Top.Mail.Ru
архив

Попутный страховщик

Воровство грузов при транспортировке, особенно по железной дороге, в свое время стало притчей во языцех. Сейчас шумиха вокруг этой проблемы утихла, тем не менее компании по-прежнему терпели бы значительные убытки, если бы не страховщики, которые принимают на себя риски транспортировки грузов... По некоторым оценкам, транспортное страхование занимает до 15% рынка,но многие страховые компании считают, что сейчас рынку не грозит быстрый рост и большие перспективы.

Усушка и утруска

"Представьте, что где-то по мировым просторам двигается груз, который стоит много миллионов долларов, и вы несете за него материальную ответственность, - рассказывает Валерий Николаев, генеральный директор страхового брокерского бюро "Универсал-Партнер". - В пути с этим грузом может случиться что угодно. А страховая премия по этому виду, как правило, составляет менее 1% от стоимости груза".

Определенные потери при транспортировке грузов, особенно насыпных, практически неизбежны. А при транспортировке больших партий принято закладывать определенный процент так называемых неизбежных потерь на "усушку - утруску", который определен как международными, так и российскими стандартами. Однако на практике для увеличения страхового покрытия продавцы и покупатели товара стараются минимизировать процент дополнительных потерь, к которым относится прилипание сыпучих грузов к стенкам корабля, просыпка при перегрузке и др.

Еще до недавнего времени на рынке страхования экспортно-импортных грузов существовал один монополист - "Ингосстрах", который и по сей день занимает лидирующее положение. Однако доля "Ингосстраха" за последние два-три года уменьшилась за счет активных действий других компаний - таких, как "Континент-Полис", "Интеррос-Согласие", "Промышленно-Страховая Компания", "Ренессанс-Страхование" и некоторых других.

По данным Промышленно-страховой компании, августовский кризис в России сместил акценты в страховании грузов. В докризисный период в страховании грузов преобладало страхование перевозок по импорту (50%), а на внутренние и экспортные перевозки приходилось 39% и 11% соответственно. В послекризисный период был отмечен рост страхования грузов внутри страны (46%). При этом страхование импортных грузов составило 48%, экспортных - 6%.

Цена демпинга для рынка

Не секрет, что именно тогда между крупнейшими операторами рынка страхования грузов значительно обострилась конкуренция. В результате некоторые компании, стремясь получить большую долю на перспективном рынке, начали открыто демпинговать. Этот факт, естественно, отразился на общем уровне тарифов по этому виду страхования и усилил их снижение, которое уже началось некоторое время назад.

"Если еще года два назад тарифы не опускались ниже 1% от стоимости груза, а в большинстве своем колебались от 1,5% до 2%, - рассказывает Дмитрий Синчурин, генеральный директор страховой брокерской фирмы "Русский Брокерской Центр", - то сегодня тарифы на этот вид страховых услуг практически соответствует мировому уровню и не превышают 1%, а чаще составляют 0,5%"

По количеству убытков по-прежнему лидируют наземные перевозки. Хотя, по мнению экспертов, усилия железнодорожников и страховых компаний не проходят даром. Как рассказал директор департамента страхования грузов ОАСО "Континент-Полис" Дмитрий Климов, убыточность при страховании больших объемов железнодорожных перевозок с годами уменьшается: "Из 3000 договоров, заключенных нашей компанией в прошлом году по страхованию наземных перевозок, количество урегулированных убытков составило порядка 90. В 1996 году - около 140. Существующая ситуация не могла не отразиться и на нормализации страховых тарифов, и на роли страховщиков в организации грузоперевозок. Можно сказать, что постепенно мы переходим к цивилизованным условиям грузоперевозок и их страхования".

Политика против транспорта

Перспективы развития этого вида страхования являются сейчас на рынке предметом дискуссии. Среди страховщиков бытуют самые различные мнения по этому вопросу. Так, некоторые скептически смотрят на ближайшее развитие страхования грузоперевозок, объясняя это нестабильной политической и финансовой ситуацией в стране. Другие компании, наоборот, высказывают мнение о перспективности этого бизнеса вне влияния политической конъюнктуры. Так, например, специалисты страховой компании «Континент-Полис» считают страхование грузов одним из перспективных направлений и ставят развитие этого вида страхования в ряд приоритетных задач. По их мнению, в ближайшие полгода объем грузоперевозок, обеспеченных страховым покрытием - как экспортно-импортных, так и внутренних, - значительно возрастет.

При этом страхование грузов - исключительно сложный вид страхования, требующий учета большого количества нюансов, так как в пути с грузом могут произойти самые непредвиденные события.

Придорожные умельцы пробивают полы вагонов, проламывают стенки контейнеров, пытаются заполучить товар по поддельным накладным и проч. Несколько месяцев назад один из крупных российских импортеров транспортировал 15 тыс. т пшеницы. Груз прибыл в порт Санкт-Петербурга, где был перегружен на железную дорогу. Уже в порту была обнаружена недостача в 15 т, а по прибытии груза на место назначения хозяева груза недосчитались еще 55 т. В результате покупатель недополучил 70 т оплаченной пшеницы. Понятно, что 70 т пшеницы на «усушку и утруску» списать довольно проблематично. При этом кражи подобных размеров чаще всего не могут быть осуществлены в пути: скорее всего, «утечка» произошла при перегрузке зерна на железную дорогу.

Часто при смешанных экспортно-импортных перевозках (когда задействовано несколько видов транспорта) страхование основных участков пути осуществляется разными компаниями. Например, морская часть пути застрахована в иностранной компании, а железнодорожные перевозки по территории России - в отечественной. При этом по недосмотру владельцев в пунктах перегрузки образуются «пробелы» в страховом покрытии и именно на этих участках, не контролируемых страховщиками, происходят самые крупные кражи.

Главное - уследить

Страховые компании стараются выходить из этих ситуаций путем увеличения территории страхового покрытия, а также проведения превентивных мероприятий. «Континент-Полис», например, акцентирует внимание своих клиентов на подобных участках, предлагая страховое покрытие не только для собственно транспортировки грузов, но и для этапов перегрузки, складирования, обеспечивая универсальное страховое покрытие для всего пути груза от продавца к покупателю. В зависимости от характера груза и пути его следования разрабатываются индивидуальные транспортные схемы и программы страхования.

В компании также отработана система снижения рисков хищения - силами региональных филиалов организовано непосредственное присутствие представителей компании как на этапах перегрузки товара с одного вида транспорта на другой, так и в пункте назначения.

По словам начальника отдела страхования грузов «Континент-Полиса» Марины Садовской, введение системы превентивных мероприятий позволило в короткий отрезок времени снизить возможность наступления убытка на 80%. При этом осуществление превентивных мероприятий не влияет на уровень страховых премий, уплачиваемых клиентами, так как эта программа осуществляется силами филиалов и партнеров компании. А снижение риска наступления страхового случая, в свою очередь, позволяет страхователям избежать простоев в бизнесе и в полном объеме выполнять свои обязательства перед партнерами и контрагентами.

По оценкам специалистов «Континент-Полиса», ситуация на рынке страхования грузов в настоящий момент весьма привлекательна для клиентов. Тарифы снижаются, страховые компании предлагают все большее количество дополнительных услуг, обеспечивающих повышенную безопасность перевозок. Все это позволяет страховщикам рассчитывать на то, что уже в ближайшем будущем количество незастрахованных грузов, особенно на внутрироссийских дорогах, уменьшится.

Еще по теме