Top.Mail.Ru
архив

Реанимация "красного компьютера"

Крупнейшие игроки российского компьютерного рынка после длившейся почти год депрессии вновь пытаются активно влиять на ситуацию. С начала ноября сразу несколько компаний, известных ранее как крупнейшие производители "российских брэндовых компьютеров", запустили рекламные кампании и заявили о новых партнерских соглашениях. Так, группа R&K объявила о подписании дистрибуторского соглашения с компанией Dealine, являющейся одним из крупнейших российских дистрибуторов западной компьютерной техники. По условиям соглашения Dealine берется распространять продукцию R&K через свои дилерские сети. Комментируя соглашение, генеральный директор Dealine Георгий Полихрониди отметил, что "стратегии компаний на данный момент совпадают. Именно поэтому и принято решение о совместной деятельности".

Такое соглашение год назад выглядело бы совершенно обычным делом: привлечение внешних дистрибуторов к распространению продукции является во всем мире вполне нормальным маркетинговым ходом. До кризиса он применялся и в России. Однако тогда московские дистрибуторы не слишком стремились к распространению продукции отечественных сборщиков: компании работали по большей части с западными вендорами, занимая специфические ниши на рынке. Да и сами "брэнд-производители" - главным образом "Вист" и R&K - больше стремились создавать собственные дилерские сети, нежели обращаться за помощью к дистрибуторам. Нынешний же альянс R&K и Dealine, возможно, открывает новый этап в развитии рынка: ослабевшие производители российской техники готовы отдавать сбыт дистрибуторам. В свою очередь, дистрибуторы тоже поворачиваются к отечественным производителям, поскольку в нынешних условиях компьютеры под западными торговыми марками продаются с очень большим скрипом. Вероятно, не последнюю роль в заключении соглашения с Dealine сыграл новый директор по маркетингу R&K Андрей Краснов, имеющий большой опыт работы как раз в дистрибуторском бизнесе и известный своей приверженностью к нестандартным решениям.

Заметно активизировались и другие российские сборщики. Например, похороненный было конкурентами "Вист", по данным "Ко", активизировал работу с партнерами по "подвисшим" в течение 1999 года контрактам. Одновременно с этим компания начала рекламировать серверную технику под своей торговой маркой. Тем не менее вид закрытых магазинов, принадлежащих "Висту", показывает, что до возрождения компании еще далеко: собственную ритейловую сеть, на которую ранее ставила группа, содержать пока слишком накладно.

Еще одним "застрельщиком" активизации розничных продаж стала группа "Формоза", выпустившая несколько серий компьютеров, ориентированных на четко очерченную группу потребителей. Наиболее активно продвигается серия TEEN, ориентированная на тинейджеров - видимо, в расчете на новогодний "подарочный" бум. За инициативами "Формозы", кстати, внимательно наблюдают практически все российские компании, ранее присутствовавшие на компьютерном рынке. По словам одного из уволившихся зимой 1998 года менеджеров компании-дистрибутора "Виста", "если у "Формозы" будет хоть что-то получаться, то отнимать у Compaq рынок домашних компьютеров бросится пара десятков компаний. Все просто боятся начинать...".

С сентября 1998 года, по мнению экспертов IDC, компьютерный рынок России сократился на 19% в натуральном выражении и на 30,6% - в денежном. И именно крупные компании пострадали ощутимее "мелочи". В конце 99-го стали заявлять о себе средние производители, ранее не смевшие претендовать на хоть сколько-нибудь серьезные позиции. Сергей Швец, директор компании "Инел", разделяет такое мнение и говорит, что "успешнее всего из кризиса выходят небольшие мобильные компании, оперативно реагирующие на изменение рыночной ситуации. Крупные же компании, вынужденные планировать свою деятельность на год вперед, страдают больше других".

Однако сомнения в том, что инициативы R&K и "Формозы" принесут ощутимый результат, весьма серьезны. За год изменилось отношение к "красным компьютерным брэндам" и со стороны потребителей: после того как на кризисном рынке порезвились иностранные производители, нельзя исключать, что стоимость брэндов "Вист", R&K, "Кит" и других окажется близкой к нулю. Кроме того, сейчас стало очевидностью наплевательское отношение некоторых производителей к пользователям: за год после кризиса качество сервиса крупных производителей испортилось неописуемо. Конечно, докризисный пафос маркетинговых мероприятий и дилерских собраний, а также уверения компаний-производителей в абсолютном отсутствии финансовых проблем вызывают лишь сдержанные улыбки. Впрочем, именно так и должно быть. Ведь два года назад те же компании доказали, что у техники "красной сборки" есть своя ниша. И пока никем не доказано, что эту нишу нельзя восстановить.

Еще по теме