Похороны капитализма
Кризис подорвал доверие к либерализму, а может, и к капитализму вообще. Вскоре мы станем свидетелями нового витка вмешательства государства в экономику, что будет сопровождаться перераспределением мировой гегемонии от США к Китаю.
О причинах экономического кризиса что-то новое сказать невозможно. Всем интересно, что же будет, когда он кончится. Заглянуть в будущее попытались экономисты, социологи и политологи из разных стран мира, собравшиеся в Москве в Политехническом музее на международную конференцию "Возвращение политэкономии: к анализу возможных параметров мира после кризиса".Большинство приехавших в столицу зарубежных гостей были уверены, что кризис потряс систему мирового капитализма до самого основания, дискредитировав его основные лозунги, такие как неолиберализм и глобализация, поэтому сейчас мир уйдет от этих либеральных "загибов" в прямо противоположном направлении. Можно было подумать, что западные ученые читали последнюю статью Михаила Ходорковского* "Левый поворот".
Конференцию открыл гость из Франции, научный директор одной из экономических лабораторий Сорбонны Фредерик Лордон, чей доклад так и назывался "Адье, глобализация!" По мнению парижского светила, Европейский союз - это "троянский конь глобализации", это утопия, невозможно создать единую Европу, в которую бы входили Люксембург (налоговая гавань) и Великобритания, поэтому вместо существующего ЕС и глобализации нужна регионализация, объединяющая близкие по уровню культуры страны. Лордон задал тон всей дискуссии - ученые бросились с большей или меньшей радикальностью хоронить существующий мировой порядок.
Профессор Университета Джорджа Мейсона (Вашингтон) Джек Голдстоун отметил, что кризис возник из-за неправильного распределения денег в экономике: высокое потребление позволяли себе не те, кто производил товары, а те, кто брал много кредитов. Теперь этого не будет - "в экономике будущее за теми, кто способен производить товары и услуги", а это прежде всего Китай, Индия, Индонезия и страны Латинской Америки.
Английский социолог Гарт Дейл напугал аудиторию неким "маятником Поланьи". Суть его в следующем: когда возникает свободный рынок, это вызывает неприятие со стороны народа и многих политических сил, их реакция заставляет вводить жесткое вмешательство государства в экономику и в результате хозяйство развивается зигзагом - от экономической свободы к дирижизму и обратно. "Неолиберализм вошел в состояние упадка, и это четкий признак того, что над экономикой будет установлен более жесткий контроль", - пророческим тоном провозгласил англичанин.
Наконец, самое гневное обвинение в адрес нынешнего порядка высказал американский экономист иранского происхождения Кейван Харири (Университет Джонса Хопкинса), заявивший, что финансовые "пузыри", приведшие к кризису, возникли не сами по себе, а их специально во имя собственной выгоды надували воротилы с Уолл-стрит и американское правительство, ибо, вопреки сложившемуся предрассудку, капитализм базируется не на свободной конкуренции, а на установлении гегемонии определенных кругов. В этом смысле в Китае нет капитализма - ибо там нет власти капиталистов. Сейчас понятия "свободный рынок" и "капитализм" разделились - мы должны двигаться к рынку без капитализма.
Главным "десертом" должно было стать выступление всемирно известного социального мыслителя, специалиста по социально-экономическому развитию мира Иммануила Валлерстайна из Йельского университета, которого ведущий конференции - профессор Георгий Дерлугьян (Чикаго) - ласково называл Иммануилом Лазаревичем. Чтобы собравшиеся не разбегались, доклад мэтра был намечен на самый конец мероприятия. Валлерстайн приехал и сказал: "Мир изменяется, куда он изменяется, я не знаю, рекомендаций, что делать, у меня нет, все силы в мире расколоты, тянут одеяло на себя и не могут скоординировать свои действия, мы живем в ситуации опасной неопредлеленности, когда любая мелочь может повлиять на развитие событий, а вероятность того, что будущий порядок будет лучше предыдущего - 50 на 50. Но что-то делать обязательно надо!" Впрочем, и Валлерстайн тоже склонялся к тому, что мы можем оказаться свидетелями смены державы-гегемона. Вполне вероятно, на место США придет Китай.
И только профессор МГУ Михаил Покидченко, опираясь на теорию циклов Кондратьева, сказал, что ему все ясно: кризисы уже 200 лет как одинаковые, цикл идет на спад, следующий кризис будет в 2015 году, а затем - в 2022-м. Но такому точному прогнозу никто не поверил.
* Признан в России иностранным агентом.
Еще по теме
9 сентября в ТЦ "Европейский" состоялось торжественное открытие первого эксклюзивного бутика Marlboro Classics в Москве
Подводя первые итоги кризиса, учебные заведения поставили неутешительный диагноз корпоративному образованию