Top.Mail.Ru
архив

Полный транс

 

Игорь Левитин, МинтрансТрагедия с теплоходом "Булгария" в очередной раз продемонстрировала, что вертикаль Минтранса не функционирует. Трудно даже комментировать заявления министерства, что чуть ли не в июне судно прошло проверку, было технически исправно и имелись все разрешения на его эксплуатацию. Судя по всему, высшие чиновники рассчитывают на неоднократно повторявшийся вариант - накажут стрелочников. Впрочем, "Булгария" - лишь самый последний штрих к портрету Минтранса.

 

Резервный вариант

Совещание в администрации президента, состоявшееся в начале июля на Новой площади, было полуофициальным. Сначала говорили о кадровой политике, но затем тема изменилась. Стали обсуждать визит президента Дмитрия Медведева на Дальний Восток, где он осматривал строительные объекты, возводимые к саммиту АТЭС-2012. Вывод оказался неутешительным: запаса по времени практически нет. Президент остался явно недоволен увиденным. За год до открытия мероприятия, на подготовку к которому пущено свыше $22 млрд, готово немногим больше половины объектов, а мосты на остров Русский могут оказаться недостроенными. Пока из воды виднеются лишь гигантские столбы. С одной стороны, Дмитрию Медведеву доложили, что все будет готово в срок, с другой - строительство идет почти с годичным отставанием по графику. Министр транспорта Игорь Левитин пообещал сдать мост на Русский в июле 2012-го. Но впервые за несколько лет подготовки к саммиту во время визита речь зашла о резервных вариантах доставки делегатов на остров - морем или воздухом.

На совещании в президентской администрации оптимизма было еще меньше. Без нарушения технологий строительства мосты в срок не сдать. На это глава государства закрыть глаза не сможет. Придется искать крайнего. Первым под раздачу может попасть Игорь Левитин, для увольнения которого существуют десятки причин. Источник "Ко", близкий к администрации президента, рассказывает, что отставка господина Левитина могла произойти и раньше, если бы не подковерная борьба претендентов, - ни одна из заинтересованных группировок пока не способна продавить своего кандидата. "Игоря Левитина будет проще убрать из правительства в связи с провалом строек к АТЭС, чем нести риски всем, ответственным за проведение этого мероприятия, - считает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. - Его позиции в правительстве довольно слабы, и вряд ли его возьмут в следующий состав".

 

Бывшие партнеры?

Минтранс - одно из ключевых ведомств в правительстве, через которое ежегодно распределяется более $20 млрд только бюджетных средств.

Бывший офицер-железнодорожник, Игорь Левитин пришел в министерство, успев несколько лет проработать в "Северстальтрансе" (ныне "Н-Транс"), крупнейшей в стране частной железнодорожной компании, ранее подконтрольной шефу "Северстали" Алексею Мордашову.

Считается, что именно металлург пролоббировал назначение Левитина в Минтранс, дабы заручиться дополнительной поддержкой в борьбе против главы "Русала" Олега Дерипаски.

В "Северстальтрансе" Игорь Левитин считался одной из четырех ключевых фигур, после Константина Николаева, Никиты Мишина и Андрея Филатова, однако, по официальной информации, не имел в компании своей доли. Впрочем, крупные пакеты акций "Н-Транса" спрятаны в офшорах, проследить бенефициаров которых невозможно. Когда в 2005 г. министр впервые обнародовал данные о доходах, выяснилось, что он является одним из самых богатых членов правительства. Источник - продажа акций. Чиновник до сих пор остается одним из самых состоятельных министров: в прошлом году он заработал 22 млн 66 тысяч руб.

Похоже, что Игорь Левитин пусть и опосредованно, но продолжает участвовать в бизнесе "Н-Транса", по крайней мере, активно продвигает интересы компании. С его приходом Минтранс с помощью гибкой тарифной политики сделал все возможное, чтобы максимальное число российских хозяйствующих субъектов экспортировало грузы именно через Эстонию - основное направление работы "Н-Транса".

 

Прикрыть министра

Подтверждением версии, что Левитин лоббирует интересы "Н-Транса", стал громкий скандал, разразившийся во время прокладки автотрассы Москва - Санкт-Петербург через Химкинский лес. Выяснилось, что "Н-Транс" наряду с французской Vinci контролировали Северо-Западную концессионную компанию, получившую подряд на строительство первой очереди автодороги. Позднее Дмитрий Медведев признал, что реализовать альтернативный маршрут нельзя. "Я убедился, что, ввиду того, какие решения до этого были приняты, они не катастрофические, они восполнимые с точки зрения экологического ущерба, но изменить их сегодня невозможно", - отметил Дмитрий Медведев. Министру транспорта, отставки которого добивались защитники леса, похоже, вновь все сошло с рук. "У Игоря Левитина серьезные покровители, начиная от вице-премьера Игоря Сечина и заканчивая владельцами крупных транспортных компаний, связанных со строительством автомагистрали через Химкинский лес, - говорит политолог Станислав Белковский. - Речь идет об "Н-Трансе", где работал министр, и Северо-Западной концессионной компании".

 

Деньги в песок

Игорь Левитин занимает пост министра транспорта уже семь с лишним лет. Но его до сих пор все называют железнодорожником. Речники, моряки, авиаторы и даже дорожники относятся к нему без особого пиетета. Но больше всего претензий имеется к его главному проекту - повсеместному распространению платных дорог. Именно Левитин воплотил идею реформирования дорожного ведомства в госкомпанию "Росавтодор". При этом до сей поры отечественные дороги считаются одними из самых дорогих и худших в Европе, а "Росавтодор" называют большой аферой и механизмом по перекачке бюджетных денег: суммарные бюджетные расходы министерства, его агентств и служб в 2010 г. составили 652,2 млрд руб., более трети (280,8 млрд руб.) пришлось на "Росавтодор".

Результата его работы пока нет. Только скандалы - с "танцующим" мостом в Волгограде, со строительством питерской трассы или с ремонтом дороги в Кезском районе Удмуртии. Согласно смете, ремонт трех километров автодороги Кез - Старая Гыя обошелся в 13 млн руб. Но весной она превратилась в смесь талого снега, песка и глины. Новая пятикилометровая дорога от МКАДа до инновационного центра "Сколково" также уже требует капитального ремонта. Проверка установила, что причиной преждевременного разрушения трассы стоимостью более 6 млрд руб. стала халатность строителей.

Дорожное строительство не зря считается одной из самых коррумпированных отраслей. Только в данный момент расследуются два уголовных дела: в Хабаровске и Санкт-Петербурге. На Дальнем Востоке дорожники своровали 120 млн руб., выделенных на строительство дороги "Амур", в Питере - 211 млн руб, предназначенных для Кольцевой автодороги (КАД). "Минтранс постоянно находится в центре конфликтов, - констатирует президент Фонда петербургской политики Михаил Виноградов. - Все это связано с огромными средствами, выделяемыми министерству".

 

Сделано в СССР

В последнее время в России участились авиакатастрофы, вызванные не погодными факторами и не отказами техники. Например, авария Ту-134 в Карелии. До этого похожие трагедии происходили в Перми, Самаре и Смоленке, где погиб президент Польши Лех Качиньский. "Во всех этих случаях виновным признается экипаж, - отмечает Олег Смирнов, бывший заместитель министра гражданской авиации СССР, глава фонда "Партнер гражданской авиации". - Истинные причины расследования не появляются, потому что это невыгодно". По его мнению, виновата система организации летной работы не только в авиакомпаниях, но и в государстве. Ничего в этом отношении практически не изменилось с советских времен.

Ключевым проблемным моментом российской авиаиндустрии является тотальная отсталость наземной инфраструктуры, прежде всего аэропортов. Именно этот фактор привел к аварии самолета польского президента и последней карельской катастрофе. "На периферии аэродромная инфраструктура не менялась с 1950 - 1960 годов, именно поэтому многие взлетные полосы просто не приспособлены к посадкам современных самолетов, - продолжает Олег Смирнов. - Только после недавней трагедии было принято решение перенаправить средства на оборудование таких аэродромов системами посадки".

Почему же стрелочниками становятся погибшие пилоты и набирающие их авиакомпании, как выразился вице-премьер Сергей Иванов, "живопырки"? С летчиков уже не спросишь, аэропорты и чиновники также остаются ни при чем. "Даже президента так запутали, что он дал команду о выводе из эксплуатации Ту-134, - жалуется Олег Смирнов, - хотя это один из самых надежных российских самолетов. Другой вопрос, что для полетов на нем у пилотов должны быть очень высокая квалификация и опыт". Минтранс теперь хочет вывести из эксплуатации все морально устаревшие Ту-134 или Ту-154. Но проблема останется. Самолеты, которые придут им на смену, также не смогут летать во многие российские города в силу неразвитости инфраструктуры. Факт наличия в стране более чем 150 авиакомпаний также выгоден министру - из-за разобщенности никто не обращает внимания на хронические проблемы, да и коррупционную составляющую - поборы с "маленьких" - тоже никто не отменял.

Вся система гражданской авиации в РФ построена таким образом, что она не отвечает мировым стандартам. Летная работа отодвинута на задний план, а на первое место выходит финансовый вопрос. В стране даже отсутствует независимый орган расследования летных происшествий. Например, в США этим занимается NTSB, подчиняющееся напрямую президенту и отчитывающееся перед Сенатом. "В России же Межгосударственный авиационный комитет выполняет, по сути, дипломатические функции, - рассуждает Олег Смирнов. - Все расследуют сами себя. Истинные причины так и не раскрываются, поэтому и болезни все сохраняются".

Многие эксперты говорят, что вряд ли стоит ждать отставки главы Минтранса до президентских выборов. Ставить нового, а потом переназначать нецелесообразно. Да и чтобы определиться с кандидатурой, потребуется время. Но главный вопрос в другом. Сейчас участники рынка жалуются на несправедливое к ним отношение, отсутствие регулирования отрасли и распределение бюджетных средств в интересах определенных компаний. Что изменится со сменой министра? Среди претендентов на его кресло называют замминистра транспорта Олега Белозерова, главу Объединенной судостроительной корпорации Романа Троценко и даже губернатора Костромской области Игоря Слюняева. Принимать решение будет тот же властный тандем, а каждый из потенциальных кандидатов имеет свою группу влияния.


Еще по теме