Пошли вкрутую: подешевеют ли куриные яйца
Куриные яйца стали «товаром месяца». Цены на продукцию резко подскочили — более чем на 46% по сравнению с предыдущим годом. Потребители стали бить тревогу — в отдельных регионах за «дефицитным» товаром даже выстраивались очереди. Проблему стали обсуждать на самом высоком уровне — на прямой линии ситуацию комментировал президент РФ Владимир Путин. Подобное уже происходило в прошлом, когда россияне столкнулись с «гречневым кризисом». Стоит ли опасаться дефицита яиц и дальнейшего их подорожания и когда ждать стабилизации рынка — разбиралась «Компания».
Куриные яйца стали лидером в продовольственной инфляции за последний год: их цена за 12 месяцев выросла более чем на 46%. Так, в декабре 2022 года средняя стоимость десятка яиц составляла 90 рублей, а в декабре 2023-го превысила 130 рублей.
Предвестником «яичного кризиса» стало подорожание курятины. Летом стоимость мяса птицы побила исторический рекорд. В октябре в Минсельхозе задумались об ограничении экспорта отдельных видов куриного мяса и пищевого яйца. О последних тогда упоминали вскользь, однако уже в ноябре проблема высокой стоимости яиц вышла на передний план.
Ни о каком дефиците яиц в России речи не идет, уверяют в Минсельхозе. По данным ведомства, за первые десять месяцев текущего года производство пищевых яиц достигло 31,74 миллиарда штук. Спрос, однако, вырос. Как десять лет назад россияне сметали с полок дефицитную гречку, а в ковид запасались сахаром и туалетной бумагой — так теперь наблюдается ажиотажный спрос на яйца. И если в торговых сетях ситуация остается более-менее ровной, то на некоторых региональных фермерских ярмарках пришлось даже вводить ограничения на количество яиц, отпускаемых в одни руки.
План решения проблемы у властей простой: насытить рынок, удовлетворив подскочивший спрос. Главная ставка сделана на заграницу — правительство России уже поддержало установление тарифной льготы для импортеров куриных яиц на период с 1 января по 30 июня 2024 года. Благодаря этому без уплаты таможенной пошлины в страну смогут ввести 1,2 миллиарда яиц.
Основным поставщиком, судя по всему, будет Турция. С начала декабря Россельхознадзор разрешил поставки столового яйца 17 турецким производителям, еще четыре получили разрешение в конце ноября.
В числе возможных поставщиков — также Азербайджан и Белоруссия, но в их случае о серьезных объемах речи не идет. В частности, глава белорусского Минсельхоза Сергей Бартош отмечал, что планов по наращиванию экспорта куриных яиц у республики нет. Однако власти допускают возможность поставок в РФ излишков внутреннего рынка.
Продуктовая травма
Привычка скупать дефицитные товары, оставшаяся россиянам в наследство от Советского Союза, проявляет себя при малейших социально-экономических потрясениях. Ярким ее проявлением стал «гречневый кризис». Строго говоря, таких кризисов с начала века было минимум три.
Первый пришелся на сезон 2010–2011 годов. Урожай гречки оказался низким из-за засухи, и оптовики подняли цены на треть. Встревоженные россияне стали массово скупать ее, усиливая дефицит. Ситуация привлекла внимание Дмитрия Медведева, занимавшего в то время пост президента РФ. Он обвинил в ажиотаже перекупщиков и спекулянтов, призвав профильные ведомства взять ситуацию под контроль. В конечном итоге к 2013 году цены на гречку естественным образом снизились до 40 рублей за кило.
Спокойствие продлилось недолго: в 2014–2015 годах урожай вновь оказался не слишком хорошим. Слова «дефицит гречки» снова попали в народный нерв, спрос на крупу взлетел, а вместе с ним почти вдвое подскочила и цена.
Люди сметали крупу с полок, поставщики грозились приостановить продажи и повысить цены сразу на 70%, уверяя, что на рынке наблюдается чудовищный дефицит. А в СМИ и вовсе стали писать, что урожай в Алтайском крае — крупнейшей гречневой житнице страны — почти полностью погиб.
Власти уверяли население, что ситуация находится под контролем, что намолотить гречки удалось даже больше, чем в предыдущем сезоне, и даже рассматривали возможность выхода на рынок Росрезерва, к чему прибегают крайне редко. Ситуация нормализовалась лишь после того, как закончилась массовая истерика. К 2018 году цена на крупу вернулась на уровень 50 рублей.
В России гречка является второй по популярности крупой после риса. И, как правило, есть на полках магазинов постоянно. Но граждане продолжают болезненно реагировать на малейшие колебания в объемах товара, что неизменно приводит к полноценным «кризисам».
«Эффект гречки»
Основной фактор, спровоцировавший ситуацию с яйцами, — разрыв в динамике спроса и предложения, убежден руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. По его словам, за десять месяцев 2023 года производство яиц выросло на 2%, однако даже таких рекордных объемов сейчас недостаточно, чтобы покрыть спрос.
Одна из причин такого спроса — разница в стоимости между яйцами и другими видами животного белка, считает эксперт. Стоимость свинины и мяса птицы серьезно выросла всего за несколько месяцев, в то время как цена на яйца какое-то время оставалась низкой. «И, соответственно, на определенном уровне разница между яйцом и бройлером стала такой заметной для потребителя, что люди просто стали больше выбирать яйца», — пояснил Юшин.
Ничего сверхъестественного и неправильного в росте цен на яйца он не видит. «Если брать международные цены, то даже после последнего подорожания розничные цены в России самые низкие в мире, за исключением такой нищей страны, как Бангладеш. Везде в других государствах цены выше, причем зачастую в разы, потому что это ценный белок», — указал эксперт.
В результате получается, что внезапный устойчивый рост цен на яйца спровоцировала именно низкая стоимость, по которой продукт отпускали раньше. Закономерное подорожание выдалось резким и ощутимым, чем привлекло внимание СМИ. «В результате у части населения возникает “эффект гречки” — лучше куплю сегодня по 100 рублей, чем завтра по 130. Даже если человек не сможет все съесть и часть потом стухнет», — пояснил собеседник «Компании».
В первую очередь на высокий спрос повлиял психологический фактор, согласна генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова. «Важно учитывать, что психологически в России люди сложно воспринимают цену выше 100 рублей за единицу упаковки. И, как только «пробивается потолок цен», наступает беспокойство», — считает она.
Игра в шахматы
Текущий «яичный кризис» смог подсветить реальные проблемы, имеющиеся в отрасли, на протяжении многих лет не получавшей достаточного финансирования. По словам Юшина, из-за низкой рентабельности крупные инвесторы в эту сферу просто не заходили.
«Мы практически не строили новых заметных птицефабрик. Да, мы модернизировали много, кто-то развивался, но у нас почти 60 птицефабрик в последние годы закрылись, потому что они работали в убыток», — пояснил эксперт. Он добавил, что предприятия без нормального финансирования и хорошей рентабельности не могут обеспечить высокий уровень биобезопасности, что повышает риски распространения птичьего гриппа.
Выросшие цены, полагает Юшин, не являются чрезмерно завышенными или необоснованными. Наоборот, это важный шаг, поскольку цены на продукцию должны быть адекватными и конкурентными, чтобы инвесторам было интересно заходить в эту отрасль.
«Причин для беспокойства нет, — подчеркивает Юшин. — В стране нет голода, яйца никуда не пропали. Нужно прекратить этот ажиотаж и смириться с тем, что яйца больше не могут стоить по 50 рублей за десяток, как это было несколько лет назад».
Эксперт напомнил, что за последнее время затраты на производство серьезно увеличились. Например, транспортные расходы в отрасли за год выросли на 30–70% в разных регионах. Производителям приходится следовать и общему тренду на увеличение зарплат (кадровый дефицит сегодня ощущается и в птицеводческой отрасли, поэтому оплату труда приходится увеличивать опережающими инфляцию темпами).
На рост себестоимости производства влияет множество факторов, также указывает Петрова. Среди них — удорожание семян и средств защиты растений, затраты на закупку запчастей и комплектующих для сельхозтехники, высокая стоимость нового оборудования и т. д. «Кроме того, повышение тарифов на электроэнергию и, конечно же, на топливо оказывает значительное влияние», — считает собеседница журнала.
Свою роль в формировании цен на яйца играют колебания курса рубля и рост ключевой ставки. Последнее, по словам Петровой, усложнило доступ к кредитам для сельскохозяйственных производителей.
Попытку властей решить проблему расширением импорта Юшин считает не слишком рациональной. Таким способом, по словам эксперта, можно избавиться от сиюминутных трудностей, однако еще больше усугубить системные сложности, имеющиеся у отрасли.
«Мне кажется, действия правительства сейчас противоречивы. Допустим, повышение предложения гипотетически приведет к снижению цен. Тогда инвесторы российские зададутся логичным вопросом: “Зачем мне расширять производство? У вас есть дешевые турецкие яйца, вот их и покупайте”. Власти сейчас тушат пожар. Но в итоге останутся одни угольки. А нам нужны не угольки, а яйца, производство которых из-за таких мер может сократиться», — подчеркнул Юшин.
Юшин сравнивает тарифное регулирование с игрой в шахматы: важно не только быстро принимать решения, но и смотреть на их долгосрочные последствия. Приоритетной задачей должно быть повышение рентабельности производства, которое даст инвесторам уверенность, что они не разорятся, смогут отдать взятые на открытие производства кредиты и не будут иметь проблем с законом. Государственное же регулирование цен и расширение импорта, по мнению собеседника «Компании», лишь отбивают у местных производителей желание работать.
Сомнительной в складывающейся ситуации считает Юшин и выгоду турецких производителей. Розничные цены на яйца в Турции сегодня почти в два раза выше российских, а стоимость товара в РФ в новом году, по прогнозам властей, должна снизиться. Для импортеров работа в таких условиях перспективной вовсе не выглядит.
Цены на яйца в России, полагает Юшин, после нового года и правда начнут падать. Дело в том, что сейчас на ситуацию отчасти влияет и сезонный спрос. После праздников население будет нуждаться в яйцах меньше, и следующий ощутимый рост спроса произойдет только на Пасху. Чтобы избежать повторения ситуации в будущем, необходимо развивать внутреннее производство.
Марина Петрова также отметила сложности, связанные с неоднородным спросом — устойчиво он держится лишь полгода, а производятся яйца в течение года в стабильном и равномерном объеме. В итоге, отмечает эксперт, предпринимателям приходится около пяти месяцев реализовывать продукцию со сниженной доходностью, а иногда и в убыток. «К сожалению, такая ситуация приводила к закрытию предприятий», — указала она.
Решить проблему, по мнению собеседницы «Компании», можно не расширением импорта, а, напротив, укреплением экспортного потенциала.
«Чтобы остановить рост цен и одновременно развивать производство столового яйца, необходима комплексная программа, которая направлена на развитие собственных технологий, оборудования по всей производственной цепочке, которые сегодня зачастую зарубежные. Необходимо запускать программу развития производства отечественных столовых яиц, для того чтобы стать конкурентоспособным на мировом рынке и развивать экспорт», — убеждена эксперт.