Пуримшпиль Владимира Гусинского
ОПАЛЬНЫЙ экс-олигарх Владимир Гусинский лишился еще одного своего титула. Спустя пять лет после создания Российского еврейского конгресса (РЕК) основатель и, казалось бы, бессменный руководитель этой организации сложил с себя президентские полномочия.
По признанию самого Гусинского, это вынужденный шаг, поскольку в нынешней ситуации он не может бывать в России и оперативно руководить конгрессом. Однако, по сведениям «Ко», РЕК, проигрывающий в противостоянии с опекаемой Кремлем Федерацией еврейских общин России (ФЕОР), стал испытывать острый недостаток финансирования, не говоря уже о лоббистском ресурсе.
Кстати, первые слухи о возможном отказе Гусинского от поста «главного русского еврея» появились еще летом, когда конфликт между РЕК и ФЕОР перерос в открытую фазу. Тогда в России появилось два главных раввина. Близкий к РЕК и Гусинскому Адольф Шаевич отказался уступать эту должность избранному на спешно созванном съезде ФЕОР Берлу Лазару. Причем выборы Лазара странным образом совпали по времени с заключением Гусинского в Бутырку.
Не исключено, что это было простым совпадением, но с тех пор злоключения руководителя «Медиа-Моста» уже затруднительно было представлять перед Западом как проявления государственного антисемитизма. И неудивительно, что, лишившись столь сильного козыря, Гусинский стал подыскивать себе преемника. Разумеется, в обмен на политическую (а возможно, и экономическую) поддержку.
Сначала в качестве возможного кандидата на пост главы РЕК рассматривался владелец «Альфа-групп» Михаил Фридман. Наверно, это был бы идеальный вариант для конгресса. Но Фридман, видимо, не хотел злить Кремль.
По крайней мере к сентябрю, когда должен был состояться судьбоносный третий съезд Российского еврейского конгресса, в «шорт-листе» наиболее вероятных преемников Гусинского Фридмана уже не было. Зато поговаривали, что, скорее всего, РЕК возглавит владелец фармацевтической корпорации «Биотэк» и советник спикера Госдумы Борис Шпигель, который, по слухам, участвовал также в финансировании селезневского движения «Россия». С приходом Шпигеля РЕК приобретал кое-что в плане лоббистского ресурса.
Только этому назначению, как, впрочем, и самому съезду не суждено было состояться. Зато в Москве с помпой открылся Еврейский общинный центр, построенный на средства ФЕОР. Причем церемонию открытия почтил своим присутствием Владимир Путин, а кадры его братания с новыми лидерами российского еврейства Берлом Лазаром и Львом Леваевым (основной спонсор ФЕОР) поместили все мировые агентства.
Фактически с тех пор РЕК мог считать себя «политическим трупом». Декабрьское посещение Путиным отмечаемого в том же общинном центре праздника Ханука еще раз подтвердил, какая еврейская организация действительно имеет влияние в России. А январский арест питерского бизнесмена Михаила Мирилашвили (возглавлявшего местное отделение РЕК) стал еще одним существенным ударом по финансам конгресса.
Вроде бы все шло к роспуску РЕК. И свершившийся-таки уход Гусинского, возможно, и вписывался бы в эту канву, если бы освободившееся место президента конгресса не занял Леонид Невзлин.*
С формальной точки зрения главный лоббист Михаила Ходорковского* по сравнению с Гусинским несколько мелковат. Но и сам РЕК уже не тот.
А главное – Невзлин, по сведениям «Ко», уже давно поддерживает контакты с довольно состоятельными западными еврейскими организациями, что характерно, не замешанными в местных политических разборках. К тому же за Невзлиным все же стоит не растерявший (в отличие от Гусинского) денег и влияния Ходорковский.
Впрочем, это уже не предмет головной боли для Владимира Гусинского. Он в очередной раз красиво ушел, оставив за собой, кстати, пост вице-президента Всемирного еврейского конгресса. Так что предстоящий праздник Пурим, посвященный победе персидских евреев над задумавших их истребить царским советником, основатель РЕК может отмечать с чувством выполненного долга.
* признан в России иностранным агентом/
* признан в России иноагентом.