«Студент с курицей не знаком»: смогут ли учащиеся заменить мигрантов
Слабый рубль способствовал отъезду из России мигрантов, и особенно остро это ощутили представители сельскохозяйственного сектора. Из-за нехватки рабочих рук некоторые птицефабрики вынуждены даже уменьшать поголовье птицы, что приведет к снижению производства продукции. Можно ли решить проблему за счет привлечения учащихся вузов и почему даже повышение зарплат в агропроме нельзя считать панацеей — в материале «Компании».
Вернуть обязательную практику привлечения студентов к сельскохозяйственным работам на этой неделе предложил глава Союза участников рынка картофеля и овощей Сергей Лупехин. Инициатива стала ответом на отток мигрантов, занятых на агропроизводствах: иностранцы покидают страну на фоне ослабления рубля и более привлекательных условий работы в странах Евросоюза.
Так, птицефабрика «Синявинская», основной производитель пищевых яиц в России, сообщила о нехватке 25–30%. На фоне дефицита людей компания проинформировала ритейлеров о возможных изменениях графика отгрузок и отмене ранее согласованных заказов.
Спасти ситуацию может работа со студентами, заявил Лупехин в разговоре с НСН. Привлекать их, на его взгляд, нужно в период уборочной кампании, которая длится до 15 октября, при этом засчитывая студенческий труд как часть учебного процесса.
Насколько удачна идея замещения кадров студентами и какую альтернативу сегодня может предложить рынок, «Компании» рассказали эксперты.
Руки в глобальном дефиците
Проблема нехватки людей в агропромышленности существовала и до 2023 года, отметила основатель «Школы карьерного менеджмента» и президент Ассоциации карьерных консультантов Айгюн Курбанова. Это связано с удаленностью многих компаний агросектора от крупных городов и с тем, что небольшие населенные пункты, расположенные рядом с полями, постепенно вымирают, пояснила она.
Потребность в рабочих руках закрывалась по большей части мигрантами, но сегодня из-за курса рубля отъезд на полевые работы в Европу или неквалифицированный труд в ОАЭ стал для них гораздо более выгодным, подчеркнула собеседница «Компании». К тому же в ЕС испытывают не меньшую нехватку рабочих рук и предлагают значительно более выгодные условия, включая преференции при получении въездных документов, добавил юрист и член генерального совета «Деловой России» Александр Хаминский.
Отток кадров в последние месяцы достиг 30%, рассказал владелец птицефабрики «Роскар» Валерий Горячев. По его словам, сменяемость кадров в его компании всегда была очень низкой, а заработная плата — конкурентоспособной, и это привлекало людей. Но слабый рубль поменял картину.
«Некоторые иностранные граждане у нас работают уже более десяти лет. Приехали, год отработали, съездили домой в отпуск, приехали снова. Мы им оформили разрешение на работу», — рассказал он «Компании». Однако с прошлого года мигранты стали менее охотно прибывать в Россию, и это потребовало реакции со стороны работодателей. Исторически приезжие получали чуть меньше, чем граждане РФ, но в прошлом году эта тенденция переломилась, а зарплаты иностранцев и местных сравнялись, объясняет Горячев.
Наиболее критичными для отрасли, по словам представителя «Роскара», стали последние месяцы. «Когда доллар стоил 80 рублей, их еще все более-менее устраивало. Но когда он начинает стоить 120, люди, конечно, уезжают. Им отправлять домой нечего, для чего в таком случае ездить в Россию? Можно поехать в Западную Европу, там их принимают с удовольствием», — пояснил он.
Все это сказалось на производительности труда и увеличило нагрузку на сотрудников. «Если раньше человек обслуживал 100 тысяч кур-несушек, теперь эта нагрузка удвоилась. И нам приходится принимать серьезные меры, чтобы уменьшать поголовье птицы. А отсюда — сокращение производства яиц», — заметил Горячев.
Подневольный труд или практика
Эксперты разошлись в своих оценках того, можно ли заменить мигрантов студентами. Хаминский, в частности, заявил, что битва за урожай не является основанием для нарушения Конституции.
«Основной закон в ч. 2 ст. 37 однозначно говорит о том, что принудительный труд в России запрещен. Даже если поездку, к примеру, на картошку попытаться приравнять к производственной практике, сначала нужно внести такую обязанность в госстандарт высшего профессионального образования. Каким образом подтвердить необходимость работы в полях для студентов — будущих медиков, юристов, учителей, автор инициативы не объясняет», — заметил юрист.
«В советское время в моем родном Азербайджане студенты вместо учебы с мая по октябрь собирали хлопок. Ничего хорошего для агропромышленности в этом нет: у студентов отсутствует мотивация», — поделилась своим опытом Курбанова. По ее словам, без специальной подготовки учащиеся выполняют работу медленно, а отсутствие необходимых знаний приводит к большому проценту брака. К тому же страдает учеба: из-за упущенного времени студентам приходится нагонять программу быстрыми темпами.
Академик РАН Юрий Лачуга счел привлечение учащихся положительной практикой, отметив, что сам, будучи студентом, два месяца провел на комбайне. «Я закончил Ростовский институт сельскохозяйственного машиностроения. В то время существовали студенческие механизированные отряды, и мы на комбайнах СК-3 проводили уборку зерновых культур. Это был очень позитивный опыт», — вспоминает он.
Но к таким работам имеет смысл привлекать учащихся с профильным сельскохозяйственным образованием, причем не только вузов, но и техникумов, считает академик Лачуга. «Ребята проходили бы практику и получали нужные навыки. Учебные заведения для этого должны заключать контракты с компаниями и проводить полевые занятия», — заметил он.
«Если, приходя на практику, человек видит возможность вернуться уже в качестве сотрудника, его мотивация растет, а эффективность труда повышается», — согласилась Курбанова. Но если практика — обязаловка, технологически развитым агрокомпаниям неквалифицированные студенты скорее навредят, предупредила она.
«Любой бизнес заточен на максимизацию прибыли, и стоимость найма человека и оплата его труда должны коррелировать с эффективностью сотрудника. Представьте: студент выкапывает одну борозду картофеля весь день, а покормить его нужно три раза. Дополнительные издержки в виде питания и увеличения штата за счет низкопроизводительных сотрудников отразятся на стоимости продукции», — обратила внимание на подводные камни подобных инициатив президент Ассоциации карьерных консультантов.
Идею привлечения студентов на производство назвал «глупостью» и Валерий Горячев. Птицефабрике нужны постоянные и, что важно, квалифицированные работники, пояснил он. «Курица — это живой организм, чтобы с ним работать, нужно его понимать. Правильно поить, кормить, следить за состоянием здоровья, выдавать витамины. А если придет студент, который [живую] курицу в глаза не видел, каким может быть результат?» — рассуждает он. Привлечение к работе молодых людей без нужного опыта может привести к еще большим убыткам, чем нехватка кадров, считает представитель «Роскара».
Как повысить привлекательность отрасли
Юрист Хаминский обращает внимание, что союз, от имени которого прозвучала инициатива о привлечении студентов, является объединением коммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью. «А таковая деятельность согласно Гражданскому кодексу осуществляется предпринимателями на свой страх и риск. Следовательно, ни о каких студентах-рабах речи идти не может. Предлагайте, господа-картофелеводы, конкурентоспособные условия, и к вам потянутся люди. И из России, и из сопредельных государств», — замечает он.
Работать над привлекательностью агропромышленности участникам рынка предлагает и Курбанова. «Например, в СССР была возможность жить в доме, который построило предприятие, а через 10 лет работы на нем стать собственником жилья. Сегодня жилищный вопрос для молодых специалистов стоит остро, поэтому помочь с ним — значит заработать лояльность сотрудников», — резюмирует она.
Представитель «Роскара» выход из ситуации видит в стабилизации экономической ситуации в стране. Ресурсы самих птицефабрик, по его словам, ограниченны. «Мы и без того платим своим сотрудникам достойную заработную плату и индексируем ее дважды в год. Но, если мы будем бесконечно раздувать з/п в попытках удержать мигрантов, что нам скажут свои постоянные работники?» — риторически интересуется Горячев. Следствием нехватки рук, по его словам, может стать увеличение цен на отпускную продукцию, но и это вопроса кадров не решит.
По мнению Хаминского, увеличение зарплат действительно создает риски повышения оптовой, а затем и розничной цены на продукты. Но в такой ситуации к процессу уже стоит подключиться властям. «В большинстве развитых стран мира проблема с ценообразованием на с/x продукцию решена цивилизованным способом. Государство, получая налоги и иные отчисления от высокомаржинальных бизнесов, часть средств направляет фермерам на компенсацию повышения операционных расходов», — пояснил он. Вот и у России, судя по сложившейся ситуации, иного пути нет, заключил юрист.