Top.Mail.Ru
архив

PR, который правит миром

По мнению экспертов в области PR-технологий (и я полностью разделяю эту точку зрения), настоящий «пиарщик» предпочитает оставаться в тени. В России эта профессия стала одной из самых престижных, но российские специалисты по «общественным связям» еще делают первые шаги. Мне кажется, что они используют по большей части примитивные схемы. Как всегда, самые передовые технологии в этой области надо искать за океаном.

В Соединенных Штатах нет практически ни одной сферы человеческой деятельности – предпринимательство, торговля, политика, общественная жизнь, партстроительство, спорт, где бы ни использовались технологии PR. Куда бы ты ни обратил свой взор, повсюду сталкиваешься с целой армией пропагандистов, чьей обязанностью является убедить тебя, что ты должен сделать непременно то-то и то-то, поступать именно так, а не иначе.

Складывается впечатление, что тебя повсюду ведут за руку, если не хватают за волосы или полу пиджака, или настойчиво звонят в дверь, пытаясь предупредить и предугадать твои желания. Тебе непрестанно объясняют – что хорошо, а что плохо для твоего здоровья, твоей семьи, где ты должен провести отпуск, что ты должен есть и пить, каким воздухом дышать.

Даже войны готовятся и развязываются при помощи PR-агентств. Достаточно вспомнить самую последнюю войну, в Ираке. Сейчас стало известно (благодаря воспоминаниям Пола О’Нила, бывшего министра финансов США, уволенного Бушем), что американский президент и его команда планировали нападение на Ирак задолго до событий 11 сентября 2001 года и даже раньше, чем им в голову пришла идея о так называемом оружии массового поражения.

Кто из вас не смотрел замечательный американский фильм «Плутовство» (другое название «Хвост вертит собакой»), в котором герой Роберта де Ниро получил задание от очередного президента смоделировать ему небольшую победоносную войну (пророчество достойное Нострадамуса!), чтобы спасти президентскую политическую карьеру от угрозы сексуального скандальчика? Примерно так все происходит и в действительности.

А может быть, тебе необходимо продать трансгенные продукты питания? Тогда у тебя нет другого выхода, как нанять опытного «пиарщика», который придумает 100 способов, как убедить потребителя в том, что генетически модифицированные организмы и растения гораздо лучше обычных, что они более питательны, чем прежние, которые полны пестицидов и быстро портятся. А может быть, ты хозяин предприятия, которое своими отходами загрязняет окружающую среду? Вообще-то решить проблему можно, вложив кое-какие средства в очистные сооружения. Но дешевле заключить контракт с PR-агентством, которое приложит все усилия, чтобы убедить общественное мнение в том, что выбросы не только не вредят здоровью, но и, наоборот, помогают вырастить здоровое потомство.

Вот так за последние двадцать лет прошлого века возникли и, как грибы после дождя, выросли и размножились тысячи агентств, названия которых, как правило, ничего не говорят широкой публике и которые овладели всеми методами убеждения. В их просторных и роскошных офисах моделируются судьбы мира. Именно там, а не в партийных кабинетах и не во властных структурах. Точнее сказать, властные структуры больше не могут без них обойтись. Все это в одинаковой мере касается как политики, так и бизнеса, как целых государств, так и отдельных корпораций.

Много лет назад в Соединенных Штатах вышла книга, имени автора которой я, к сожалению, не помню. Она называлась «Совет и согласие», а подзаголовком ее стала простая в своей поразительности фраза: «Как продать президента».

Речь не шла о президенте, которого можно было бы подкупить, а о том, как превратить кандидата в президента в товар. То есть, как сделать так, чтобы убедить миллионы избирателей «купить», избрать своим руководителем, начальником, вождем имярек. Помню, выход книги вызвал много шума, потому что тогда еще никто не смел признать, что выборы президента стали похожи на рекламу стирального порошка или новой модели автомобиля. Сегодня это уже не новость. Единственное различие состоит в том, что с тех пор PR-компании превратились в настоящих хозяев нашей повседневной жизни.

Еще по теме