. Это касается поставок стройматериалов и техники, цифровизации, что позволяет ускорять строительство и раньше раскрывать эскроу-счета и запускать больше проектов. 

Расширять сферу бизнес-интересов 

Кирилл Тегин, директор Центра коммуникаций госкорпорации «Росатом» (обладатель спецприза в номинации «Инвестиции в будущее»):

Если посмотреть новостную ленту госкорпорации «Росатом», то можно понять, что каждый день происходит какое-то знаковое событие. И целая палитра новостей ждет аудиторию в 2023 году. Будут продолжаться и заканчиваться многочисленные международные стройки атомных станций, запуски новых производств и внедрение прорывных технологий в самых разных областях — от накопления энергии до ветроэнергетики, от аддитивного производства до медицины.

По альтернативной энергетике есть большие наработки — планируется строительство заводов по производству водородного топлива, развитие ветропарков. К альтернативным видам энергии можно относить и АЭС малой мощности — они будут получать разную модульность и мощность — от 10 до 1200 МВт. Эта программа уже получила широкий международный отклик и активно реализуется.

Еще по теме