Top.Mail.Ru
архив

Скромное обаяние дилетантов

В октябре корпорация Intel и Международная ассоциация научных парков (IASP) объявили о старте совместного проекта. В соответствии с соглашением Intel окажет техническую поддержку шести европейским научным паркам, чтобы помочь их обитателям быстрее интегрироваться в виртуальный бизнес. "Мы считаем научные парки эффективными бизнес-инкубаторами. Вместе с IASP мы хотим создать инфраструктуру, которая позволит малым и средним компаниям быстрее войти в Интернет-экономику", - заявил "Ко" вице-президент и генеральный менеджер Intel Desktop Products Group Патрик Гелсинджер.

Пастораль, омраченная дилетантами

Любимое дитя "железной леди"

Интерес Intel к европейскому малому бизнесу объясняется той ролью, которую "малая экономика" играет в европейской экономической системе. Возможности малого бизнеса европейцы осознали около 20 лет назад - именно тогда представители власти и большого европейского бизнеса сменили безразлично-высокомерное отношение к "братьям своим меньшим" на доброжелательность.

Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер видела в малом бизнесе колоссальный ресурс для подъема британской экономики.

Несмотря на благожелательное отношение к малым предприятиям со стороны европейской бюрократии, транснациональных корпораций и банков (последние увидели в малом бизнесе перспективный и емкий кредитный рынок), картина развития европейского малого бизнеса отнюдь не назовешь пасторальной. "Около 30% малых предприятий в Великобритании закрываются в течение первых трех лет существования", - говорит Стефан Аламбритис. Причиной тому неэффективные менеджмент и маркетинг. Малым предприятиям не по карману специалисты со степенью MBA. Директор, он же и владелец маленькой компании, ведет бизнес по своему разумению и зачастую становится жертвой собственного дилетантизма.

Развитие малого бизнеса Тэтчер считала столь же важным для Великобритании процессом, как и приватизацию. "Железной леди" удалось конвертировать социальное недовольство шахтеров и металлургов в энергию предпринимательства: если приватизация "выбрасывала" людей на улицу, то малый бизнес "подбирал" их. По сведениям национальной федерации малого бизнеса Великобритании, в период тэтчеровских реформ с 1983 по 1993 год в сфере малого предпринимательства было создано 2,5 млн новых рабочих мест. Директор по связям с прессой и парламентом этой ассоциации Стефан Аламбритис утверждает, что в 1993 году оборот британского малого бизнеса достиг отметки 150 млрд фунтов (около $240 млрд) и составил около четверти объема национальной экономики. В негосударственном секторе британской экономики малый бизнес обеспечивает 36% рабочих мест.

В континентальной Европе по объему малого бизнеса лидируют Италия и Германия. Замыкают первую пятерку Испания и Франция. Всего в сфере малого предпринимательства в ЕС занято около 20 млн. человек. 60% европейских малых предприятий имеют штат до 20 человек. Причем сфера деятельности европейского малого бизнеса не ограничена парикмахерскими и центрами автосервиса. Малые предприятия интегрированы в большую экономику, в том числе в самые высокотехнологичные секторы. "Boeing и FIAT не считают зазорным заказывать итальянским малым предприятиям исследовательские работы и производство деталей", - говорит эксперт программы TACIS Энрико Ромити.

На борьбу с бизнес-дилетантизмом в Европе брошены огромные силы. Просвещением мелких собственников занимаются министерства торговли и промышленности, учебные институты и торговые палаты. Один из эффективных инструментов, позволяющих поддержать малые предприятия и направить их развитие по верному пути, - научные парки.

Партнер Intel по новому проекту - IASP объединяет около 200 парков в 45 странах Европы и за ее пределами. Научные парки и бизнес-инкубаторы IASP охватывают около 40 тыс. мелких и средних компаний. "Наша задача - поддерживать развитие малых и средних предприятий, помогать им действовать эффективно, интегрировать их в мировую экономику. Развитие Интернета дает очень хорошие шансы для подобной интеграции, и Intel в этом смысле является идеальным партнером", - говорит генеральный директор ассоциации Луис Санц.

Технологический "колхоз"

Для пилотного проекта Intel и IASP выбрали шесть научных парков в Великобритании, Германии, Испании, Турции, Швеции и Эстонии. Один из участвующих в эксперименте научных парков - Андалусский технологический парк был открыт на окраине города Малаги в 1992 году по инициативе регионального правительства. Создавая парк, андалусские власти стремились обеспечить экономический рост в регионе и преодолеть однобокость местной экономики. К традиционным туризму и сельскому хозяйству благодаря парку добавились высокие технологии. Сегодня в технологическом парке близ Малаги работают 114 компаний с совокупным годовым оборотом около $250 млн. В парке создано около 2000 рабочих мест. Основных направлений деятельности у технологического парка в Андалусии пять: телекоммуникации, электроника, программное обеспечение, консалтинг, экология. Помимо испанских предприятий в парке "поселились" и зарубежные - здесь открыли свои лаборатории Siemens и Alcatel.

Как объяснила "Ко" совладелица малого предприятия Genetaq Мерседес Фернандес, парк в состоянии значительно облегчить старт новорожденному предприятию. Компания Genetaq получила здесь недорогой офис (поскольку парк находится за границей города, цены аренды невысоки), оснащенный всеми коммуникациями. Благодаря этому специалисты Genetaq свели до минимума организационные хлопоты и буквально с первого дня занялись тем, ради чего и создали предприятие, - микробиологией.

В том же духе высказывается и Карло Саброшо, менеджер компании Arcod, производящей программные продукты для промышленности, гостиничного сервиса и медицины. Arcod также получила в парке все необходимое для старта и потому не тратила много времени на хозяйственные заботы.

Директор по продажам компании Cetecom Фернандо Барейра подчеркивает, что в технологическом парке благодаря соседству многих компаний создается особая среда. Во-первых, соседи по офису могут одновременно являться и партнерами по бизнесу. Так, Cetecom выполняет работы по заказу Siemens и Alcatel, чьи лаборатории расположены неподалеку. Во-вторых, парк представляет собой одновременно мини-рынок и своего рода полигон: сейчас Cetecom разрабатывает компьютерную программу для колл-центра парка по заказу его администрации.

Конечно, большинство бизнес-партнеров Cetecom располагаются за пределами парка. Cetecom, чей годовой доход составляет около $1 млн, специализируется на тестировании телекоммуникационной аппаратуры и электрооборудования, создании программных продуктов и инженерном консалтинге. Клиенты Cetecom - европейские компании сферы hi tech. Тем не менее добрососедские отношения, о которых говорит Фернандо Барейра, - это одна из главных идей технологического парка. Специализируясь в разных областях, компании-соседи могут быть полезны друг другу. Технологический "колхоз" подразумевает, что тренинги и семинары, которые администрация парка постоянно организует для его обитателей, проводятся с опорой на местные ресурсы: консалтинговая компания оказывает соседям помощь в вопросах менеджмента, а инжиниринговая - в вопросах высоких технологий. Так соседи помогают друг другу преодолевать дилетантизм.

Именно в эту инновационную "тусовку" и решила вписаться Intel. Пилотный проект предусматривает, что Intel создаст в шести научных парках Интернет-лаборатории и проведет семинары по Интернет-экономике для обитателей парков. После подведения итогов пилотного проекта Intel планирует распространить эксперимент на другие технологические парки.

Виртуальная провинция

С маркетинговой точки зрения замысел Intel является абсолютно точным попаданием в цель. Развитие европейского малого бизнеса ориентировано на высокие технологии. В официальном документе ЕС "Семь стратегических направлений развития малого бизнеса" говорится, что в идеале малое предприятие должно не только иметь доступ к Интернету и электронной почте, но и открыть собственную страницу в Сети, числиться в электронных каталогах и владеть EDI-технологиями (EDI - это своего рода международное эсперанто, искусственный язык, построенный на системе цифровых кодов. - Прим. "Ко"). Однако европейский малый бизнес движется к Интернету не потому, что так решила европейская бюрократия, а потому, что это выгодно.

Пять лет назад Карлос Баррабес с братом и отцом организовали семейное предприятие. Компания, располагавшаяся в пиренейском поселке, специализировалась на организации горных путешествий и продаже альпинистского оборудования. Неизвестно, сколь долго предприятие из пяти человек влачило бы жалкое существование, не приди Карлосу в голову идея использовать для бизнеса возможности Интернета.

Карлос не стал ограничиваться созданием страницы - он решил использовать возможности Интернет-маркетинга по полной программе. Интернет помог Баррабесу установить контакты с другими туроператорами и производителями альпинистского снаряжения, но главное - позволил ему расширить клиентскую базу до масштабов континента. Баррабесу удалось создать международный виртуальный клуб горных туристов. Войдя же в международное альпинистское сообщество, компания стала ежегодно удваивать объем продаж - сегодня ее годовой оборот равен $6,4 млн. "Среди членов клуба очень много скандинавов, но есть и русские, - говорит 29-летний Карлос Баррабес. - Теперь мы организуем экспедиции не только в Пиренеи, но и по всему миру, вплоть до Анд. Многие хотели купить нашу компанию, но мы всякий раз отвечали отказом".

Тем не менее пример Карлоса Баррабеса скорее исключение, чем правило. По сведениям компании Datamonitor, только 30% европейских малых компаний используют возможности Интернета. В Испании, на родине Карлоса Баррабеса, этот показатель еще меньше - 13% (см. карту). "На Европу сегодня приходится только 6% объема мировой электронной коммерции", - говорит Патрик Гелсинджер. В денежном выражении эти 6% составляют $3 млрд. Однако, по прогнозам International Data Corporation (IDC), уже в ближайшие пять лет объем виртуальной коммерции в Европе вырастет до $430 млрд, что составит около 33% от мирового объема в целом (см. график).

Серьезное отставание Европы от США в сфере Интернет-экономики означает, что в ближайшие пять лет емкость европейского компьютерного рынка будет стабильно увеличиваться. Наиболее перспективен в этой связи сектор малого и среднего бизнеса.

По данным IDC, сегодня только 54% европейских малых предприятий имеют компьютеры, тогда как в США этот показатель составляет 78%. Европейский малый бизнес неминуемо будет наращивать свое присутствие в Интернете и повышать уровень собственной компьютерной оснащенности. Таким образом, маркетинговая программа Intel направлена в самый центр будущего спроса.

Прогноз Intel разделяют Hewlett Packard, Compaq, Lucent Technologies и другие ведущие производители компьютеров и телекоммуникационного оборудования. Три названные компании имеют свои европейские маркетинговые программы, нацеленные на сектор малого бизнеса: дилетанты Старого Света притягивают к себе пристальное внимание лидеров мирового рынка hi tech.

"Новая инициатива Intel - это не революция в маркетинге компании. Intel традиционно действует на компьютерном и телекоммуникационном рынках, хорошо представляет положение дел и точно знает, в каком секторе рынки будут расти. Тем не менее в этой инициативе Intel есть и нечто принципиально новое. Мы вышли за пределы активности компьютерной компании и предложили бизнесу некие новые ценности", - считает Мария Марсед, директор по маркетингу Intel Сorporation, Europe.

Скорее всего, после завершения пилотной стадии проект будет развиваться в качестве европейской маркетинговой программы Intel. Корпорация не ждет, что проект перерастет во всемирную программу преодоления "виртуальной провинциальности". Тем не менее Мария Марсед не исключает, что в будущем программа распространится и на развивающиеся рынки. Подтверждением тому служит участие в пилотном проекте Эстонии и Турции. "В России тоже есть прообразы технологических парков, и мы наблюдаем за ними. Принимая решение об участии парка в программе, Intel руководствуется двумя критериями. Во-первых, нужно, чтобы парк работал эффективно. Во-вторых, чтобы эффективно работали партнеры Intel в регионе, где расположен этот парк", - говорит Мария Марсед.

Еще по теме