Top.Mail.Ru
политика

Приплыли: в ЕС собрались перекрыть России выход в Балтийское море

Фото: 123rf / Legion-Media Фото: 123rf / Legion-Media

Евросоюз предложил Дании проверять и, возможно, блокировать российские нефтяные танкеры, проходящие через ее воды. Брюссель решился на такой шаг, чтобы противостоять обходу введенных санкций против нефти из России. Более того, ранее президент Латвии Эдгар Ринкевичс предлагал перекрыть Балтийское море, если ответственность за повреждение газопровода Balticconnector, будет возложена на Россию. Однако Запад вряд ли перейдет от слов к делу: морская блокада обычно рассматривается как повод к войне, предупреждают эксперты, опрошенные «Компанией». Также, по их словам, это технологически невозможно и навредит всем — даже Китаю и Индии

Дания сможет останавливать и обследовать танкеры, следующие транзитом через ее воды без западной страховки, сообщает Financial Times со ссылкой на три источника. При этом страна будет ссылаться на законы, дающие государствам право проверять суда, которые, по их мнению, могут угрожать окружающей среде.

В Евросоюзе выдвинули такую инициативу, когда западные политики обнаружили, что в октябре российская нефть практически не торговалась ниже 60 долларов за баррель — именно такой потолок цен был установлен странами ЕС и G7. По информации Министерства финансов РФ, средняя цена на нефть марки Urals в прошлом месяце превышала 81,5 доллара за баррель.

В борьбу за соблюдение Россией потолка цен включены и США. Вашингтон 16 ноября ввел санкции против 20 компаний и трех нефтяных танкеров. Организации, владеющие танкерами, базируются в ОАЭ. Штаты заподозрили их в транспортировке российского горючего выше установленного Западом лимита цен.

Морской бой

Почти все крупные нефтяные компании России занимаются экспортом морской нефти. Все они попали в зону риска, предупреждает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Речь идет, в первую очередь, о «Роснефти», «Газпромнефти» и «Лукойле», уточнил независимый эксперт рынка ресурсов и энергетики Владимир Демидов. По его словам, именно они являются ключевыми экспортерами.

При этом Митрахович считает, что идея проверять и блокировать российские нефтяные танкеры увеличивает риск эскалации конфликта. «Это все-таки похоже на морскую блокаду. А она всегда рассматривается как повод к войне», — подчеркнул эксперт. По его словам, Россия в ответ может направить вооруженные силы, чтобы защищать танкеры.

Западные страны вряд ли решатся на такой риск, считает Митрахович. Он также напомнил, что FT ссылается на источники, но официальные лица ничего не заявляли. «Позиция Запада в этом вопросе очень сомнительная, это нарушение морского права. Страны, конечно, ссылаются на экологические проблемы, но это лишь предлог. Где угодно можно найти риск экологической проблемы. Так все морское судоходство может встать», — рассуждает эксперт.

Его мнение разделяет вице-президент национального фонда «Стратегические ресурсы России» Владимир Полеванов. Происходящее он называет психологической войной. «Если они посмеют пойти на это, то надо сопровождать российские танкеры военным флотом, и делу конец. Балтийское море, пока у РФ есть флот и ядерное оружие, будет свободным для отечественного судоходства», — считает эксперт. 

Экономист Евгений Коган также считает риски проверок Данией минимальными. «Досматривать суда в море — это не счета мелких судовладельцев блокировать. Такие действия могут рассматриваться Россией не просто как недружественное действие, но как попытка нападения. Вряд ли это то, о чем мечтают датчане», — написал он в своем Telegram-канале.

Водить танкеры под военным конвоем — идея сомнительная, отметил он. При этом игнорирование требований досмотра он назвал вполне вероятным. «Пока считаю маловероятным выдвижение подобных требований. Но даже их обсуждение показывает, что риски растут», — подчеркнул Коган.

Проверять российские танкеры невозможно технически, утверждает политолог и ведущий эксперт Аналитического управления Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. «Для этого потребуется проверять весь трафик, который идет через Балтийское море, потому что танкеры ходят под разными флагами. Кроме того, придется определять и нефть, которая находится внутри. Это тоже достаточно специфическая задача, поскольку горючее из России и, например, Казахстана, очень похоже», — объяснил эксперт. Поэтому, по его словам, вероятность, что именно эта мера будет введена, крайне незначительна.

«Не очень умный пиар»

К военной эскалации могут привести не только проверка и блокировка российских танкеров в Дании. Президент Латвии Эдгарс Ринкевичс предложил 20 октября перекрыть Балтийское море, если ответственность за повреждение газопровода Balticconnector, который проходит между Эстонией и Финляндией, будет в итоге возложена на РФ. «Если подтвердится какого-то рода ответственность России или другой страны (маловероятно, что именно другой страны), то будет обсуждаться вопрос о том, что мы закроем Балтийское море для всех российских кораблей», — предупредил политик.

Такое заявление Полеванов назвал «пиар-акцией». «Прибалтике необходимо периодически выступать в таком ключе, иначе о ней просто все забудут. Но самой России не стоит обращать внимание на это», — отметил он.

При этом Митрахович напомнил, что, если Евросоюз все же перейдет от слов к практике, появится реальный повод для войны. Кроме того, в таком случае увеличится риск дефицита нефти в мире. «Но если Запад не собирается реализовывать эти угрозы, это действительно похоже на какую-то глупость и не очень умный пиар», — добавил он.

Мировые последствия блокады

Большая часть — 60 % — нефтяного трафика России идет именно через Балтику, это порты Усть-Луга и Приморск, отметил Абзалов. Раньше экспорт шел в Европу, но теперь из-за санкций суда делают крюк и, огибая ЕС, направляются, например, в Индию и Китай. И у них возникнут проблемы с горючим, если Россия потеряет выход в Балтийское море. Запад вряд ли возьмет такую ответственность на себя, убежден эксперт.

Закрытие Западом прохода через воды Балтийского моря приведет к временной (краткосрочной или длительной) потере рынка, утверждает Демидов. По его словам, это около 5% всей мировой нефти — примерно столько Россия поставляет через Балтику. «Это приведет к увеличению цен на мировые сорта нефти. Рост будет существенным, хотя его размер и сложно оценить», — сообщил эксперт.

При закрытии Балтийского моря у России немного альтернатив. Объем нефти, который идет через Усть-Лугу, Приморск и Мурманск физически невозможно перекинуть в Новороссийск и Черное море, рассказал Митрахович. Блокада практически будет означать прекращение торговли через основные порты, которыми пользуются все крупные нефтяные компании. Но если в Балтийском море будет пахнуть стрельбой, там уже будет не до нефти.

По его мнению, опасаться большой морской блокады, в том числе, закрытия черноморского коридора, не стоит. Турция, скорее, выберет себе роль перевалочного пункта, где российская нефть будет смешиваться с другой, это поможет продолжить экспорт из Новороссийска и Туапсе, но снизит маржу российских компаний, объяснил Демидов.

Никому не выгодно прерывать трафик — потребители не готовы отказываться от российской нефти, рассказал Абзалов. По его мнению, задача ЕС состоит в том, чтобы максимально усложнить процесс продажи энергоносителей, потому что в этой части санкции не сработали — горючее марки Urals торговалось выше потолка весь октябрь. «Тут играет финансовая составляющая: это попытка усложнить оплату российских продуктов», — утверждает политолог.

Вряд ли конкретно эта мера будет озвучена в двенадцатом пакете санкций и конкретно Дания будет исполнять ее, рассуждает Абзалов. У Брюсселя есть желание взять энергетику России под свой контроль, но реализовать идею будет очень сложно, подытожил он.