Нездоровое оживление
Время начала экономического выздоровления определено - 2001 год. Большинство чиновников и экспертов сходятся во мнении, что после выборов оживление экономики неизбежно. Министр финансов Михаил Касьянов* прогнозирует, что именно к этому времени Россия вернется на мировые рынки капитала, а министр экономики Андрей Шаповольянц обещает резкое увеличение объема прямых инвестиций.
Основания для таких оптимистичных прогнозов налицо. После августовского дефолта и девальвации в стране сложилась экономическая ситуация, весьма благоприятная для инвестора. Дешевый рубль позволил иностранным компаниям снизить свои расходы. Рыночная же инфраструктура России - транспорт, связь, коммуникации - для развивающейся страны вполне приемлема. Мировая конъюнктура тоже благоволит к России - цены на сырье повысились, обеспечив приток валюты в страну и положительное торговое сальдо. Наконец, здесь есть квалифицированная, а после 17 августа еще и недорогая рабочая сила.
Более того, из-за девальвации и дефолта, следствием которых стало неизбежное сокращение номинальных расходов государства, правительство Примакова было вынуждено сделать то, о чем так долго (и впустую) говорили либералы - сократило поддержку неэффективных отраслей и секторов. Иными словами, государства в экономике стало меньше.
Однако, несмотря на эту благостную картину, иностранцы в Россию не идут. Надо полагать, движут ими политические мотивы. Власть раздирают собачьи страсти, а тем временем в стране делается обычное для банановой республики дело - бесконечный передел собственности и финансовых потоков. В стране реализуется традиционный сценарий с драматическим несоответствием между политической и экономической ситуацией.
Перспективы тоже не радуют. Впереди парламентские и президентские выборы, на которых схлестнутся виртуальные идеологии - коммунистическая, которой уже нет, и либеральная, которой еще нет. Результаты борьбы абсолютно непредсказуемы. Зато очевидно, что инвесторы опасаются всего радикального -- и «красного» реванша, и неконституционных вариантов передачи власти. Политики делают все возможное, чтобы поддержать неблагополучный имидж России.
Проблема даже не в том, что из-за бездарной политики российского государства иностранцы откладывают принятие инвестиционных решений как минимум на два года -- этот срок можно и потерпеть. Главное, что государство не принимает серьезных мер, чтобы послевыборное оживление превратилось в устойчивый экономический рост.
Да, оживление будет. После выборов (в случае их приемлемого результата) на фондовый рынок снова придут западные деньги. Крупные российские компании - такие, как «Газпром» или «Лукойл» - объективно недооценены рынком, а потому рост их акций весьма вероятен. Да, в 2001 году неизбежно вырастут прямые инвестиции в отрасли, ориентированные на потребительский спрос - такие, как пищевая и текстильная промышленность, -- а также в рыночную инфраструктуру -- строительство и телекоммуникации. Для них характерен быстрый оборот денег, поэтому западные компании, обладающие технологиями и налаженным менеджментом, могут неплохо заработать.
Этот путь проходили большинство развивающихся стран - будь то Бразилия, Чехия, Таиланд или Турция. Но, как показывает их опыт, для того чтобы рост инвестиций стал характерен не только для потребительских отраслей, но и для экономики в целом, нужны реформы. Капитал не может идти в страну, где не обеспечиваются права акционеров и взимаются сверхвысокие налоги. Для защиты инвесторов нужно проводить реформу предприятий, а чтобы снизить налоги, придется решать проблему государственного долга и завершить бюджетную и жилищно-коммунальную реформы. Без этого послевыборное оживление так и останется лишь краткосрочным всплеском, который сменится новой стагнацией или кризисом.
* признан в России иноагентом