GOLD 1582.40
РТС 1008.85
DJIA 21181.48
NASDAQ 7201.80
ПМЭФ-2021

Премия за креатив

Фото: Новодережкин Антон / ТАСС Фото: Новодережкин Антон / ТАСС

Что такое креативные индустрии и как государство готово поддерживать развитие культурных проектов в России — журналу «Компания» в кулуарах ПМЭФ-2021 рассказал начальник управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков.

Две недели назад Владимир Путин подписал указ о создании президентского фонда культурных инициатив. Вам уже известно, когда может быть запуск, кто будет курировать институт?

— Мне сегодня прямо во время панели форума пришло сообщение, что в ЕГРЮЛ появилась наконец-то запись о его регистрации. Теперь мы сможем провести все учредительные мероприятия и запустить работу.

С 15 июня мы рассчитываем начать принимать заявки от потенциальных участников конкурса и за лето провести экспертизу этих инициатив, чтобы в сентябре можно было заключать договоры с победителями этого грантового конкурса.

Кто будет курировать институт в кабмине — это решать аппарату правительства. Получается, что это погранично между двумя вице-премьерами — Дмитрием Николаевичем Чернышенко и Татьяной Алексеевной Голиковой, но это уже правительство сделает выбор.

Театральный режиссер Константин Богомолов сегодня сказал, что государство, вкладываясь в молодые таланты, не должно бояться эти деньги потерять. Потому что некоторые дарования выстреливают со второго или с третьего раза. Но очевидно, что и власти не заинтересованы тратить деньги впустую, без конкретной отдачи. Как найти здесь золотую середину?

— Никто не тратит деньги впустую. Как работает, например, Фонд кино? Там специально было принято разделение на так называемых мэйджоров и иные студии. Мейджоры — это компании, которые имеют солидные кассовые сборы, успешный опыт вывода на кинорынок блокбастеров и так далее. Им достается львиная доля средств Фонда кино. Но тем не менее каждый год от 500 млн рублей распределяется на проекты иных студий. И вот там есть победители, у которых и первый, и второй, и третий дебют финансируется.

Если эти компании успешно работают на рынке и действительно у них есть зрительская востребованность, то они потом становятся мэйджорами, переходят в другую категорию участников рынка. Это не финансирование исключительно дебютов, никто не запрещает вам сколько угодно раз подавать заявки на проекты. Главное, чтобы они имели хороший сценарий, были хорошо спродюсированы, чтобы маркетинговый и сценарный комитеты их высоко оценили, а потом уже их вынесут на заседание попечительского совета.

Есть подсчеты, сколько в этом году на креативные индустрии выделено бюджетных средств?

Здесь проблема: у нас нет кодификации, что вообще такое креативные индустрии. На уровне закона такого термина не существует, поэтому разные институты и разные органы власти по-своему трактуют. Мне ближе всех определение, которое формулируется так: «Креативные индустрии — это культурная деятельность, которой занимаются коммерческие юрлица».

А там, где государственное учреждение занимается подобной деятельностью, — это уже культура, искусство и творчество. Это так называемые «подведы» Минкульта или региональных министерств, ответственных за культурную политику.

Это международная уже более или менее устоявшаяся система определения, но и здесь у нас огромная выборка, ведь есть организации кинематографии, которые получили деньги из государственного бюджета. Есть те, которые на рынке «нафандрайзили» на свои проекты. В производстве интернет-контента это вообще другой пласт проектов, но это все равно культурная деятельность, потому что современное молодое поколение потребляет из интернета гигантские объемы, эксабайты информации, и это все тоже креативные индустрии, но как их посчитать, непонятно. По каким параметрам, каким ОКВЭДам?

И все же, если говорить про объем средств хотя бы по президентским программам?

Суммарно в районе 15 млрд рублей в 2021 году выделяется только по линии федерального центра, именно администрации президента, а ведь есть еще региональные программы поддержки. То есть это десятки миллиардов рублей за год. И такой большой объем соответствует и объему этого многогранного рынка. Если мы включаем в этот перечень дизайн, урбанистику, фэшн-индустрию, архитектуру, интернет-контент, кино, все, что касается шоубиза, анимацию, то получаем огромное количество вовлеченных людей.

Конечно, государство там является не самым главным источником финансирования, но тем не менее значимым.