Top.Mail.Ru
архив

Путиница

Как силовик олигархов посчитал

Прогнозы Владимира Гусинского начинают сбываться. Телемагнат и по совместительству олигарх, предсказавший уголовные дела в отношении нескольких крупных российских предпринимателей, оказался прав. Налоговая полиция, Министерство по налогам и сборам и Генеральная прокуратура совместно взялись за разработку наших олигархов.

Действия силовиков разрушили стройную концепцию политических обозревателей, объяснявших государственное давление на Гусинского исключительно политическими мотивами: он-де сделал неправильный выбор перед избирательной кампанией. События прошлой недели показали, что истинное положение вещей сильно отличается от этой версии.

Бурную неделю открыл Владимир Потанин. Получив письмо из Генеральной прокуратуры, он вступил в полемику через газету. В ответ на однозначно сформулированную просьбу первого заместителя генпрокурора Юрия Бирюкова вернуть в казну $140 млн, которые бюджет потерял "из-за снижения цены при проведении залогового аукциона по "Норильскому никелю", глава "Интерроса" потребовал от генпрокурора Владимира Устинова "рассматривать данный вопрос в рамках гласного судебного процесса в соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом РФ". За день переписки акции "Норникеля" упали на 3 - 4%.

Следующим днем настала очередь "ЛУКойла". Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП) сообщила о возбуждении уголовного дела против руководителей крупнейшей российской нефтяной компании. По мнению полицейских, "ЛУКойл" укрывал от налогообложения крупные средства с помощью фиктивных экспортных поставок нефтепродуктов. Нефтяники не остались в долгу и откуда-то вытащили почетную грамоту МНС "Добросовестный налогоплательщик", полученную из рук министра по налогам и сборам Геннадия Букаева. ФСНП в дипломатичной форме сообщила, что эта грамота сродни филькиной. За день дискуссии акции "ЛУКойла" снизились на 6%.

В среду наступила очередь "АвтоВАЗа". Все та же ФСНП возбудила уголовное дело против руководителей автогиганта по факту уклонения от уплаты налогов. По версии ФСНП, в 1996 году ВАЗ выпустил свыше 280 тыс. подпольных (или паленых?) машин, а деньги от их продажи не были учтены в налогооблагаемой базе. При этом в преступной схеме принимало участие не только само предприятие, но и его дилеры. Последнее обстоятельство особенно важно, если учесть, что в 1996 году среди дилеров завода были структуры "ЛогоВАЗа", принадлежавшего Борису Березовскому. Кроме того, "ЛогоВАЗ" контролировал несколько мест в совете директоров ВАЗа. Таким образом, в случае чего дело может повернуться самым неожиданным образом и для Березовского.

Вдобавок ко всем вышеперечисленным делам и обращениям силовики то и дело допускали утечки, из которых следовало, что следующим объектом их пристального внимания могут стать еще несколько крупных нефтяных компаний. Наблюдатели расценили это как предупреждение ЮКОСу и ТНК.

В итоге общественности рисуется довольно мрачная картина. Бизнес давят, правила меняются, а почему и на каком основании - никто внятно объяснить не может или не хочет. Впору кричать "караул!".

"Спокойно, сядем все!"

А теперь немного успокоимся и проанализируем факты, а не их интерпретации.

Начнем с несколько парадоксального заявления. По большому счету ФСНП и Генпрокуратура не сделали ничего, что могло бы кардинально повлиять на собственность вышеупомянутых олигархов. С точки зрения перспективы сохранить либо потерять управление над своими компаниями куда важнее, например, итоги собрания акционеров "Газпрома", в результате которого Рем Вяхирев потерял контроль над советом директоров и получил мощный противовес в лице председателя совета Дмитрия Медведева.

Действия силовиков примечательны другим. Власть четко и ясно показала, что с олигархов снято табу. Теперь они не более чем бизнесмены с большими деньгами, обязанные своим благосостоянием государству.

Похоже, что олигархи и сами поняли что к чему. Иначе как объяснить истерически-панические заявления и действия руководителей крупнейших компаний? Один из них, например, после первого предупреждения прокуратуры быстро прорвался на прием к президенту, рассчитывая, видимо, получить одновременно благословение и индульгенцию на будущее. Второе он и вправду получил (цена указана в письме Генпрокуратуры). Другой олигарх внезапно решил присоединиться к общегосударственной борьбе с "Мостом", но сделал это так шумно и ретиво, что, похоже, напугал даже авторов антигусевской кампании. В результате своей неловкости "ЛУКойл" попал в очень смешное положение. Вот интересно: а "ЛУКойл" собирается выставлять иск налоговым органам с требованием возместить $320 млн потерь от падения курса акций?

Да и сам Гусинский как-то поблек и из великомученика и борца за справедливость вдруг превратился в грустного посетителя прокуратуры. Возможно, он понял, что его дело не ограничится мутным "Русским видео". А может быть, увидев, что его прогнозы сбываются, он вспомнил одно из правил древнегреческих эпосов: все предсказатели плохо кончают?

Черная кошка в темной комнате

Ключевой вопрос, от ответа на который зависит развитие российского бизнеса: кто, собственно, просигналил силовикам и олигархам об изменении правил игры? Первая версия предполагает президентское авторство последних событий. Если учесть, что буквально за несколько дней до наездов Владимир Путин зачитал президентское послание, в котором подверг ельцинское наследие жесткой критике, то получается, что такой сценарий вполне вероятен. Версия вторая - в атаке на "Норникель", "ЛУКойл" и "АвтоВАЗ" заинтересованы их конкуренты. Список Генеральной прокуратуры и ФСНП имеет одну особенность: в ней присутствуют почти все "старые" олигархи и отсутствуют "новые". Березовский, Алекперов, Ходорковский,* Вяхирев, Гусинский, Потанин, Фридман/Авен - все они типичные представители "старой" элиты, выросшей на бесплатных бюджетных ресурсах и удобных залоговых аукционах. Некоторые из них по-прежнему вхожи в высшие коридоры российской власти. Однако доброжелательная встреча с премьером или аудиенция президента уже ничего не значат. Все последние события на сырьевых рынках показывают, что бал теперь правят совсем другие персоны. "Сибнефть" все активнее распространяет свое влияние на "Транснефть", считавшуюся ранее вотчиной "ЛУКойла", и выдавливает ТНК из "Славнефти"; Кремль все активнее вмешивается в политику "Газпрома"; "Русский алюминий" завершает "зачистку" алюминиевой отрасли… Более того, многие старые олигархи уже неспособны развивать новые перспективные направления бизнеса - такие, как, например, работа с Минатомом или МПС. На смену "акелам" русского бизнеса идет новая волна: Абрамович, Дерипаска, Махмудов, Пугачев, Аминов и др.

Как ни странно, обе эти версии могут мирно сосуществовать. На данном этапе интересы Кремля и новых русских олигархов совпадают. Проблемы между ними начнутся позже. Государству не нужны альтернативные центры силы, а это значит, что "старикам" придется поделиться деньгами и влиянием. Новым же олигархам "старые" не нужны вовсе. Но главное, государство не заинтересовано в сохранении института олигархии как такового.

Процесс смены элиты никогда не проходит безболезненно. Этот отчасти естественный процесс неизбежно сопровождается шумом и треском. Полную сумятицу вносят более мелкие команды "игроков" - например, сами спецслужбы, использующие шанс вернуться к власти; губернаторы, отбивающиеся от назойливого Центра; бизнесмены рангом пониже, пытающиеся подзаработать.

Главное теперь - что будет делать власть после коррекции правил игры и частичной смены олигархов. Под понятием "власть" подразумевается прежде всего президент, поскольку все иные институты власти в России либо недееспособны, либо успешно приватизированы.

* признан в России иностранным агентом.

Еще по теме