Top.Mail.Ru
бизнес

Производитель Zewa и Libresse покинет российский рынок

Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ / Legion-Media

Спустя почти два месяца после начала спецоперации на Украине исход зарубежных брендов из РФ продолжается. Сегодня о скором выходе с российского рынка сообщила шведская Essity, в чьем портфеле такие бренды, как Zewa, Libero и Libresse. Компания работала на рынке почти тридцать лет и неизменно входила в число его крупнейших игроков. Может ли Россия заменить ее продукцию или стране готовиться к дефициту, разбирался журнал «Компания». 

Утром в пятницу, 22 апреля, Essity представила отчет за первый квартал 2022 года. В нем компания похвалилась ростом чистых продаж почти на четверть, новым активом в портфеле и попаданием в ежегодник устойчивого развития от S&P Global. Essity сообщила, что снятие ограничений по коронавирусу быстро увеличило спрос на ее продукцию. В частности, произошел органический рост онлайн-продаж (+12,6%).

В тот же отчет Essity «зашила» неприятную новость. «Условия для ведения Essity бизнеса в России ухудшились. В результате активы компании в России были обесценены примерно на 1,4 млрд шведских крон ($147 млн)», — рассказал глава компании Магнус Грот.

Он сообщил, что шведская компания запустила процесс по выходу с российского рынка. Как именно это будет сделано, неизвестно — никаких деталей Грот не привел.

При этом он сообщил, что за прошедший год Essity продала в России товаров примерно на 2,8 млрд крон или на $29,5 млн. На страну пришлось порядка 2% от общего объема продаж. 

Что мы знаем об Essity

Шведская Essity — важный игрок на рынке товаров для здоровья и гигиены. Ее история началась еще в 1929 году. Поначалу Essity была частью лесной компании, а производство средств гигиены было запущено лишь в 1975 году. Теперь в портфеле Essity — всем известные бренды Zewa, Libero, Libresse, Lotus, TENA и Tork. Компания производит детские подгузники, средства женской гигиены, туалетную бумагу, а также полотенца, салфетки, антисептики и многое другое.

Сегодня Essity — второй в мире производитель бумажной гигиенической продукции. Компания работает в 150 странах мира, ее акции торгуются на бирже Nasdaq Stockholm. В 2020 году продажи бизнеса по всему миру составили 11,6 млрд евро.

По состоянию на апрель этого года, капитализация Essity составляла $19,18 млрд. За прошедшие сутки (вероятно, на новостях об отчете) ее акции подскочили на 14%, до 27,42 доллара за штуку.

На российском рынке Essity работает довольно давно. Компания пришла в страну в 1994 году и постепенно вывела на отечественный рынок продукцию всех своих основных марок. В 1998-м у нее появилась фабрика в Ленобласти, где производятся товары Zewa и Tork. В 2010-м компания открыла еще две фабрики, теперь уже в Тульской области.

В России у Essity в общей сложности трудятся около 1300 человек. Их дальнейшая судьба в релизе не уточняется. 

Доля на рынке

Для самой Essity Россия не входит в число крупнейших рынков. Согласно данным за 2020 год, больше всего товаров Essity продает в Китае (13%), Германии и США (по 11%), а замыкает топ-10 Италия, на которую приходится 3% продаж. Свою долю на российском рынке Essity в отчетах не приводит, однако известно, что в 2017 году она возглавляла пятерку крупнейших игроков рынка бумажных санитарно-гигиенических изделий. Тогда компания занимала менее 20% рынка, пишет Forbes.

В 2020-м, по данным Retail Loyalty, шведская компания удерживала лидирующие позиции на российском рынке. Тогда же, согласно данным NielsenIQ, Zewa признали брендом № 1 в России в сегменте непродовольственных товаров в FMCG-секторе.

По заявлениям Минпромторга, компания в месяц производила в стране 10 млн подгузников Tena Original и 30 млн штук прокладок Libresse.

При этом известно, что Essity — далеко не единственный зарубежный производитель гигиенических товаров, который задумал покинуть Россию. Полное прекращение бизнеса в стране допускает американская Procter & Gamble (среди прочего она производит подгузники Pampers и средства женской гигиены под брендами Always, Naturella, Tampax и Discreet). Поставки средств личной гигиены в Россию приостановила также Johnson & Johnson (в ее портфеле — тампоны O.B. и прокладки Carefree). 

Ждать ли дефицита

Исторически зарубежные бренды гигиенических товаров преобладали на российском рынке, заявляла в марте директор по маркетингу компании «Белая Мануфактура» Татьяна Муркина. По ее словам, долгое время доля российский товаров на полках магазинов не превышала 10%.

«Национальное производство средств женской личной гигиены в России развито относительно слабо — на рынке доминируют международные корпорации, которые локализовали часть своего производства на российской территории», — отмечали ранее эксперты Discovery Research Group. Среди чисто российских производителей товаров женской гигиены они выделяли лишь ЗАО «Фирма Гигиена» (бренд «Милана») и ООО «Си Айрлайд» (бренды Bliss и Bibi).

В числе крупнейших производителей туалетной бумаги в стране, напротив, преобладают россияне. В 2017 году в топ-4, помимо Essity, попали Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК) из Ленобласти, «Сыктывкар Тиссью Груп» (Республика Коми) и Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат (КБК) из Татарстана. В восьмерке лидеров из россиян также оказались:

  • ООО «Кубань-Папир»,

  • ООО «Новые технологии»,

  • «Палпинвест» из Казани. 

Несмотря на заявления брендов, Минпромторг в марте уверял, что дефицита подгузников и женских прокладок в российских магазинах не будет. Опасаться его не стоит и в случае с туалетной бумагой, заявил «Известиям» директор по развитию «Сыктывкар Тиссью Груп» Александр Каган.

«Существующие суммарные производственные мощности в России превышают объем потенциального потребления больше, чем мощности, которые гипотетически могут выбыть с уходом Essity. Существующие игроки полностью заместят недостающие объемы в достаточно короткий срок», — сказал он.

Такие же прогнозы дают в Сясьском бумажно-целлюлозном комбинате. «Если бы Zewa ушла, это было бы проблемой лет 5 назад. Потому что было три основных игрока: Zewa, Сыктывкар и мы. Сейчас этот рынок перенасыщен, просто всем полегче станет и все», — сказал «Газете.ру» главный технолог предприятия Денис Головчанский.

При этом Каган заявил, что пока Essity лишь анонсировала уход с рынка. Реальное решение на этот счет могут принять намного позже. «Производство Essity на 90% локализовано и, вероятно, что даже если бренд и будет выведен, производство продолжится, хотя, возможно с какими-то ограничениями», — предположил эксперт.

Впрочем, Bloomberg со ссылкой на Грота уже сообщил, что Essity не планирует закрывать свои российские фабрики. Скорее всего, компания их продаст.