Top.Mail.Ru
архив

Прибыльный антиквариат

Несмотря на победное шествие по России стандарта GSM и активизацию региональной деятельности трех крупнейших сотовых холдингов – МТС, «Вымпелкома» и «Телекоминвеста», устаревшие стандарты не сдают своих позиций в регионах. Хотя доля рынка операторов AMPS/DAMPS и NMT сокращается, в абсолютных цифрах число их абонентов остается неизменным или даже медленно растет. «Антиквары» работают с прибылью и в большинстве случаев позиционируют себя в качестве компаний для бизнес-клиентов.

 

«Старики» не сдаются. По данным обзора рынка сотовой связи, составленного компанией J'son & Partners, в третьем квартале 2001 года число российских абонентов сотовой связи продолжало устойчиво расти и достигло отметки 6,2 млн человек. При этом проникновение мобильной связи в среднем по России остается достаточно скромным – 4,24%. Главной движущей силой роста стали операторы, работающие в стандарте GSM: их услугами пользуются 80% всех абонентов. Доли морально устаревших стандартов сокращаются, однако операторы этих сетей не торопятся бить тревогу.

 

Шагреневая кожа NMT

Если в относительных цифрах удельный вес устаревших стандартов сокращается, то в абсолютных показателях число абонентов, предпочитающих эти стандарты, продолжает расти, хотя темпы этого прироста довольно скромны.

Петербургский оператор стандарта NMT – компания «Дельта Телеком» постепенно увеличивает свою абонентскую базу и недавно впервые обогнала своего московского коллегу по стандарту – компанию «Московская сотовая связь» (МСС). Кстати, МСС – один из немногих операторов NMT, число абонентов которого сократилось.

Что же касается региональных «антикварных» операторов, то они уверенно держат оборону, в том числе и в регионах с сильной конкуренцией, где активно разворачиваются крупные федеральные игроки – МТС, «Вымпелком» и «Телекоминвест». Говорит старший менеджер по маркетингу нижегородского оператора NMT «СОТЕЛ –Нижний Новгород» Наталья Пухова: «В регионе приступила к работе МТС, но объемы наших продаж от этого не снизились. Перед самым открытием офиса МТС, когда московская компания проводила активную рекламную кампанию в местных СМИ, абоненты заняли выжидательную позицию, и мы почти не заключали новых контрактов. Но, как только МТС начала предоставлять свои услуги, выяснилось, что ее тарифы для нашей области весьма высоки. В результате у нас снова выросли продажи, наша компания уверенно держит свою нишу и работает с прибылью».

Похожая ситуация и в Краснодарском крае. Ведущий специалист по маркетингу компании «Краснодарская сотовая связь» (стандарт NMT) Наталья Паунина утверждает, что число абонентов ее компании увеличивается: «У нас есть приток клиентов, хоть и небольшой. При этом мы ориентируемся в первую очередь на бизнес-клиентов. Например, мы очень плотно работаем с компанией «Катран К», которая занимается строительством трубопровода «Голубой поток». Наш главный конкурент – «Кубань GSM» стремится выбрать все возможные слои потребителей. Сейчас приток абонентов им обеспечивают малообеспеченные пользователи: «Кубань GSM привлекает их возможностью абсолютно бесплатно рассылать SMS».

 

Бизнес-клиенты любят старое

Многие операторы NMT предпочитают работать с «тяжелыми» абонентами (так операторы называют многоговорящих клиентов. – Прим. «Ко»). Это в полной мере относится и к компании «СОТЕЛ – Нижний Новгород». Говорит Наталья Пухова: «У нас есть выгодные тарифы для многоговорящих абонентов. Тем, кто разговаривает мало, выгоднее обращаться к нашим конкурентам – например, в компанию НСС, входящую в холдинг «Индиго».

 

Московская МСС также ориентируется на высоко- и среднедоходных клиентов. «Нашему выходу на массовый рынок препятствует дороговизна абонентских устройств – попросту говоря, телефонов. Но мы работаем «в прибыль», и средняя ежемесячная доходность на абонента у нас сейчас относительно высока – $40. Это лучший показатель среди московских операторов», – говорит заместитель генерального директора МСС Людмила Новицкая. Тем не менее абонентская база МСС медленно сокращается. «Мы разрабатываем различные маркетинговые программы, чтобы удержать существующих клиентов и привлечь новых абонентов, – рассказывает Новицкая. – Для удержания существующих абонентов мы ввели для них различные бонусные системы, практикуем индивидуальную работу с абонентами и корпоративными клиентам. Для привлечения абонентов у нас действуют другие программы – например, подключение по безлимитному тарифу с предоставлением второго телефона в подарок».

 

Выбрать слой наиболее выгодных клиентов удалось и компании «Примтелефон» из Владивостока. «Мы с самого начала сделали упор на хорошую зону покрытия и высокое качество связи», – говорит генеральный директор «Примтелефона» Анатолий Ермаков. В результате возникла парадоксальная на первый взгляд ситуация: во Владивостоке из трех операторов («Акос» – стандарт DAMPS; НТК – GSM; «Примтелефон» – NMT) самой большой абонентской базой обладает оператор устаревшего NMT. Возникали даже курьезы: многие клиенты «Примтелефона», приобретая трубку NMT, пребывали в полной уверенности, что покупают трубку широко разрекламированного стандарта GSM.

Практическое отсутствие международного роуминга, на широких возможностях которого так акцентируют внимание в своей рекламе операторы GSM, не смогло испортить бизнес «Примтелефону». Говорит коммерческий директор MCT Corp. (холдинг «Индиго», в который входит «Примтелефон») Руслан Филатов: «В России подавляющая часть трафика принадлежит переговорам внутри страны, поэтому стандарт NMT и остается пока наиболее распространенным в России. Услугами международного роуминга у нас пользуются относительно редко. Этим мы отличаемся от центральноевропейских стран, где у мобильных операторов роуминг составляет 30 – 40% от общего объема разговоров и обеспечивает им существенную часть доходов. Такая ситуация обусловлена тем, что территория европейских стран невелика, а сами европейцы очень мобильны и много ездят по континенту».

 

Гонка перевооружений

Как бы хорошо ни обстояли дела «антикваров» сейчас, им все равно придется обращаться к новым технологиям. «Примтелефон» летом этого года уже запустил в эксплуатацию сеть стандарта GSM. При этом старая сеть продолжает работать и принимать новых абонентов. «Мы изучали опыт других операторов и пришли к выводу, что старую сеть нельзя закрывать ни в коем случае. Вместе с тем мы поощряем переход абонентов в сеть GSM: у нас разработана специальная программа льгот для тех, кто решил поменять аналоговый телефон на цифровой», – говорит Анатолий Ермаков.

Другие региональные операторы NMT ориентируются на своего флагмана – МСС. «Московская сотовая связь», как уже не раз писал «Ко», ведет работы по созданию сети, работающей в стандарте CDMA-450 (IMT-MC), оборудование для которой производит американская Lucent Technologies. В настоящее время МСС заканчивает монтаж коммутатора и уже в этом месяце приступит к эксплуатации опытной сети этого стандарта. В зависимости от успеха или неудачи МСС будут выстраивать свою стратегию все региональные компании, входящие в ассоциацию СОТЕЛ. «Мы уже готовимся к перевооружению сети – будем ставить то же, что пробует МСС в Москве», – говорит Наталья Пухова.

Операторы другого устаревающего стандарта – AMPS решили использовать шанс, предоставленный им Министерством связи РФ. Как известно, в этом году Минсвязи приняло решение о выдаче всем российским операторам AMPS лицензий на работу в стандарте GSM-1800. В частности, американская Millicom International Cellular (MIC), владеющая пакетами акций 12 российских операторов сотовой связи, 11 из которых работают в стандарте AMPS, уже объявила тендер на поставку оборудования для строительства новых сетей GSM. Некоторые из операторов, входящих в состав MIC, уже получили новые лицензии, остальные должны получить лицензии до конца 2001 года. Другой холдинг – MCT Corp., в портфеле которого тоже есть акции российских операторов AMPS, намерен объявить аналогичный тендер в ближайшее время. Тот факт, что «дальнобойность» базовых станций, работающих в диапазоне 1800 МГц, ниже, чем у станций диапазона 900 МГц, региональных операторов не смущает. По их мнению, очень многое зависит от грамотного планирования сети. Один из представителей региональных операторов привел в качестве примера опыт компании Golden Telecom на Украине. Украинское отделение Golden Telecom Mobile Service начинало свою работу с гораздо меньшим числом базовых станций, чем главный конкурент – компания «Киевстар», однако услуги Golden Telecom оказались вполне конкурентоспособными. 

Еще по теме