Правительство решило похимичить: валовую добавленную стоимость химпрома планируют увеличить на 40%
В правительстве заявили, что в ближайшие годы в России планируется создать более 150 новых производств в химической отрасли, что позволит импортозаместить свыше 320 наименований продукции и выйти на новые рынки сбыта. Однако план далеко не «элементарный», полагают эксперты, опрошенные «Компанией».
Пакет как чудо
Химическая промышленность в России долгое время в высокой степени зависела от поставок импортного сырья для производства конечной продукции. Эта проблема появилась еще в СССР, отмечает Валерий Андрианов, доцент Финансового университета при правительстве РФ. «Уже в 1930-е годы началась программа химизации народного хозяйства, — говорит эксперт. — Химическое производство в стране росло, но интересное дело: даже обычные пластиковые пакеты были дефицитом, и стали настоящим чудом для россиян после перестройки».
Впоследствии, уже в новой России, был принят ряд госпрограмм для развития производства крупнотоннажных полимеров. Планировалось создание нескольких крупных промышленных кластеров в разных частях страны. Часть проектов реализованы: например, тобольские и татарстанские производства почти полностью обеспечили страну базовыми полимерами, такими как полиэтилен, полипропилен, полистирол и другие.
Процессы импортозамещения в российском химпроме заметно активизировались 10-15 лет назад. Введение санкций заставило отечественные предприятия искать новых поставщиков и перестраивать логистические цепочки со всеми сопутствующими издержками для бизнеса. Сложности возникли и у производителей базовых полимеров, которые не смогли закупать необходимые им сырьевые ингредиенты за рубежом или столкнулись с резким скачком цен на них.
Тем не менее, высокая зависимость химпрома от импорта сохраняется и сегодня. По данным таможенной статистики, в 2022 году по сравнению с 2020-м импорт продуктов неорганической химии вырос на 55%, органических соединений — на 58%, продуктов для фармацевтики — на 30%. Перемены коснулись пула поставщиков: место европейских стран занимают теперь Китай и Индия.
В фокусе — средне- и малотоннажная химия
Особенно сильно от импортных продуктов зависит так называемая химия малого тоннажа (это вещества, которые производятся в небольших объемах). Это катализаторы, эмульгаторы, пластификаторы, ПАВы, реактивы, растворители и еще сотни наименований. Они требуют высокотехнологичных процессов синтеза и сложного оборудования. Причем потребность в них растет вслед за развитием химпрома. Например, Россия столкнулась с трудностями в области присадок для производства топлива и другой продукции нефтехимии, так как до введения санкций они почти полностью импортировались. Чаще всего их поставляли производители импортного оборудования, которое используется на российских нефтехимических предприятиях.
«В целом российской химической промышленности предстоит заместить минимум 700 позиций химических веществ, которые до сих пор поставляются из-за рубежа», — говорит Андрианов.
В ответ на запрос по импортозамещению многие игроки отечественного рынка запустили процессы модернизации производств и углубления переработки сырьевых продуктов за счет выпуска продукции с более высокой добавленной стоимостью.
«Если говорить упрощенно, то из 10 млн тонн нефти можно получить 9 млн тонн полезных продуктов (дизельное топливо, бензин, керосин), а из оставшегося 1 млн тонн гудрона произвести дополнительно продукты с высокой добавленной стоимостью, такие как игольчатый кокс, битум и другие, — говорит замдиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. — По этому пути и идут российские заводы, расширяя спектр выпускаемой нефтегазохимической продукции из сырой нефти и природного газа. Часть из этих продуктов замещает импортные».
В российской нефтехимии активно формируются новые цепочки создания дополнительной стоимости. Это можно проследить на примере переработки СУГ и нефтяного сырья на заводе «Омский каучук», который входит в ГК «Титан». На основе этого сырья предприятие производит традиционные каучуки, пропилен, фенол, ацетон, повышающие октановое число топлива добавки МТБЭ, изопропиловый спирт (по нему в России достигнуто полное импортозамещение), бутадиен, олигомеризат. Это уже продукты, созданные в результате нескольких стадий переработки первичного сырья, в том числе с применением процессов многоступенчатого каталитического синтеза.
Новый нацпроект для развития химии
Летом текущего года правительство сфокусировало внимание на новом Нацпроекте под названием «Новые материалы и химия». По словам Михаила Мишустина, в рамках нацпроекта базовым станет проект «Развитие производства химической продукции». Он предусматривает создание до 2030 года более 150 производств и формирование экосистем развития на базе федеральных центров компетенций. При этом правительство делает акцент на ускорении процессов импортозамещения. Так, на основе консолидированной статистики импорта был определен перечень из более чем 320 наименований химической и нефтехимической продукции, которая до последнего времени импортировалась в нашу страну и должна быть замещена отечественными производителями.
«Нацпроект ставит целью не просто заполнение существующих пробелов в химпроме, а создание крупных производственных цепочек: от разработки инновационных проектов до их внедрения и создания рентабельных производств, — говорит Валерий Андрианов. — Новый Нацпроект отличается от предшествующих госпрограмм для развития химпрома комплексностью подхода, когда объединяются, казалось бы, разные направления, такие как редкоземельные металлы и нефтехимии. Это позволит решить проблемы с возможной нескоординированностью действий различных ведомств и избавит от негласной конкуренции программ».
По словам председателя совета директоров ГК «Титан» Михаила Сутягинского, дефицит продукции средне-и малотоннажной химии есть, но отечественный химпром активно работает в этом направлении. «Сегодня мы реализуем ряд не имеющих аналогов импортозамещающих инвестиционных проектов по созданию базовой химической продукции. Мы стали одним из лидеров по выстраиванию таких производственных цепочек, как “Ацетилен, бутандиол, производные МАН”, “Компоненты полиуретанов и производные анилина”. А также цепочки “Сверхвысокомолекулярный полиэтилен высокой плотности и спецполимеры” в рамках Национального проекта “Новые материалы и химия”», — отмечает собеседник.
ГК «Титан» реализует 11 проектов в мало-и среднетоннажной химии, все это продукты глубокой переработки, необходимые экономике. Однако, по мнению Сутягинского, со стороны государства необходимо обратить внимание на создание условий для стимулирования потребления новой выпускаемой продукции на внутреннем рынке, выстраивания технологических кооперационных цепочек в стране. Это тем более важно, что, инициируя новый мегапроект по развитию химического комплекса, правительство ставит целью рост валовой добавленной стоимости химпрома и промышленности новых материалов на 40% к уровню 2022 года.
В центре компетенций по разработке и созданию новых материалов и химических веществ, который планируется создать на базе Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», будут проводить экспертизу и анализ проектов по созданию новых продуктов и материалов. Кроме того, появится Единый реестр материалов, химических веществ и технологий их производства. Его логическим дополнением станет Реестр возможных сфер применения новых продуктов.
Пока нет четкого периметра новых мер поддержки, которые государство окажет производителям в рамках нацпроекта. Механизмы поддержки только разрабатываются. Но традиционно в «пакете» мер поддержки отрасли присутствуют субсидии на НИОКР по импортозамещающим проектам, субсидирование кредитных ставок, механизм промышленной ипотеки, создание промышленных кластеров и технопарков с льготными условиями для крупных инвесторов.
«Механизм государственной помощи по реализации производств мало- и среднетоннажной химической продукции заключается в том, что инвесторы таких проектов могут вернуть до 70% затрат на выплату ставки по кредитам», — уточняет Тамара Сафонова, генеральный директор «НААНС–Медиа», доцент РАНХиГС при президенте РФ.
По ее словам, для обеспечения эффективности инвестпроектов в химической отрасли система государственной поддержки может быть также связана с обеспечением эффективного налогообложения и субсидирования до достижения срока окупаемости, а сдерживающим фактором для развития отечественных производств, по мнению эксперта, может стать высокий уровень кредитных ставок.