Политическая осень-99: новые лидеры
Очередной рейтинг PR-мероприятий не выявил новых лидеров, активно и профессионально использующих PR-акции в пропагандистских целях, хотя на первые числа ноября пришлись праздник революции и официальный старт агитационных кампаний подавляющего большинства прошедших регистрацию в Центризбиркоме объединений и партий, претендующих на места в Государственной Думе.
В рейтинге вновь уверенно лидирует PR-кампания премьер-министра Владимира Путина. Ему и на этот раз удалось наполнить ее действиями и лозунгами, которые вызывают одобрение у простых россиян и получают довольно высокую оценку профессиональных экспертов. В частности, эксперты отмечают, что кампания премьера все отчетливее распадается на три слагаемых. Первая составляющая - персональный PR премьер-министра Путина. Эта кампания получает высокие оценки экспертов, вызывает доверие и сочувствие у самых разных категорий населения. По мнению М. Виноградова, ведущего эксперта Независимого института политических технологий, Путин умело поддерживает веру в свою способность удовлетворять "народные чаяния" и время от времени делает громкие заявления. На этой неделе, например, премьер провозгласил о необходимости выработки "новой идеологии - патриотизма".
Вторая составляющая кампании Путина - "чеченская" - без увязки с первой уже не столь триумфальна. Ее чересчур акцентированная раскрутка начинает вызывать у специалистов сомнения в способности Путина делать для страны что-нибудь еще. В десятках регионов России людей беспокоят каждодневные проблемы. Чечня не может долгое время занимать основное внимание сограждан. По мнению "народных экспертов", с которыми солидарна и часть профессионалов, Путин в каком-то смысле "загнал себя в угол" - его имидж теперь прочно увязан с успехом чеченского урегулирования. При этом респонденты становились в тупик, пытаясь понять, "что же ему в конце концов удалось". Правительственная пропагандистская машина, очевидно, все менее эффективно работает на этом направлении.
Хотя кампания по поддержке военных действий в Чечне в нашем рейтинге удерживается в первой тройке, кампания против войны в Чечне постепенно набирает обороты и вошла по итогам недели в первую десятку. Однако действия федеральных сил по нормализации ситуации в Чечне сопровождаются, по мнению "народных экспертов", "подозрительными событиями, в которых трудно разобраться обывателю". Одно из них - освобождение бывшего мэра Грозного Гантамирова, который был осужден за хищение денег, направлявшихся на восстановление Чечни: "Наша власть никак не разберется, кто ей друг, а кто враг, - так войну не выиграть".
Третья составляющая PR-кампании Владимира Путина - освещение его деятельности за рубежом. По мнению ряда профессиональных экспертов, в этой сфере имеются определенные недостатки. М. Виноградов, например, считает, что у Путина здесь наибольшие проблемы и ему пока не удалось добиться больших результатов. "Народных экспертов", напротив, не смущает тот факт, что премьер во многих вопросах международных отношений "все смелее и смелее" берет на себя, по сути дела, президентские функции: "Ельцин все равно ничего уже не решает"; "Путин умеет себя вести - и с западниками жестко говорит, и фортелей за границей всем на позорище не выкидывает".
За месяц с небольшим новая чеченская кампания стала той выигрышной картой, на которой стремятся построить свою PR-игру многие российские политики. В начале ноября на этой теме попытались раскрутить еще одного кремлевского фаворита - министра МЧС Сергея Шойгу. Октябрьские попытки использовать для этого иные темы оказались откровенно неудачными: Шойгу вне "чрезвычайных ситуаций" не смог показать себя опытным и искушенным политиком. Достаточно напомнить о скандальных предложениях о лишении гражданства лиц, не голосующих на выборах, - эта явная "чрезвычайщина" большевистского типа, очевидно, испугала часть электората. Поэтому обставленная с помпой северокавказская поездка Шойгу, его вынесенная на публику встреча с премьером, оказанное министру доверие по координации действий силовых ведомств в Чечне и вокруг нее (какое не оказывалось даже первым вице-премьерам, не говоря уже о простых вице). Словом, целый ряд акций и обстоятельных репортажей о них должны были показать избирателям: Шойгу - человек дела, он способен решать серьезные проблемы самого крупного масштаба. Эксперты достаточно высоко оценили кампанию Шойгу (вернее, даже не кампанию самого министра, а действия активно двигающего его Кремля), и в результате она существенно поднялась в нашем рейтинге. "Народные эксперты" отметили высокую активность Шойгу, но не связали впрямую его участившиеся поездки с избирательной кампанией: "В этих делах Шойгу профессионал. Это та область, где можно конкретно решить какие-то проблемы", "Если Шойгу передумал лезть в большую политику - ну и хорошо, а если не передумал - полезные дела у него всегда будут в активе". Кроме того, некоторые из "народных экспертов" отметили, что Шойгу "расширил свои полномочия: он уже встречается с командующими нашими войсками и согласовывает все наши действия в Чечне".
Интересно, что все более заметное место в рейтинге занимают кампании, инициированные Кремлем. Помимо уже отмеченного взлета Сергея Шойгу третье место в рейтинге заняла кампания против ОВР и его лидеров. Хотя очередная передача Доренко и не была названа экспертами главным скандалом недели, незамеченной она тоже не осталась. Более того, на прошедшей неделе к этой кампании активно подключился Союз правых сил с "оригинальным" лозунгом: "Во всем виноват ОВР". "Слухи от Никонова", ставшие PR-находкой недели 25 - 31 октября, похоже, начинают оправдываться. Посмотрим, получит ли в результате СПС желанные 5% голосов.
Об успехе кампании против московского мэра и ОВР в целом свидетельствуют изменения в оценках избирателей. "Народные эксперты" стали более критично отзываться о Лужкове: "Кажется, на Лужкова работают все, кого поперли с других постов, и одновременно никто". Спад предвыборной кампании Лужкова, который был отмечен некоторыми "народными экспертами", и отсутствие каких-либо отношений между лидерами ОВР навели их на следующую мысль: "Видимо, Примаков не хочет, чтобы после Лужкова с таким же пылом принялись и за него самого".
Успеху кампании против Лужкова и ОВР также способствует заметно ослабевшая по сравнению с прошлыми неделями активность кампаний лидеров самого блока. Заметно снизилась экспертная оценка кампании экс-премьера Евгения Примакова. Лишь во второй десятке (причем почти в самом ее конце) в очередной раз оказалась PR-кампания Юрия Лужкова. Но "народные эксперты" и вовсе не заметили всех перечисленных кампаний. Более того, безразличие "народных экспертов" по отношению к Лужкову позволяет сделать вывод, что за месяц активной работы СМИ "безусловное доверие большинства москвичей" к своему мэру удалось поколебать. Новая информация, направленная против Лужкова и Примакова (очередная передача Доренко и статья "Золото Примакова" в "Новых Известиях"), признана черным PR недели.
Активные выступления Александра Вешнякова не были восприняты "народными экспертами" как собственная кампания председателя Центральной избирательной комиссии. А вот профессиональные эксперты достаточно высоко оценили эту PR-кампанию и в большинстве своем согласились с тем, что публичная активность председателя ЦИК выходит за рамки обычного исполнения им своих должностных обязанностей. "Народные эксперты", не разбирающиеся в тонкостях Закона о выборах, осудили Вешнякова и руководимую им ЦИК за практически единогласное решение зарегистрировать "фашистский "Спас". Даже респонденты, проявляющие "ультрапатриотические" взгляды по отношению к чеченской проблеме, считают поведение баркашовцев "вызывающим" и "наглым". Однако неспособность властей в течение нескольких лет "разобраться с фашистами" не удивляет "народных экспертов": "Говорят, многие милицейские и армейские тузы - скрытые фашисты, то есть у "Спаса" есть высокие покровители".
Возможно, столь категоричные и эмоциональные оценки "народных экспертов" стали следствием другой PR-кампании - против регистрации "Спаса". Эта кампания заняла 14-е место в рейтинге. А регистрация этого объединения признана экспертами главным скандалом недели. Печально, что одновременно с этим профессиональные эксперты не увидели на прошедшей неделе акций, достойных номинации "PR-находка недели".
Профессиональными экспертами рейтинга выступают:
| PR-мероприятия (1 – 8 ноября 1999 г.) | Баллы |
1 | Кампания Владимира Путина "Нам нужна новая идеология – патриотизм" Увеличение пенсий Встреча с Биллом Клинтоном и благожелательные отзывы в западных СМИ Введение визового режима для Грузии и Азербайджана Встреча с лидерами фракций и депутатских групп, экс-премьерами РФ | 3,88 |
2 | Кампания в поддержку действий федеральных властей в Чечне Формирование новой власти на "освобожденных" территориях Назначение и.о. прокурора Чечни Начало выплаты пенсий Встреча Иванова и Шойгу с послами стран "большой семерки" Конференция чеченской диаспоры Москвы и Подмосковья Освобождение экс-мэра Грозного | 3,53 |
3 | PR-кампания против ЮрияЛужкова и блока "Отечество – Вся Россия" Новостные программы на ОРТ (Доренко) | 3,38 |
4 | Кампания Александра Вешнякова и ЦИК Пресс-конференция по случаю завершения регистрации Кампания против ОРТ и Доренко Кампания против "Спаса" Отмена регистрации Сергея Михайлова | 3,24 |
5 | Кампания Бориса Березовского Дело "Аэрофлота" Заявление Березовского о поздравлениях от Лужкова | 2,83 |
6 | Кампания Сергея Шойгу Поездка в Иркутск по делам МЧС, пресс-конференция Встреча с Путиным Рабочая поездка в Ингушетию | 2,76 |
7 | Кампания ЕвгенияПримакова Визит в Литву, встреча с президентом Адамкусом Поездка в Калининградскую область | 2,71 |
8 | Кампания Бориса Ельцина Возвращение из отпуска и встреча с Путиным | 2,65 |
9 | Кампания против войны в Чечне Заявление Красного Креста об уничтожении автомобилей с беженцами Проблема беженцев Давление западных СМИ | 2,59 |
10 | Кампания Павла Бородина Заявка на участие в выборах мэра Москвы | 2,53 |
11 | Кампания блока "Отечество – Вся Россия" Манифест ОВР | 2,53 |
12 | Кампания против Владимира Путина Новая волна слухов об отставке после возвращения Ельцина из отпуска | 2,53 |
13 | Кампания КПРФ Поездка Зюганова по Воронежской и Липецкой областям Работа пресс-службы, заявления о Шойгу и ОВР Демонстрация 7 ноября | 2,41 |
14 | Кампания Руслана Аушева Призыв проверить законность действий военных на территории Ингушетии Подготовка исков к СМИ, дискредитирующим Ингушетию | 2,35 |
15 | Кампания против"Спаса" Заявление Вешнякова Иск Минюста с просьбой аннулировать регистрацию "Спаса" | 2,24 |
16 | Кампания "Союза правых сил" и Сергея Кириенко Брифинг Глазычева – кандидата в вице-мэры Москвы от СПС Пресс-конференция Гайдара: "Корень зла в создании блока ОВР" Реклама референдума на ТВ 7 ноября – возложение цветов к памятнику жертвам репрессий, митинг Кириенко у памятника Долгорукому Поездка Немцова в Лондон | 2,24 |
17 | Кампания Лужкова Поездка в Читинскую область | 1,94 |
18 | Кампания против Евгения Примакова Статья "Золото Примакова" в "Новых Известиях" | 1,88 |
19 | Кампания "Единства" Поездка Александра Гурова в Тверь Регистрация блока | 1,59 |
20 | Кампания "Яблока" Старт губернаторской кампании Игоря Артемьева в Петербурге | 1,53 |
21 | Кампания Владимира Яковлева Избирательная кампания в губернаторы Санкт-Петербурга Противодействие слухам "от Доренко" | 1,53 |
Номинация | Акция |
Находка | |
"Контрпропаганда" | Кампания в поддержку действий федеральных сил в Чечне Кампания против войны в Чечне |
Слух | Слух о готовящейся отставке Путина |
Черный PR | Программа Доренко с очередными обвинениями в адрес Лужкова Кампания против Евгения Примакова |
Скандал | Регистрация ЦИКом "Спаса" |