Попытка номер два
НА ЭТОЙ неделе Госдума уже во второй раз будет рассматривать законопроект "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств". Предыдущий проект, вынесенный на рассмотрение депутатов в прошлом году, был отклонен.
Из-за "автогражданки" ломаются копья уже на протяжении многих лет. С одной стороны, это лакомый кусок для страховых компаний – объем рынка обязательного страхования ответственности автомобилистов оценивается приблизительно в $1 млрд. С другой – такая "уравниловка" предполагает низкие тарифы, а, значит, это становится невыгодным для страховщиков. Что же выигрывают страховщики?
По признанию председателя комитета ВСС по автострахованию Игоря Жука, обязательное страхование автогражданской ответственности – неприбыльное занятие. "По нашей статистике (Игорь Жук также является руководителем одной из компаний-лидеров рынка добровольного страхования ответственности автомобилистов – "Интеррос-Согласие") отдельно взятое страхование автогражданской ответственности – это не "зарабатывающий" вид страхования. Это вид, сопровождающий добровольное страхование, который позволяет "прийти к страхователю". Таким образом, за счет массовости охвата страховщики надеются популяризировать страхование как таковое, предлагая автолюбителю помимо обязательной страховки застраховать здоровье или жизнь, например.
В целом можно признать, что задача лоббистов "автогражданки" выполнена. Несколько лет назад законопроект даже невозможно было внести в Думу: депутаты сразу начинали кричать, что страховщики пытаются "протащить" еще один закон о новых поборах. Сегодня все изменилось. С цифрами в руках страховщики доказали, что введение системы страхования ответственности идет только на пользу бюджету, причем речь не только об ответственности автомобилистов.
Законопроект, который будет рассматриваться 24 января, одобрен правительством и администрацией президента и, судя по тому, что происходит сейчас на заседаниях фракций, имеет большие шансы пройти первое чтение. Однако у законопроекта есть свои противники. Один из них – депутат Госдумы, бывший руководитель "Росгосстраха" Владислав Резник. Специалисты считают, что неприятие законопроекта этим депутатом связано с тем его пунктом, который устанавливает ограничения для страховых компаний на участие в обязательном страховании автогражданской ответственности. Согласно законопроекту, компания должна иметь филиалы в каждом субъекте федерации, а это заведомо отсекает от участия в проекте подавляющее большинство региональных компаний, оставляя для них лишь лазейки, как, например, сострахование или перестрахование. "Русь" (питерская страховая компания, которая, как известно, до сих пор находится под контролем Резника – "Ко") довольно успешно занимается добровольным страхованием автогражданской ответственности в своем регионе. "С принятием закона львиную долю рынка придется уступить московским гигантам", – говорит один из специалистов страхового рынка. Игорь Жук высказывается за сохранение ограничений для компаний, которые смогут получить лицензию на проведение обязательного страхования автогражданской ответственности. "Этот пункт преследует только одну цель: чтобы компании, которые занимаются этим видом страхования, были надежными".
Пока что ясно одно – если закон будет принят и вступит в силу (при благоприятном стечении обстоятельств это случится 1 января 2002 года) первыми лицензии на проведение обязательного страхования автогражданской ответственности получат именно те компании, которые сегодня занимают ведущие позиции на рынке – "Ингосстрах", "Интеррос-Согласие", "РЕСО-Гарантия". Всего, по оценкам специалистов, лицензии могут затребовать около ста компаний, но многие буквально сразу же откажутся от них, так как этот вид весьма трудоемкий и требует больших затрат и подготовки специалистов. Возможно, что наплыв клиентов частично примет на себя Федеральное автотранспортное гарантийное агентство, аналог так называемых моторных бюро на Западе, создание которого предусмотрено тем же законопроектом. Помимо контрольных функций, это агентство займется льготным страхованием для определенных категорий населения - например, инвалидов. Кроме того, агентство должно будет выплачивать определенную часть страховки за обанкротившуюся страховую компанию. Содержать агентство придется самим страховщикам, которые должны будут выплачивать 5% от поступлений по обязательному страхованию автогражданской ответственности в фонд этой организации. Страховщики весьма недовольны. Многие из них считают, что с ними "поступили несправедливо". Но в то же время специалисты полагают, что согласие страховых компаний на включение этого пункта значительно повысило вероятность прохождения закона, так как были устранены противоречия с группой левых депутатов.