Top.Mail.Ru
архив

Прерванный полет

Бажаев Зия Юсупович

Родился 11 июля 1960 года. В 1981 году окончил Краснодарский политехнический институт по специальности "инженер-технолог", в 1999-м - Российский государственный университет нефти и газа им. Губкина по специальности "экономист-менеджер". Кандидат технических наук.

Работал на биохимических производствах в Краснодаре и Грозном.

В 1992 - 1995 годах - президент нефтетрейдинговой компании LIA Oil, зарегистрированной в Швейцарии.

Утром 9 марта на взлетно-посадочной полосе московского аэропорта "Шереметьево" разбился Як-40 авиакомпании "АэроТэкс". В самолете, арендованном для полета в Киев, находился президент "Группы Альянс" Зия Бажаев и два его телохранителя. В этом же самолете был и президент издательской группы "Совершенно секретно" Артем Боровик. Известно, что из Киева вместе с украинской правительственной делегацией Зия Бажаев должен был отправиться в Казахстан для участия в переговорах по межгосударственному сотрудничеству в области ТЭК. Полет прервался на первой минуте после взлета, все пассажиры и члены экипажа "Яка" погибли.

В 1995 году, в период существования правительства Доку Завгаева, - президент грозненской "Южной нефтяной компании".

С 1996 по 1998 год работал в нефтяной компании "Сиданко" - вице-президент по коммерции, первый вице-президент, президент компании.

С апреля 1998 года являлся президентом ОАО "Группа Альянс".

Женат, трое детей.

Что такое "Группа Альянс"

Образована в 1998 году, акционерами являются 15 субъектов Российской Федерации, а также "Кировский завод" и "Ижмаш".

В структуру группы, специализирующейся на антикризисном управлении, входят компании "Альянс Центр Консалтинг", "Альянс-Капитал", школа бизнеса, "Альянс-Ойл".

Основные проекты группы: программа повышения эффективности работы и инвестиционной привлекательности НК "Роснефть", программа антикризисного управления и стабилизации АО "Варьеганнефть", комплексная программа по выводу из кризисного состояния АО "Варьеганнефтегаз" (по заказу администрации ХМАО), управление межгосударственным проектом по обеспечению комплексного развития ОАО "Херсоннефтепереработка" (Украина), антикризисное управление Томским нефтехимическим комбинатом (последний по времени проект группы).

Из положенного двадцатипятилетнего ресурса Як-40 налетал двадцать четыре.

Зия Бажаев полгода не дожил до сорока. Его карьера была одновременно и типична для управленца современной формации, и по-своему уникальна. Он был единственным из наемных экс-топ-менеджеров "Сиданко" (нефтяной компании, пережившей неоднократную смену руководства), который не затерялся в море житейском. Доказавший, что чего-то стоит сам, а не только является приставкой к престижному креслу президента нефтяной компании.

В свое время в интервью "Ко" (см. № 10 за 1998 год) он комментировал свой уход из "Сиданко" так: "Я предприниматель, а не менеджер. Я люблю самостоятельность".

Его авторитет в нефтяной отрасли признавали. Не успевший к первому приватизационному разделу российского нефтяного пирога, Зия Бажаев был реальным претендентом на управление крупными компаниями, которые рано или поздно будут созданы в нефтяной промышленности страны на здоровой технологической основе, невзирая на амбиции губернаторов, отставных министров ТЭК, озабоченных поисками запасных аэродромов, и удачливых лоббистов.

Избегавший излишнего панибратства и фамильярности в общении с прессой, Бажаев отличался среди отмеченных удачей людей откровенностью и естественностью реакций (особенно при общении off records, без диктофона). У нас начальство обычно впадает в две крайности - либо с отеческими интонациями откровенно, без зазрения совести врет в глаза, либо, преисполнившись чувствами государственной важности, избегает журналистов в принципе. Бажаеву удавалось этих полюсов избегать.

Сотрудники Бажаева, который не без оснований слыл человеком жестким и требовательным, ярко выраженным харизматиком, боялись не крика, не начальственного мата, но взгляда шефа. Которого было вполне достаточно, чтобы заставить трепетать и думать о своем месте и роли в компании. В интервью "Ко" Бажаев говорил: "Есть несколько стилей управления - бюрократический, корпоративный, авторитарный. Мне ближе последний". В компании все или почти все держалось на Бажаеве, и степень персонифицированности бизнеса группы была близка к абсолютной.

Сейчас обязанности президента "Группы Альянс" исполняет первый вице-президент Сергей Чижов. Вопрос о назначении нового президента будет решен на внеочередном собрании акционеров, которое планируется созвать в ближайшее время.

В заключение - о версиях происшедшего. Вспомнив в середине дня 9 марта о чеченском происхождении Бажаева, правоохранительные органы заявили о возможной причастности к катастрофе террористов соответствующей национальности. На эту публику нынче принято списывать все что угодно: от взрывов жилых домов до кражи кошелька в трамвае. И правда - удобно и канализирует народный гнев в правильном с точки зрения властей направлении.

С другой стороны, принадлежность покойного к нефтяным кругам дала основания некоторым моим собеседникам говорить о криминальном подтексте трагедии. Были ли у Бажаева конкуренты, недоброжелатели и даже враги? Несомненно - да, как и у всякого крупного предпринимателя. Но именно масштаб его деятельности практически исключает саму возможность "решения вопросов" путем покушения. Бажаеву было недалеко до положения олигарха, если вкладывать в это понятие ту степень влиятельности, которой обладает этот узкий круг людей. А людей этого круга не убивают.

Поэтому на правах наблюдателя позволю себе последнее замечание. 18 февраля этого года автор этих строк летел в украинский Херсон. Самолетом все той же компании "АэроТэкс" вместе с Зией Бажаевым, президентом "Казахойла" Нурланом Балгимбаевым и группой московских журналистов. Летели на другом самолете - Ту-134, тоже явно не первой свежести, хотя и оснащенном VIP-салоном с телевизором, "видаком" и мягкими диванами. При взлете и посадке нас ощутимо потряхивало. Все мы крепки задним умом, но подумалось: а не лучше ли покрепче прикрутить крылья, чем тратиться на мишуру в стиле американских магнатов? У них-то самолеты поновее будут, несмотря на наличие кожаных диванов...

P.S. Раскрыл расписание авиарейсов из Москвы, и стало еще обиднее: в 09.10 из того же Шереметьева-1 на Киев уходит рейс "Трансаэро". Этот "Боинг" готовился к вылету, когда на взлетной полосе уже догорали останки разбившегося "Яка". "Конь на скаку, и птица влет - По чьей вине?" (Владимир Высоцкий)

Еще по теме