Top.Mail.Ru
архив

«Пять лет назад больше возможностей было на Западе…»

Максим Чернущенко, старший вице-президент банка «Русский стандарт», приехал в Россию после десяти лет учебы и работы в США и во Франции. Он успешно начал карьеру в Capital One – одной из крупнейших в мире компаний, занимающихся выпуском и обслуживанием кредитных карт. Тем не менее Максим Чернущенко решил вернуться, посчитав, что в России у него больше перспектив.

 

«Ко»: Действительно ли американские компании настолько интернациональны, что любой иностранец может там претендовать на высокую должность? Или все-таки для приезжих, в том числе из России, есть некий карьерный потолок?

 

Максим Чернущенко: Смотря что понимать под успешной карьерой. Приезжим из России в Соединенных Штатах легче добиться успеха в тех областях, где не нужно управлять коллективами. Я был знаком со многими соотечественниками, которые зарабатывали по $100 тыс. – $200 тыс. в год, занимаясь консалтингом или аналитикой: например, в инвестиционных банках. Они не были менеджерами в полном смысле слова. В Америке, чтобы занять серьезный менеджерский пост, нужно стать «своим» по менталитету и более чем свободно говорить по-английски. Мне не доводилось слышать ни об одном россиянине, который бы сумел добиться высокого руководящего поста в крупной американской корпорации. В Capital One, где работают 20 тыс. человек, я был единственным менеджером из России – руководил примерно десятью сотрудниками. При этом, кстати, отвечал за активы более чем в $1 млрд.

 

«Ко»: А как начиналась ваша карьера?

М.Ч.: Я уехал в США в 1992 году – после окончания Московского физико-технического института – работать и параллельно продолжать учебу в Thayer School of Engineering при Dartmouth College. Ближе к завершению учебы понял, что если буду искать работу по специальности в Америке, то, скорее всего, получу инженерно-техническую должность среднего звена. Возможности роста в этой сфере мне казались ограниченными. И я начал посещать курсы бизнес-школы Amos Tuck, которая входила в систему Dartmouth College. К моменту окончания в 1998 году Thayer School я успел прослушать базовый курс МВА и поэтому наравне с выпускниками Amos Tuck получил несколько предложений от работодателей. Я остановил свой выбор на Capital One, решив, что в «карточном» бизнесе найду применение своим аналитическим способностям.

 

«Ко»: Почему вы не стали рассматривать варианты трудоустройства в России?

М.Ч.: Я считал, что, пока у меня нет определенного профессионального статуса, нет смысла думать о возвращении в Россию.

 

«Ко»: Насколько вы были довольны своей карьерой в Capital One, когда получили предложение от «Русского стандарта»?

М.Ч.: Я тогда вообще не думал куда-либо переходить. У меня был двухгодичный контракт во Франции, где я участвовал в «перезапуске» бизнеса Capital One на местном рынке. До этого, в Вашингтоне, я разработал новую модель управления так называемыми персональными займами – примерно за год нам удалось нарастить свой кредитный портфель с $1 млрд до $2,5 млрд. Я планировал продолжить международную карьеру в Capital One и нацеливался на Германию. Когда в конце прошлого года на меня вышли хэд-хантеры и рассказали о вакансии в «Русском стандарте», я их предложение поначалу не принял всерьез. Некий коммерсант хочет с нуля создать в России «карточную» систему кредитования частных лиц, а между тем даже на Западе этот бизнес считается непростым и рискованным. Но после личного контакта с Рустамом Тарико (владелец группы «Руст», в которую входит банк «Русский стандарт». – Прим. «Ко») я очень быстро принял решение.

 

«Ко»: Вам предложили больше денег?

М.Ч.: Скорее мне захотелось работать в этом банке и с этим человеком. Деньги решают не все – мне, например, неинтересно работать там, где нет команды, с которой я мог бы реализовать свои идеи. В «Русском стандарте» такая команда есть. Да и моя нынешняя базовая зарплата незначительно отличается от той, что была у меня за рубежом. В Capital One к ней добавлялись опционы, здесь же я буду получать годовой бонус, размер которого четко привязан к результатам моей работы. В каком-то смысле это даже более выгодно: когда запускаешь новый проект на неосвоенном рынке, то можешь заработать больше. В России никто не занимается кредитными картами всерьез, а у «Русского стандарта» есть большое преимущество – опыт по выдаче потребительских кредитов.

 

«Ко»: Может ли что-то побудить вас вновь уехать в Европу или Америку?

М.Ч.: Лет пять назад у меня было больше возможностей на Западе, а сейчас – с моим опытом и багажом знаний – в России. К тому же мне здесь комфортнее жить: привычная культура, возможность общения с родителями и старыми друзьями – для меня все это немаловажно.

Еще по теме