Top.Mail.Ru
бизнес

Покорится ли бизнес Хабибу Нурмагомедову

Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости

Чемпион UFC в легком весе Хабиб Нурмагомедов, единственный из россиян в рейтинге «Самых продаваемых спортсменов» года (составитель рейтинга — компания Nielsen — поместила его на 7-е место), после победы над Джастином Гэтжи объявил о завершении профессиональной карьеры. Хабиб не знал в октагоне поражений — 29 побед. Теперь вся энергия Нурмагомедова направлена на раскрутку собственного бизнеса.

Орел вместо гориллы

Второго декабря атлет рассказал о деталях сделки по покупке промоушена Gorilla Fighting Championship (GFC) за $1 млн. «Я всегда хотел владеть 100 процентами прав в этом промоушене. Мы уже заключили пару сделок с «Матч ТВ» и другими. Дальше будет много интересного, много маркетинговых ходов», — сказал Нурмагомедов на пресс-конференции в Москве. По его словам, основная цель промоушена –—сделать лигу GFC одной из лучших в мире.

Лига GFC была образована всего год назад благодаря соединению промоутерской компании «Битва на Волге» и компании GORILLA ENERGY.

Новый промоушен поменяет свое название на Eagle Fighting Championship (EFC). The Eagle (Орел) — прозвище Хабиба. Такая вывеска призвана повысить узнаваемость бренда. Нурмагомедов добавил, что правила промоушена не изменятся, но будет сделан акцент на молодых бойцов.

Кроме того, он рассказал, что к лету 2021 года откроет сеть спортивных залов Habib Gym. Основной зал будет располагаться в Абу-Даби. «У нас много запросов. Мы будем открывать в Индонезии, Малайзии, Индии. Я буду посещать залы, проводить мастер классы», — сказал боец. Сеть распространится на Бишкек, Ташкент, Нур-Султан, Баку и другие города стран СНГ. Он не назвал размер инвестиций.

Еще один проект Нурмагомедова — приложение Octazon. Там будет собрана информация о правильных тренировках, выстраивании плана диеты и другие важные для спорта функции. Боец отметил, что приложение еще не выпущено, но еженедельно обновляется.

Тренер сборной России по боксу Альберт Муталибов уверен в успешности нового бизнеса чемпиона UFC. «Я думаю, Хабиб приведет в свою Лигу многих зрелищных бойцов, которые за счет своих поединков ее раскрутят. Только из-за одного его имени многие соберутся. Он очень умный парень. Уверен, что Хабиб найдет специалистов, которые помогут сделать этот бизнес прибыльным», — поделился с журналом «Компания» Mуталибов.

Кроме турниров в России и странах ближнего зарубежья, Eagle Fighting Championship будет проводить бои в арабских государствах, а также может выйти на рынок США. 

Позвоните Хабибу

Бойцовский промоушен и сеть спортзалов — не единственные большие начинания Нурмагомедова. Ранее стало известно, что Хабиб намерен запустить Eagle Mobile — виртуального оператора мобильной связи (работает на сети другого оператора, в данном случае — Tele2). Планы у непобедимого бойца амбициозные: в 2021 году его компания должна будет оказывать услуги в 15 регионах России, а к 2023 году абонентская база достигнет 2 млн человек.

Это начинание Хабиба эксперты оценивают неоднозначно. По словам аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, виртуальные операторы — не очень интересная тема для бизнеса: как правило, они создаются в качестве инструмента для повышения лояльности потребителя, а зарабатывают другие компании бренда, как в случае с «Тинькофф Мобайл».

«Если у компании или человека есть сильный бренд, то он может привлечь некоторое количество пользователей», — считает эксперт.

Число самых рьяных фанатов бойца, кто-то из которых станет пользоваться новым мобильным оператором, измеряется десятками тысяч человек.

«Возможно, Хабиб Нурмагомедов делает ставку на дагестанских представителей диаспоры, любителей профессионального бокса в целом, — говорит аналитик агентства MForum Алексей Бойко. — Тем не менее, если новый оператор не предложит пользователям каких-то особенных возможностей типа скидок на билеты или, например, возможности позавтракать с Хабибом Нурмагомедовым, то привлекательность предложения будет невысокой. В целом рациональной основы для успеха такого MVNO-проекта нет — зачем пользоваться услугами Tele2 через какую-то "прокладку", которая может в одночасье исчезнуть, как это случилось с DANYCOM.Mobile? Люди, впрочем, иногда поступают иррационально».

По мнению экспертов, спортсмену стоило начать с выпуска спортивной одежды и аксессуаров, это вписывается в его образ.

Впрочем, в России было несколько примеров, когда спортивную тематику пытались эксплуатировать в телекоммуникациях. Были телефоны, которые выпускались для «Спартака», «Зенита» по стоимости такой же, как и обычный телефон той же марки. Футбольные фанаты не покупали эти телефоны, потому что у них есть более привычные фанатские атрибуты — шарфы, значки, шапки, куртки с символикой любимой команды. Еще один телефон в повседневной жизни им не нужен.

Связи от Хабиба прочат аналогичную судьбу: у фанатов и так есть символика любимого спортсмена, но менять оператора на виртуального — не очень выгодно.

В целом, как замечает Эльдар Муртазин, успешные MVNO — это большая редкость.

«"Сбермобайл" — это пример того, как можно залить деньгами рынок и получить абонентов. Но если смотреть профиль оператора, то абоненты практически им не пользуются. Это либо запасная сим-карта, либо просто сим-карта, которую навязали», — рассказал Эльдар Муртазин «Компании». Он дает проекту отрицательный прогноз.

Однако, это не отменяет права оператора на существование.

По мнению гендиректора информационно-аналитического агентства TelecomDaily Дениса Кускова, логично дополнить предложение интересным эксклюзивным контентом.

«Если Хабиб будет предоставлять видео, которые не найти в интернете, видеоуроки для детей, как он планировал, фото, то это имеет право быть», — считает Денис Кусков.

При текущих условиях развития MVNO-проектов рассчитывать при грамотной маркетинговой политике можно на 250–300 тыс. абонентов за ближайшие два-три года. Сейчас в России 11,2 млн абонентов MVNO, лидер рынка — Yota, на втором месте — «Ростелеком», на третьем — «Тинькофф Мобайл».

Обеспеченные известные спортсмены часто вкладывают заработанные на призовых, контрактах с клубом и рекламе деньги в бизнес. Ярким примером могут стать братья Кличко. Еще во время профессиональной карьеры боксеров Виталий создал Klitschko Management Group. Через эту компанию проходили все рекламные контакты спортсменов и продажа прав на использование их имени. 

В 2016 году Владимир открыл компанию Klitschko Ventures — она координировала деятельность всех фирм, работающих под общей маркой, созданной боксером, и помогала предприятиям развивать новые бизнес-модели. 

Спустя год Владимир Кличко презентовал в Гамбурге свою корпорацию Klitschko, которая состоит из нескольких компаний, занимающихся консалтингом, маркетингом и благотворительностью. 

Также в 2012-м Владимир открыл в центре Киева дизайн-отель 11 Mirrors. 

Но есть и печальные истории вложений спортсменов. Нападающий ФК «Зенит» и сборной России Александр Кержаков в 2013 году вложился в строительство нефтеперерабатывающего завода в Воронежской области. Так, 100 млн руб. он отправил на счет бизнесмена Михаила Сурина — генерального директора ООО «Модуль». Позднее Сурин был осужден за мошенничество, а Воронежский областной суд обязал бывшего предпринимателя выплатить Кержакову 345 млн руб.

прочитать весь текст

Еще по теме