Top.Mail.Ru
архив

Радиофутболка

В марте 2003 года итальянская Benetton устроила в Европе переполох, заявив о намерении вшивать в одежду микрочипы. Технология RFID (Radio Frequency Identification) по замыслу итальянской компании должна была использоваться в логистике – Benetton хотела записывать на чипы информацию о каждом изделии – размер, цвет, характеристика материалов. Чипы по заказу компании разработали Philips, LAB ID и Psion Teklogix.

 

Benetton руководствовалась благими намерениями: менеджеры компании предполагали, что считанная радиосканером информация попадет в компьютеры, управляющие движением товаров от производства до магазинов – их у Benetton по всему миру насчитывается около 5000.

Специалисты компании утверждали, что покупатели не почувствуют присутствия микрочипов в своей одежде. Однако европейские потребители усмотрели в действиях компании посягательство на свои свободы. Международные ассоциации потребителей призвали бойкотировать продукцию Benetton, если та не откажется от использования чипов. Итальянскому производителю одежды в первых числах мая пришлось отказаться от своих намерений.

 

«Съешьте фруктовый йогурт»

Между тем Benetton не единственная компания, пытающаяся осваивать технологию RFID. Так Merloni недавно объявила о начале выпуска под маркой Ariston стиральных машин, холодильников и микроволновых печей, снабженных антеннами RFID. Руководство компании предполагает, что эти антенны будут считывать информацию с чипов, которые рано или поздно появятся на одежде и на этикетках пищевых продуктов.

«Умные этикетки» на одежде позволят стиральной машине выбрать программу стирки. Если в барабан попадут вещи, требующие разных режимов стирки, стиральная машина на дисплее высветит совет, например: «Вы положили шерстяную одежду вместе с шелковой. Лучше стирать шерстяные вещи отдельно от шелковых».

В свою очередь, холодильник, благодаря информации, записанной на чипах, вмонтированных в упаковку продуктов, «разберется», какие продукты помещены на хранение и какая поэтому температура должна быть в камере. Кроме того, холодильник сможет дать «дельный совет» своему хозяину. К примеру: «Съешьте фруктовый йогурт – срок хранения истекает завтра».

Эти разработки Merloni вела совместно со специалистами Benetton. В результате нынешней весной сложилась любопытная ситуация: Merloni начала выпуск стиральных машин для маркированной одежды Benetton, а та пообещала мировой общественности маркированную одежду не выпускать.

Представители международного центра автоматической идентификации Массачусетского технологического института по этому поводу заявили, что технический прогресс не остановить и что нынешним летом появятся новые RFID-чипы, которые по желанию потребителей могут быть отключены. Производить такие чипы будут компании Philips, Alien Technology и Matrics. Несложную процедуру отключения чипов смогут проводить сотрудники магазинов прямо в торговом зале.

 

Анкета под кожей

Производители электроники начали создавать технологию радиочастотной идентификации примерно десять лет назад. Как водится в таких случаях, несколько компаний разработали несколько стандартов, несовместимых друг с другом.

Теперь производители пытаются сблизить эти стандарты.

Разработчики RFID утверждают, что данная технология настолько перспективна, что рано или поздно она обязательно найдет себе применение независимо от мнения ассоциаций потребителей. RFID уже применяется в агробизнесе – капсулы с микрочипами, содержащими информацию о прививках, результатах ветеринарных обследований и т.д., вшиваются под кожу животным. При помощи подобных технологий ученые наблюдают и за миграцией диких животных.

Большие перспективы ожидают RFID в почтовом и транспортном секторе. Микрочип может быть встроен в марку на конверте, благодаря чему письма, бандероли и посылки будут сортироваться без участия человека. Подобным же образом могут маркироваться грузовые контейнеры в морских портах и на железнодорожных станциях.

Возможно появление в обозримом будущем радиотехнологии и в банковской сфере. По крайней мере, в западных СМИ появились сообщения о начавшихся между Европейским Центробанком и японской Hitachi переговорах по поводу использования в банкнотах евро бесконтактных чипов, выпускаемых компанией.

Наконец, микрочип RFID может быть встроен в любой документ – от железнодорожного билета до паспорта. В отличие от магнитного билета, используемого сейчас в московском метро, билет, оснащенный чипом RFID, не требует непосредственного контакта со сканером.

 

Интересно, но дорого

Российские менеджеры к технологии RFID относятся без оптимизма. «Технология интересна, но для нашего ритейла она слишком дорогая, – считает председатель совета директоров торговой сети «Патэрсон» Алексей Мауергауз.

С ним согласен генеральный директор ЗАО «Джи Ту» Михаил Кржижевский (компания занимается консалтингом торговых предприятий): «RFID хороша там, где цена чипа не имеет принципиального значения, например, при контроле за контейнерными перевозками. О широком применении RFID в торговле говорить рано: стоимость этикеток слишком высока – $0,3 – 0,7 (стоимость этикетки штрих-кода составляет несколько копеек. – Прим. «Ко»).

Опрошенные «Ко» специалисты утверждают, что внедрения RFID в России можно ожидать не ранее чем через пять лет и что проводниками этих идей будут иностранные сети, приходящие в Россию. Впрочем, начальник отдела маркетинга компании «Кристалл Сервис» Елена Кудрявцева (компания специализируется на разработке информационных систем для торговых сетей), говорит, что возможности иностранных торговых сетей ограничены: «В магазинах иностранных сетей в России около 70% ассортимента составляет продукция российского производства. Внедрение RFID будет возможно тогда, когда к новой технологии будут готовы российские производители и потребители».

Еще по теме