Top.Mail.Ru
архив

Просто, как 24 «Копейки»

Нефтяная компания ЮКОС – без пяти минут держатель контрольного пакета акций розничной сети «Копейка». Инициатива нефтяной компании по покупке розничной сети может подтолкнуть к аналогичному шагу и других непрофильных инвесторов. Год для розничного бизнеса обещает быть интересным.

 

Пока договор о передаче акций не подписан, комментировать подробности сделки в компании «Фелма» (ей принадлежит «Копейка») и в ЮКОСе отказываются. Стороны занимаются подготовкой учредительных документов, а окончательное оформление беспрецедентного для отечественной розницы контракта предположительно произойдет в феврале. По некоторым данным, контрольный пакет «Копейки», оборот которой в 2001 году составил около $120 млн, обойдется нефтяникам в $30 млн –$40 млн. Эта сумма почти в два раза превышает общий объем вложений, пущенных на строительство сети за все время ее существования. Еще $100 млн ЮКОС вроде бы готов в этом году инвестировать в развитие сети. По итогам прошлого года «Копейка» по оборотам уступает только «Перекрестку», «Седьмому континенту», сети «Рамстор» и питерской «Пятерочке». Сделка с ЮКОСом вполне могла бы поменять расклад основных игроков розничного рынка. Если бы только конкуренция здесь была выше, чем сейчас.

 

Копейка к копейке

Свой первый экономичный универсам (и по совместительству самый первый российский дискаунтер) «Фелма» открыла в мае 1998 года в Крылатском. Идея дискаунтера «в чистом виде» (максимум оборота при минимальных издержках) была адаптирована под неискушенного потребителя. Ассортимент первого дискаунтера «по-русски» был расширен за счет продуктов с коротким сроком реализации (овощи, мясо, выпечка). Новый для отечественного рынка принцип торговли публика восприняла настолько благосклонно, что еще до конца года «Фелма» смогла добавить к первому дискаунтеру три магазина и запустить в эксплуатацию складской комплекс.

В компании не стали изобретать велосипед. Каждые три месяца команда менеджеров «Копейки» отправлялась перенимать опыт организации бизнеса у коллег из западных сетей. «Я ни в коем случае не собираюсь отменять эту практику, – говорит гендиректор «Фелмы» Александр Самонов. – Эти затраты себя полностью оправдывают. Каждая такая поездка приносит компании реальный экономический эффект». С появлением десятого магазина сеть начала приносить прибыль.

К концу 2000 года сеть насчитывала 15 «Копеек» с оборотом около $60 млн. Прошлый год оказался выдающимся для всего российского ритейла, и «Копейка» не стала исключением. В мае компания обзавелась вторым РЦ и стала мультиформатной, запустив проект супермаркетов «Копейка Супер». Оборот сети, как и планировалось, превысил показатели 2000 года в два раза.

На сегодняшний день под торговой маркой «Копейка» в Москве работают 24 магазина. По обороту «Копейка» лидирует среди столичных дискаунтеров.

 

Все на продажу

Переговоры компаний о начале взаимовыгодного сотрудничества велись с февраля прошлого года. Как утверждает Александр Самонов, интерес договаривающихся сторон друг к другу был обоюдным. Выход на непрофильный для ЮКОСа рынок ритейла объясняется тем, что компания намерена вплотную заняться развитием собственной сети сбыта нефтепродуктов. «Мы никогда не планировали развиваться только своими силами, – говорит Александр Самонов. – Этот бизнес настолько легко масштабируемый, что какие ресурсы в него не вложи, все будет освоено. Что касается ЮКОСа, то там прекрасно понимают, что специализированная сеть только по торговле нефтепродуктами – это уже вчерашний день».

В решении задачи по строительству современных автозаправочных комплексов, которые должны совместить супермаркеты и бензозаправки, нефтяники предпочли использовать опыт специалистов «Копейки».

К проекту по совместному строительству автозаправочных комплексов в «Копейке» намерены подойти со всей ответственностью. По самым оптимистичным прогнозам, первый образец совместной работы компаний может появиться не раньше конца этого года. «По нашему опыту, от задумки до непосредственно реализации проекта в среднем проходит год – только разработка концепции занимает от трех до шести месяцев, – говорит Самонов. – Если отнестись к этому этапу серьезно, дальше концепцию можно «штамповать» как горячие пирожки».

Предполагается, что плод общих усилий будет выглядеть скорее как бензоколонки при магазинах продовольственных и сопутствующих товаров, а не наоборот.Во всяком случае, именно такой подход как наиболее эффективный сейчас популярен в других странах.

При этом, как утверждает гендиректор «Фелмы», организация АЗК не станет приоритетным направлением деятельности его компании, и будущие совладельцы «Копейки» готовы поддержать планы по развитию ритейла, не связанного непосредственно с торговлей нефтепродуктами. Сейчас в «Копейке» ведется работа над разработкой формата магазина «Мини-копейка». Первый такой магазин, где планируется применить новые для российского ритейла технологии торговли (опять же подсмотренные у иностранцев) должен открыться в конце весны. Запуск этого проекта требует организации собственного производства ключевой для «Мини-копеек» товарной группы. Этот вопрос уже обсуждался с представителями ЮКОСа.

«Для любого акционера выгода от таких вложений очевидна: емкость розницы несоизмерима с нефтепродуктовым рынком – это поле, на котором при относительно небольшой плате за вход можно иметь серьезные доходы», – считает Самонов.

«Интерес крупных компаний к торговым сетям вполне закономерен, – соглашается с Самоновым президент Национальной торговой ассоциации Вадим Зуйков. – На сегодняшний день розничный рынок является не только быстро развивающейся, но и стабильной отраслью с конечным потребителем, который никуда не денется».

Правда, именно потому, что рынок еще несколько лет останется относительно свободным, анонсированная компаниями громкая сделка вряд ли способна серьезно повлиять на ситуацию в столичной рознице, считает Вадим Зуйков. «Рынок достаточно спокойно отнесся к появлению Metro, – говорит президент НТА, – а, кроме того, еще неизвестно, на развитие какого формата и каким образом ЮКОС планирует вкладывать средства».

В своем стремлении диверсифицировать бизнес путем вхождения в розницу уже в этом году за ЮКОСом могут последовать другие сырьевые компании. Не исключено, что эстафету подхватит «Сибнефть», также претендовавшая на пакет акций «Копейки». В компании MillhouseCapital, развивающей бизнес акционеров «Сибнефти», от комментариев на эту тему воздержались, однако не исключили того, что подобные сделки могут произойти уже в недалеком будущем. 

Еще по теме