Top.Mail.Ru
архив

Проект роста

Почему повышению капитализации страховой отрасли уделяют повышенное внимание и сами страховщики, и государство? Проблему можно рассмотреть с двух позиций. Во-первых, размер капитала страховой компании определяет максимальный размер страхового риска, который каждая компания может принимать на собственное удержание: больший риск компания обязана отдать в перестрахование. Во-вторых, от капитализации страховщика прямо зависят его устойчивость и платежеспособность, а следовательно, доверие к нему со стороны страхователя.

Несмотря на то что совокупный уставный капитал страховых компаний достиг в прошедшем году своего максимума, увеличившись с 0,5 млрд руб. в 1994 году до 43 млрд руб. в 2002 году, капитализация всей российской страховой отрасли соизмерима с капитализацией шестого по мощности страховщика Западной Европы.

7 февраля Государственная Дума в первом чтении приняла проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и другие акты законодательства Российской Федерации».

В законопроекте целая статья посвящена вопросу повышения капитализации страховых компаний. Так, предусматривается увеличение базового уставного капитала с 2,5 млн – 3 млн руб. до 30 млн руб. Кроме того, при осуществлении видов страхования, относящихся к страхованию жизни, вводится коэффициент 2 от базового размера уставного капитала, а при осуществлении исключительно перестрахования – 4. Так, минимальный уставный капитал для компаний, осуществляющих страхование жизни, повысится до 60 млн руб., а для перестраховщиков – до 120 млн руб.

В законопроекте предусмотрено, что для одновременного осуществления нескольких видов страхования компания должна обладать уставным капиталом, складывающимся из минимальных уставных капиталов, установленных для каждого из осуществляемых видов страхования.

Страховщики обязаны будут довести свои уставные капиталы до размеров, определенных в законопроекте, до 1 июля 2007 года. У компаний, не выполнивших данное требование, департамент страхового надзора будет отзывать лицензию на осуществление страховой деятельности без соответствующего предписания.

Что может произойти на страховом рынке к 2007 году или ранее, если такая поправка будет внесена? Из 1405 страховщиков, зарегистрированных в едином государственном реестре, только 204 компании имеют уставный капитал более 30 млн руб., 961 компания – менее 10 млн руб., 233 компании – от 10 млн руб. до 30 млн руб. Если предположить, что из последней группы все 233 компании перевалят 30-миллионный рубеж, то количество страховщиков сократится в 2 раза: до 600 – 700 компаний. А совокупный уставный капитал к 2008 году может вырасти по самым скромным подсчетам до 120 млрд – 150 млрд руб.

Законопроект также предусматривает необходимость формирования уставного капитала страховщика денежными средствами в размере не менее 60% от величины уставного капитала. Указанная часть денежных средств уставного капитала может быть израсходована только на операции, связанные с исполнением страховых обязательств.

Проблема увеличения капитализации страховой отрасли отражена и в правительственной концепции развития страхования в Российской Федерации. Там записано, что «в целях повышения емкости рынка страховых услуг необходимо разработать меры по стимулированию сострахования и перестрахования».

Для многих страховщиков перестрахование является основным способом гарантировать выполнение своих обязательств перед клиентами. К сожалению, законодательное обеспечение перестраховочной деятельности еще более несовершенно: не определены ни стандартные положения договоров перестрахования, ни правила делового оборота российского рынка перестрахования.

В условиях значительного повышения тарифа на перестрахование перспективы развития российского перестраховочного рынка лежат в области создания специализированных страховых объединений, расширения участия российских страховщиков в международных системах перестрахования и договорах сострахования. Предполагается, что эти меры позволят также упорядочить трансграничное перестрахование и предотвратить необоснованный отток валютных средств за границу.

В связи с этим вполне своевременно новое положение законопроекта, определяющее, что страховщики могут объединяться в страховые и перестраховочные пулы – товарищества без образования юридического лица на основе договора о совместной деятельности.

Рост капитализации самым благоприятным образом повлияет и на привлекательность страховой отрасли для потенциальных инвесторов. Вместе с тем повысится и роль самих страховщиков как институциональных инвесторов.

Однако это произойдет не сразу. Например, по результатам 2001 года инвестиции 150 крупнейших страховщиков, которые собирают около 90% всех взносов, составили около 60 млрд руб. – лишь 2,6% всех инвестиций российских предприятий в экономику РФ. Так что говорить о страховых резервах как о существенном инвестиционном факторе пока преждевременно. С другой стороны, прибыль, получаемая от страховой деятельности, сейчас находится на уровне ниже среднего, каких-либо льгот по повышению капитализации страховых компаний не предусмотрено, и поэтому интерес к ним потенциальных инвесторов достаточно низок.

Таким образом, увеличение капитализации страховых компаний является составной частью целого комплекса проблем, которые предстоит решить в целях дальнейшего развития страхового рынка. Принятая правительством концепция наметила, а изменения и дополнения в закон «Об организации страхового дела в РФ», надеюсь, конкретизируют основные подходы к их решению.

Еще по теме