Праздничные будни
Рынок event-услуг в России выходит на новый уровень. Угроза очередного кризиса, присутствие международных монстров и борьба с откатами обещают заказчикам праздников прозрачное ценообразование и высококлассные шоу. Вот только не станут ли эти заверения очередной новогодней сказкой, пока остается загадкой.
Выход на постсоветсткое пространство международных компаний, кроме развития экономики, дал жизнь новому бизнесу - организации праздников. Все началось с понятия "корпоративная культура", которое по примеру зарубежных коллег активно пытались применить на практике местные бизнес-монстры. Со временем некоторым компаниям это удалось, и предприимчивые граждане, наделенные "креативностью", кинулись осваивать неизвестный доселе сегмент организации корпоративных и частных мероприятий.
Традиционно считается, что рынок event-услуг в России крайне непрозрачен: ценообразование туманно, лидеры - условны и даже активный зарубежный бизнес не спешит осваивать наши просторы. "Специфика рынка не предполагает большого размера его игроков, - поясняет Илья Раченков, аналитик "Инвесткафе", - зато предполагает географическую близость заказчика и компании, поэтому вряд ли можно ожидать появления крупных агентств в массовом сегменте". По словам председателя совета директоров ГК Unionlinx Сергея Кочурова, приход иностранных игроков возможен только на конкретные мероприятия, например, на крупные международные форумы, коих немало запланировано в нашей стране на ближайшие годы. Это, как правило, агентства, аккредитованные при таких организациях, как Международный олимпийский комитет, или связанные с футболом и FIFA.
Персональная ответственность
До 2008 г. наш event-рынок развивался крайне высокими темпами. По данным Российской ассоциации маркетинговых услуг, его объем составлял: в 2003 г. - около $50 млн, в 2004 г. - $65 млн, в 2005 г. - уже $80 млн. По оценкам аналитиков "Инвесткафе", сегодняшний его объем равен примерно $130-150 млн. В РФ работает несколько сотен разных по величине event-агентств. В рейтинге Ассоциации коммуникативных агентств России (АКАР) в пятерку крупнейших компаний, занимающихся организацией мероприятий, входят Imagency (годовой оборот по event-marketing 58 млн руб.), Immedia (42 млн руб.), TCF (32 млн руб.), M-Liner (29 млн руб.), "Майер" (20 млн руб.). Как отмечают эксперты АКАР, участие в рейтинге, где необходимо предоставление финансовых документов, - это уже большой шаг к прозрачности бизнеса. Но, к сожалению, это не главное для заказчика. Среди множества фирм клиентам сложно найти идеальное соотношение профессионализма и цены, поэтому часто организацию мероприятия стараются отдать компании, хорошо проявившей себя ранее.
Важную роль играет и человеческий фактор. "Выбор нового подрядчика всегда большой риск: ни громкое имя, ни замечательное предложение-презентация, ни ценовая политика не являются гарантией качества, - делится опытом пиар-менеджер ООО "Медиа-Маркт-Сатурн" Анна Трофимова. - На российском рынке event-услуг работает крайне мало профессионалов, умеющих не только интересно придумать, но и хорошо реализовать задуманное. Для проведения особо крупных мероприятий мы проводим тендер. Но при прочих равных выбор, как правило, делается в пользу небольшого несетевого агентства, где есть персональная ответственность владельцев за мероприятие и, как следствие, индивидуальный подход".
Страхи заказчиков нарваться на непрофессионалов затрудняют легализацию бизнеса. И все же игроки рынка организации мероприятий отмечают некоторое "просветление". По мнению экспертов, в первую очередь это стало заметно на этапе получения заказа. "Раньше все решалось откатами, - рассказывает event-менеджер, не пожелавший назвать свое имя. - Сумма начиналась от 10% стоимости организации мероприятия. Но агентство все равно не оставалось внакладе - накрутки на разные позиции окупали все". Сейчас крупные компании вынуждены организовывать тендеры на проведение мероприятий. "Нечестный тендер легко определить всего по двум признакам, - поясняет Юлия Козеева, креативный директор компании интересных событий ProAction. - Во-первых, это явно недостаточное количество времени на подготовку предложения, а во-вторых, чрезмерная детализация, например, места проведения праздника. В условиях может быть весьма узнаваемо описана некая площадка, которая уже на стадии подготовки предложения оказывается забронирована кем-то на нужное число. Этот "кто-то" и есть та компания, под которую делался тендер". Однако вероятность выиграть тендер все-таки существует. По оценкам экспертов, она равняется примерно 30%.
Дефицит креатива
Рискуют все. Заказчики надолго запоминают плохую организацию мероприятий - неподключенные микрофоны, не поданные вовремя автобусы и прочие, казалось бы, мелочи. Но качество event-мероприятия определяется не отсутствием "косяков", а умением команды оперативно разрешать сложные ситуации. "В прошлом году перед корпоративным мероприятием генеральный директор компании AMD застрял в ужасной предновогодней пробке по дороге из аэропорта, - вспоминает директор event-направления PRP Group Мила Новикова. - Ситуация патовая, поскольку задерживать начало корпоратива мы не могли, ведь это был самый канун новогодних праздников и артисты должны были вовремя уехать на другое мероприятие. Начать праздник без главного действующего лица не представлялось возможным. В итоге мы нашли выход. Связались с ужасно огорченным директором и предложили ему выйти в прямой эфир при помощи Интернета. Он записал свое обращение на камеру телефона и отправил нам. И уже наша задача была выдать этот материал на экран. Мы придумали красивую легенду, которая оправдывала как само опоздание, так и необычный формат вступительной речи. В итоге все получилось очень весело. Клиент был впечатлен, как оперативно и эффективно мы решили проблему".
Второй по популярности "страх" заказчиков - недостаток креатива. Агентства зачастую из года в год под видом эксклюзива предлагают одну и ту же программу праздника. "Очень сложно получить оригинальный сценарий, "с изюминкой", - жалуется Таисия Васюкович, заместитель директора по связям с общественностью производственного холдинга "ВЕМИНА Авиапрестиж". Даже крупные компании иногда бывают вынуждены делать шоу "своими руками". "Прошлогоднюю новогоднюю вечеринку отдать в чужие руки мы не смогли: тендерные предложения не устроили ни ценой, ни качеством, - констатирует Игорь Кирикчи, управляющий директор BBDO Group. - Нам навязывали стандартные, шаблонные мероприятия без "изюминки" и привязки к нашим реалиям. В результате сделали все сами: написали сценарий, пригласили ведущего, привезли звезд, наполнили все точными деталями, соответствовавшими концепции вечеринки".
Уровень профессионализма event-менеджеров в большинстве случаев оставляет желать лучшего. "Нет ни одной сферы, где были бы только профессионалы своего дела, не исключение и event, - комментирует Александр Шахов, руководитель отдела по подбору персонала кадрового центра "ЮНИТИ". - Как такового образования в сфере event в России нет. На Западе, например, в институтах существуют отдельные факультеты, где обучают на event-management, это направление может относиться и к сфере туризма. Соответственно, образование event-менеджеров в России может быть абсолютно любое. Чаще всего это скорее гуманитарии. Профессиональные курсы есть, но насколько они практически пригодны, сказать сложно".
Деньги без счета
Как ни странно, но меньше всего заказчики опасаются финансовой стороны вопроса. "Все понимают, что агентства зарабатывают на накрутках, - отмечает Анна Трофимова. - Единственный способ проверить - это провести анализ рынка. Но заказчики в большинстве случаев вынуждены мириться с недостатками "своего" агентства, так как не в состоянии провести мероприятие самостоятельно. Со "своим" агентством по крайней мере понятно, чего можно ожидать и по качеству работы, и по затратам".
Event-компаниям тоже есть чем рисковать. Чаще всего нарушается авторское право. Еще на стадии формирования предложения сотрудники агентства представляют интеллектуальный продукт - сценарий мероприятия. Заключение каких-либо предварительных договоров обычно не практикуется - долго и хлопотно. В результате агентство остается незастрахованным от того, что заказчик самостоятельно реализует предложенный сценарий.
Но и из этой ситуации есть выход. "Защитить свои авторские права можно, публикуя, к примеру, свои сценарии на специальных интернет-ресурсах и фиксируя их содержание у нотариуса, - советует адвокат Московской коллегии адвокатов "Юлова и партнеры" Юлова Елена. - Например, при загрузке документа на сайт www.itismine.ru ему присваивается электронная подпись с указанием точного времени. Правда, в дальнейшем необходимо будет доказать, что мероприятие реализовано по незаконно используемому авторскому сценарию, придется прилагать, например, видеосъемку. Но какую-то часть желающих бесплатно попользоваться чужим креативом это остановит".
О предоставлении поддержки event-агентствам заявила АКАР совместно с Российской ассоциацией маркетинговых услуг (РАМУ) - на их базе в 2010 г. был создан Event-комитет. "Только в рамках открытого диалога между агентствами и клиентами могут быть созданы единые правила и работающие стандарты индустрии", - заявил тогда президент РАМУ Михаил Симонов. Однако широкой популярности комитет до сих пор не получил. Далеко не все участники рынка знают о его существовании, а некоторые аналитики и вовсе считают преждевременным создание подобных организаций. "Эта сфера услуг должна занять достаточное место на рынке, бизнес должен накопить некоторую "критическую массу" приемов делового оборота в этой сфере, - подчеркивает Елизавета Кердеварь, советник консалтинговой компании "Лигерион Групп". - Вполне логичным выглядело бы включение таких агентств в сферу защиты со стороны таких учреждений, как РАО, или международных организаций, занимающихся защитой авторских прав и имеющих представительства в России". Пока же опытные игроки профильного рынка советуют коллегам стараться не участвовать в тендерах, где не оплачиваются творческие разработки.
Выйти из сумрака
Event-рынок в России очень постепенно, но двигается в сторону цивилизации, о чем так мечтают заказчики. "Многолетний опыт работы в этой сфере показал, что на рынке давно уже существуют event-агентства, работающие абсолютно легально, с "белой" бухгалтерией и понятным ценообразованием, - говорит начальник управления по связям с общественностью и рекламе банка "Агропромкредит" Юлиана Васильева. - Кризис 2008 г. стал показательным и для этого рынка услуг, заставил даже крупные агентства демпинговать, чтобы остаться на рынке, и уж, естественно, все шли навстречу клиенту в предоставлении всей финансовой документации".
Сами исполнители также отмечают тенденцию к цивилизованности, и среди причин, по которым выгодно становиться "белыми", кроме кризиса и высокой конкуренции, называют присутствие на российском рынке нескольких крупных международных компаний. "Прошло время, когда корпоративное мероприятие было набором "номеров", - рассуждает Юлия Козеева. - Сейчас конкурентоспособны те агентства, которые могут предложить полноценное и качественное шоу. В премиумном сегменте работают такие монстры, как цирк "Дю Солей" и Stage-Entertainment. Немногие могут позволить себе заказать у них корпоративное мероприятие, но они основатели тренда, и другие агентства, если хотят получить крупных клиентов, должны тянуться до этого уровня". Старожилы рынка объясняют выход из тени так: раньше все решали связи, теперь любую звезду можно найти в Интернете. В итоге выживают самые творческие и честные. "Репутация агентства - это его самое большое конкурентное преимущество", - соглашается Юлиана Васильева.
До "светлого будущего", впрочем, еще далеко. "Я полагаю, что полной прозрачности event-бизнеса можно достичь, когда в ней будут заинтересованы и компании, и их заказчики, - утверждает Илья Раченков. - Если на event-компании могут воздействовать налоговые и прочие надзорные органы, то с заказчиками сложнее. Есть разные агентства. Некоторым выгодно работать полностью законно, и они заинтересованы в том, чтобы по тем же правилам работали их конкуренты. Другие могут работать и, например, уклоняясь от уплаты налогов. Всегда найдутся компании, готовые пойти на риск и нарушить законодательство".
Пока event-бизнес пытается "слезть с ветки", своим чередом идут новогодние корпоративы, на которых кому-то снова завысят смету, кому-то предложат "эксклюзив", обкатанный даже в регионах, кто-то получит порцию адреналина, спешно "разруливая" технические накладки. Повезет не всем, но с каждым кризисом мастерство наших event'ов растет на глазах у изумленной публики.
Корпоративное празднование Нового года для меня - это... %* | |
Возможность неформально пообщаться с коллегами | 67 |
Возможность войти в доверительные отношения с руководством компании | 32 |
Вынужденная необходимость проводить дополнительное время с коллегами вместо того, чтобы побыть с семьей | 22 |
Возможность попробовать то, что обычно себе не позволяю(в развлечениях, еде, напитках) | 12 |
Повод не работать | 12 |
Другое | 7 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как вопрос предусматривал возможность множественного выбора. | |
Источник: Online Market Intelligence (OMI) |
Еще по теме
Предрождественский и предновогодний декабрь, как правило, время беспричинного оптимизма и торжества романтики. На Западе это к тому же еще для многих - и самый подходящий момент для предложения руки и сердца. И это понятно: общая атмосфера праздника делает событие незабываемым и, как пишут многие свадебные сайты, позволяет сократить расходы на украшения и музыкальное сопровождение.
Неприкосновенность частной жизни и коммерческая тайна становятся пустой формальностью. Доказательство тому - крупные скандалы, связанные с утечкой конфиденциальной информации. И дело даже не в хакерах и охотниках за инсайдом. Многие "сливы" в Интернет происходят по вине самих компаний.