Top.Mail.Ru
архив

Политическая осень-99: новые лидеры

Очередной рейтинг PR-мероприятий не выявил новых лидеров, активно и профессионально использующих PR-акции в пропагандистских целях, хотя на первые числа ноября пришлись праздник революции и официальный старт агитационных кампаний подавляющего большинства прошедших регистрацию в Центризбиркоме объединений и партий, претендующих на места в Государственной Думе.

В рейтинге вновь уверенно лидирует PR-кампания премьер-министра Владимира Путина. Ему и на этот раз удалось наполнить ее действиями и лозунгами, которые вызывают одобрение у простых россиян и получают довольно высокую оценку профессиональных экспертов. В частности, эксперты отмечают, что кампания премьера все отчетливее распадается на три слагаемых. Первая составляющая - персональный PR премьер-министра Путина. Эта кампания получает высокие оценки экспертов, вызывает доверие и сочувствие у самых разных категорий населения. По мнению М. Виноградова, ведущего эксперта Независимого института политических технологий, Путин умело поддерживает веру в свою способность удовлетворять "народные чаяния" и время от времени делает громкие заявления. На этой неделе, например, премьер провозгласил о необходимости выработки "новой идеологии - патриотизма".

Вторая составляющая кампании Путина - "чеченская" - без увязки с первой уже не столь триумфальна. Ее чересчур акцентированная раскрутка начинает вызывать у специалистов сомнения в способности Путина делать для страны что-нибудь еще. В десятках регионов России людей беспокоят каждодневные проблемы. Чечня не может долгое время занимать основное внимание сограждан. По мнению "народных экспертов", с которыми солидарна и часть профессионалов, Путин в каком-то смысле "загнал себя в угол" - его имидж теперь прочно увязан с успехом чеченского урегулирования. При этом респонденты становились в тупик, пытаясь понять, "что же ему в конце концов удалось". Правительственная пропагандистская машина, очевидно, все менее эффективно работает на этом направлении.

Хотя кампания по поддержке военных действий в Чечне в нашем рейтинге удерживается в первой тройке, кампания против войны в Чечне постепенно набирает обороты и вошла по итогам недели в первую десятку. Однако действия федеральных сил по нормализации ситуации в Чечне сопровождаются, по мнению "народных экспертов", "подозрительными событиями, в которых трудно разобраться обывателю". Одно из них - освобождение бывшего мэра Грозного Гантамирова, который был осужден за хищение денег, направлявшихся на восстановление Чечни: "Наша власть никак не разберется, кто ей друг, а кто враг, - так войну не выиграть".

Третья составляющая PR-кампании Владимира Путина - освещение его деятельности за рубежом. По мнению ряда профессиональных экспертов, в этой сфере имеются определенные недостатки. М. Виноградов, например, считает, что у Путина здесь наибольшие проблемы и ему пока не удалось добиться больших результатов. "Народных экспертов", напротив, не смущает тот факт, что премьер во многих вопросах международных отношений "все смелее и смелее" берет на себя, по сути дела, президентские функции: "Ельцин все равно ничего уже не решает"; "Путин умеет себя вести - и с западниками жестко говорит, и фортелей за границей всем на позорище не выкидывает".

За месяц с небольшим новая чеченская кампания стала той выигрышной картой, на которой стремятся построить свою PR-игру многие российские политики. В начале ноября на этой теме попытались раскрутить еще одного кремлевского фаворита - министра МЧС Сергея Шойгу. Октябрьские попытки использовать для этого иные темы оказались откровенно неудачными: Шойгу вне "чрезвычайных ситуаций" не смог показать себя опытным и искушенным политиком. Достаточно напомнить о скандальных предложениях о лишении гражданства лиц, не голосующих на выборах, - эта явная "чрезвычайщина" большевистского типа, очевидно, испугала часть электората. Поэтому обставленная с помпой северокавказская поездка Шойгу, его вынесенная на публику встреча с премьером, оказанное министру доверие по координации действий силовых ведомств в Чечне и вокруг нее (какое не оказывалось даже первым вице-премьерам, не говоря уже о простых вице). Словом, целый ряд акций и обстоятельных репортажей о них должны были показать избирателям: Шойгу - человек дела, он способен решать серьезные проблемы самого крупного масштаба. Эксперты достаточно высоко оценили кампанию Шойгу (вернее, даже не кампанию самого министра, а действия активно двигающего его Кремля), и в результате она существенно поднялась в нашем рейтинге. "Народные эксперты" отметили высокую активность Шойгу, но не связали впрямую его участившиеся поездки с избирательной кампанией: "В этих делах Шойгу профессионал. Это та область, где можно конкретно решить какие-то проблемы", "Если Шойгу передумал лезть в большую политику - ну и хорошо, а если не передумал - полезные дела у него всегда будут в активе". Кроме того, некоторые из "народных экспертов" отметили, что Шойгу "расширил свои полномочия: он уже встречается с командующими нашими войсками и согласовывает все наши действия в Чечне".

Интересно, что все более заметное место в рейтинге занимают кампании, инициированные Кремлем. Помимо уже отмеченного взлета Сергея Шойгу третье место в рейтинге заняла кампания против ОВР и его лидеров. Хотя очередная передача Доренко и не была названа экспертами главным скандалом недели, незамеченной она тоже не осталась. Более того, на прошедшей неделе к этой кампании активно подключился Союз правых сил с "оригинальным" лозунгом: "Во всем виноват ОВР". "Слухи от Никонова", ставшие PR-находкой недели 25 - 31 октября, похоже, начинают оправдываться. Посмотрим, получит ли в результате СПС желанные 5% голосов.

Об успехе кампании против московского мэра и ОВР в целом свидетельствуют изменения в оценках избирателей. "Народные эксперты" стали более критично отзываться о Лужкове: "Кажется, на Лужкова работают все, кого поперли с других постов, и одновременно никто". Спад предвыборной кампании Лужкова, который был отмечен некоторыми "народными экспертами", и отсутствие каких-либо отношений между лидерами ОВР навели их на следующую мысль: "Видимо, Примаков не хочет, чтобы после Лужкова с таким же пылом принялись и за него самого".

Успеху кампании против Лужкова и ОВР также способствует заметно ослабевшая по сравнению с прошлыми неделями активность кампаний лидеров самого блока. Заметно снизилась экспертная оценка кампании экс-премьера Евгения Примакова. Лишь во второй десятке (причем почти в самом ее конце) в очередной раз оказалась PR-кампания Юрия Лужкова. Но "народные эксперты" и вовсе не заметили всех перечисленных кампаний. Более того, безразличие "народных экспертов" по отношению к Лужкову позволяет сделать вывод, что за месяц активной работы СМИ "безусловное доверие большинства москвичей" к своему мэру удалось поколебать. Новая информация, направленная против Лужкова и Примакова (очередная передача Доренко и статья "Золото Примакова" в "Новых Известиях"), признана черным PR недели.

Активные выступления Александра Вешнякова не были восприняты "народными экспертами" как собственная кампания председателя Центральной избирательной комиссии. А вот профессиональные эксперты достаточно высоко оценили эту PR-кампанию и в большинстве своем согласились с тем, что публичная активность председателя ЦИК выходит за рамки обычного исполнения им своих должностных обязанностей. "Народные эксперты", не разбирающиеся в тонкостях Закона о выборах, осудили Вешнякова и руководимую им ЦИК за практически единогласное решение зарегистрировать "фашистский "Спас". Даже респонденты, проявляющие "ультрапатриотические" взгляды по отношению к чеченской проблеме, считают поведение баркашовцев "вызывающим" и "наглым". Однако неспособность властей в течение нескольких лет "разобраться с фашистами" не удивляет "народных экспертов": "Говорят, многие милицейские и армейские тузы - скрытые фашисты, то есть у "Спаса" есть высокие покровители".

Возможно, столь категоричные и эмоциональные оценки "народных экспертов" стали следствием другой PR-кампании - против регистрации "Спаса". Эта кампания заняла 14-е место в рейтинге. А регистрация этого объединения признана экспертами главным скандалом недели. Печально, что одновременно с этим профессиональные эксперты не увидели на прошедшей неделе акций, достойных номинации "PR-находка недели".

Профессиональными экспертами рейтинга выступают:

  • А.Ю. Борисов, президент Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО);
  • И.М. Бунин, руководитель Центра политических технологий;
  • М.Ю. Виноградов, ведущий эксперт Независимого института выборных технологий;
  • А.К. Гнатюк, президент "ИМА-консалтинг";
  • Д.Д. Дегтяренко, главный редактор информационно-аналитического бюллетеня "Новости СМИ";
  • В.А. Евстафьев, президент рекламной группы "Максима";
  • А.Е. Загрядский, исполнительный директор Ассоциации российских банков;
  • М.М. Кожокин, главный редактор газеты "Известия";
  • Н.И. Кротов, руководитель службы по связям с общественностью телерадиокомпаний "Прометей";
  • З.Э. Ларькина, генеральный директор Информационного агентства AK&M;
  • Н.А. Мандрова, руководитель пресс-службы избирательного блока "Отечество - Вся Россия";
  • В.А. Мау, руководитель Рабочего центра экономических реформ при правительстве РФ;
  • И.Е. Минтусов, председатель совета директоров центра политического консалтинга "Никколо-М";
  • В.В. Моисеева, генеральный директор агентства "Имиджленд"
  • А.В. Нискин, директор по развитию агентства "Михайлов и партнеры";
  • В.З. Пилия, креативный директор агентства "Тайный советник";
  • А.П. Ситников, президент консалтинговой группы "Имидж-контакт";
  • А.П. Торшин, заместитель генерального директора Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО);
  • В.А. Фадеев, главный редактор журнала "Эксперт";
  • Г.Г. Ханов, президент холдинга Publicity;
  • А.А. Чеснаков, директор Центра политической конъюнктуры России;
  • И.Е. Ясина, обозреватель газеты "Время МН".
  •  

    PR-мероприятия (1 – 8 ноября 1999 г.)

    Баллы

    1

    Кампания Владимира Путина

    "Нам нужна новая идеология – патриотизм"

    Увеличение пенсий

    Встреча с Биллом Клинтоном и благожелательные отзывы в западных СМИ

    Введение визового режима для Грузии и Азербайджана

    Встреча с лидерами фракций и депутатских групп, экс-премьерами РФ

    3,88

    2

    Кампания в поддержку действий федеральных властей в Чечне

    Формирование новой власти на "освобожденных" территориях

    Назначение и.о. прокурора Чечни

    Начало выплаты пенсий

    Встреча Иванова и Шойгу с послами стран "большой семерки"

    Конференция чеченской диаспоры Москвы и Подмосковья

    Освобождение экс-мэра Грозного

    3,53

    3

    PR-кампания против ЮрияЛужкова и блока "Отечество – Вся Россия"

    Новостные программы на ОРТ (Доренко)

    3,38

    4

    Кампания Александра Вешнякова и ЦИК

    Пресс-конференция по случаю завершения регистрации

    Кампания против ОРТ и Доренко

    Кампания против "Спаса"

    Отмена регистрации Сергея Михайлова

    3,24

    5

    Кампания Бориса Березовского

    Дело "Аэрофлота"

    Заявление Березовского о поздравлениях от Лужкова

    2,83

    6

    Кампания Сергея Шойгу

    Поездка в Иркутск по делам МЧС, пресс-конференция

    Встреча с Путиным

    Рабочая поездка в Ингушетию

    2,76

    7

    Кампания ЕвгенияПримакова

    Визит в Литву, встреча с президентом Адамкусом

    Поездка в Калининградскую область

    2,71

    8

    Кампания Бориса Ельцина

    Возвращение из отпуска и встреча с Путиным

    2,65

    9

    Кампания против войны в Чечне

    Заявление Красного Креста об уничтожении автомобилей с беженцами

    Проблема беженцев

    Давление западных СМИ

    2,59

    10

    Кампания Павла Бородина

    Заявка на участие в выборах мэра Москвы

    2,53

    11

    Кампания блока "Отечество – Вся Россия"

    Манифест ОВР

    2,53

    12

    Кампания против Владимира Путина

    Новая волна слухов об отставке после возвращения Ельцина из отпуска

    2,53

    13

    Кампания КПРФ

    Поездка Зюганова по Воронежской и Липецкой областям

    Работа пресс-службы, заявления о Шойгу и ОВР

    Демонстрация 7 ноября

    2,41

    14

    Кампания Руслана Аушева

    Призыв проверить законность действий военных на территории Ингушетии

    Подготовка исков к СМИ, дискредитирующим Ингушетию

    2,35

    15

    Кампания против"Спаса"

    Заявление Вешнякова

    Иск Минюста с просьбой аннулировать регистрацию "Спаса"

    2,24

    16

    Кампания "Союза правых сил" и Сергея Кириенко

    Брифинг Глазычева – кандидата в вице-мэры Москвы от СПС

    Пресс-конференция Гайдара: "Корень зла в создании блока ОВР"

    Реклама референдума на ТВ

    7 ноября – возложение цветов к памятнику жертвам репрессий, митинг Кириенко у памятника Долгорукому

    Поездка Немцова в Лондон

    2,24

    17

    Кампания Лужкова

    Поездка в Читинскую область

    1,94

    18

    Кампания против Евгения Примакова

    Статья "Золото Примакова" в "Новых Известиях"

    1,88

    19

    Кампания "Единства"

    Поездка Александра Гурова в Тверь

    Регистрация блока

    1,59

    20

    Кампания "Яблока"

    Старт губернаторской кампании Игоря Артемьева в Петербурге

    1,53

    21

    Кампания Владимира Яковлева

    Избирательная кампания в губернаторы Санкт-Петербурга

    Противодействие слухам "от Доренко"

    1,53

    НоминацияАкция
    Находка  
    "Контрпропаганда" Кампания в поддержку действий федеральных сил в Чечне Кампания против войны в Чечне
    Слух Слух о готовящейся отставке Путина
    Черный PR Программа Доренко с очередными обвинениями в адрес Лужкова Кампания против Евгения Примакова
    Скандал Регистрация ЦИКом "Спаса"

    Еще по теме