Ракеты и галактики
Президент и совладелец корпорации «Галактика» 42-летний Николай Красилов вместе с друзьями создал бизнес по производству систем управления. Компания стартовала в 1987 году под крылом комсомола. В 1987 году у компании было два клиента, в 2001-м – 5000. Оборот «Галактики» в прошлом году составил $11 млн.
Николая Красилова ждала судьба научного работника. Его отец – профессор, доктор физико-математических наук, занимался программированием бортовых систем советской ракетной техники. Николай окончил механико-математический факультет МГУ и, продолжив по окончании университета семейную традицию, поступил в 1984 году на работу в Центральный институт военно-технической информации при Главном разведывательном управлении Генштаба СССР. В этом же институте работал его друг детства Дмитрий Черных.
«Работа оказалась неожиданно интересной. Институт был одним из самых передовых с точки зрения информационных технологий, – рассказывает Красилов. – Мы занимались математическим обеспечением военных операций. Я моделировал полеты ракет, другие подразделения решали задачи мобилизационного развертывания экономики. Для таких серьезных задач использовались самые современные компьютеры. Институт одним из первых в СССР приобрел компьютер компании Digital Equipment». Однако карьера Красилова в этом институте была недолгой.
Демобилизация
Отработав в военном институте четыре года, Красилов решил, что карьерные возможности здесь исчерпаны, и перешел в ГосНИИ авиационных систем. Здесь проектировались микросхемы, создавались операционные системы, базы данных. Эта работа была для Красилова интереснее проектирования полетов ракет. Но еще больше его интересовало практическое применение информационных технологий в производстве.
Начиная с 1987 года Красилов работал «в двух измерениях»: с 9 до 18 часов – в государственном институте, а после 18.00 – «на вольных хлебах». В частности, Красилов с друзьями по вечерам готовил проект автоматизации завода «Росавтоспецоборудование» в московском районе Митино. «Там был начальник АСУ, которому это было интересно, он искренне хотел продвинуть свой завод. Через знакомых он вышел на нашу команду, – рассказывает Красилов. – Мы написали проект. Руководству завода он понравился, и нам сказали: раз вы такие умные, то сами и реализуйте его».
Автоматизация митинского завода стала первым проектом команды, из которой впоследствии выросла корпорация «Галактика». Первые разработки группы касались автоматизации складского учета и управления производством. В тот период автоматизация производства была актуальнее, чем автоматизация бухучета.
«В 1987 году мы с Дмитрием Черных шли по Ленинградскому рынку в Москве. Он высказал фантастическую идею: «Представляешь, когда-нибудь в России будет рынок программных продуктов. И к нам будут ходить покупатели, желающие приобрести наш товар», – вспоминает Красилов.
В конце 1980-х вести бизнес можно было разве что через центры научно-технического творчества молодежи. Они, например, организовывали первые выставки. «Мы участвовали в одной из первых в СССР компьютерных выставок в 1989 году в Минске. Привезли туда целый грузовик отпечатанных листовок, которые были разобраны в первый же день выставки», – вспоминает Красилов.
К 1991 году у команды Красилова было полтора десятка клиентов. Группа работала на территории митинского завода – каждый день после 18 часов, а также в выходные. В дневные же часы с понедельника по пятницу будущие менеджеры аккуратно посещали государственную службу.
Гречка в мешке
В 1991 году в судьбе Красилова случился крутой поворот. «Аэрофлот» собрался купить у American Airlines информационную систему бронирования авиабилетов Sabre. Характеристики этой системы поражали воображение – сеть объединяла 11 000 терминалов по всему миру. Время реагирования системы на бронирование билета составляло всего лишь три секунды. В памяти Sabre хранилось 1,2 терабайта информации. «Аэрофлот» же к тому времени располагал отечественной системой «Сирена» с куда более скромными возможностями.
Но «Аэрофлот» не мог ограничиться просто покупкой американской системы. Sabre требовались специалисты для поддержки, развития, модернизации. Поэтому авиакомпания решила собрать группу из 30 программистов. По поручению «Аэрофлота» компания IBM устроила в России тестирование программистов. Было протестировано около 300 человек, отобрали 28 специалистов. Красилов попал в их число.
«В 1991 году я уехал на семь месяцев в Америку, – вспоминает Николай. – Перед отъездом на одном из заводов купил мешок гречки, который откуда-то стащили местные солдаты: нужно было что-то оставить семье на пропитание».
Из США Красилов вернулся, по его выражению, «накачанный знаниями», но применения себе не нашел. «Аэрофлот» переживал не лучшие времена: доходы компании падали, от нее начали отпочковываться региональные перевозчики. Потратить $150 млн на информационную систему «Аэрофлот» уже не мог.
Союз художников
Красилов вернулся к прежнему занятию – созданию программных продуктов. Однако поле деятельности компаньонов изменилось – в конце 1980-х, когда команда обитала на митинском заводе, основными заказчиками Красилова и его коллег были промышленные предприятия. В 1992 году у заводов денег уже не было, и они перешли на работу по бартеру. Зато стали быстро развиваться небольшие торговые предприятия. Поэтому компаньоны решили специально для торговых компаний создать «облегченный» программный продукт. Так появился программный пакет «Бухкомплекс», который оказался очень востребованным на рынке. В 1994 году была зарегистрирована компания «Атлант Информ», которая представляла собой что-то вроде объединения свободных программистов.
В 1995 году Николай начал понимать, что жизнь требует перехода к регулярному менеджменту. Красилов с единомышленниками Дмитрием Черных, Геннадием Гацко и Валерием Басалыгой попытались выстроить внутри компании систему управления. Однако это не понравилось другим специалистам, входившим в объединение. Тогда в 1995 году Красилов сотоварищи зарегистрировали компанию «Новый Атлант». Эта компания предлагала продукт «Бизнес-бухгалтерия», который был сделан на основе «Бухкомплекса», но предназначался не для одного компьютера, а для корпоративной сети.
Красилов и его коллеги не хотели ограничиваться созданием программ, способных обслуживать линейные задачи. Разработчики мечтали создать многомерную систему управления, которая могла бы объединить производство, бухучет, маркетинг, продажи. Первый продукт такого рода группа разработала в 1997 году. Коллеги Красилова мыслили вполне в духе времени: программисты всего мира к тому времени трудились над созданием CRM-систем (Customerrelationshipmanagement – инструменты для индивидуальной работы с клиентами. – Прим. «Ко»). Видимо, чтобы подчеркнуть значимость своего изобретения, авторы назвали свой продукт «Галактикой».
«К этому времени мы начали создавать региональную сеть, и нам потребовалась единая торговая марка», – рассказывает Красилов. Продукт дал название и компании: в 1997 году была зарегистрирована корпорация «Галактика», в состав учредителей которой вошли более 20 человек. Новая компания занялась производством и внедрением систем управления. «Наш продукт представлял собой комплексную систему оперативного управления компанией. В него входили такие модули, как бухгалтерия, логистика, управление продажами, элементы маркетинга и управления взаимоотношений с клиентами», – говорит Красилов.
Сейчас клиентами «Галактики» являются компании, занятые в самых разных отраслях. Вот что рассказывает о сотрудничестве с «Галактикой» директор департамента информационных технологий компании «Русский продукт» Владимир Никонов: «Мы остановили свой выбор на системе «Галактика» (тогда она еще называлась «Новый Атлант») в 1995 году. Нам необходимо было автоматизировать движение материальных и финансовых потоков, контроль складских остатков, взаимоотношения с клиентами и бухучет. Мы рассматривали разные предложения, в том числе и R/3 компании SAP. Но тогда наша компания находилась на стадии становления, и мы сознательно не пошли на большие расходы, выбрав отечественную систему, находящуюся в средней ценовой категории. До внедрения системы у нас была большая дебиторская задолженность, которая плохо контролировалась. Благодаря «Галактике» мы четко видим, является ли клиент нашим должником. Инструментарий системы позволяет постоянно добавлять в нее новые функции и совершенствовать старые».
Отмененная свадьба
Создав компанию, учредители сразу же задумались над повышением ее капитализации. «Это сейчас мы понимаем, насколько трудно сделать компанию привлекательной для инвестиций, – смеется Красилов, – а тогда эта задача казалась нам простой. На нас вышла компания, которая управляла деньгами ЕБРР. Они искали, куда бы вложить деньги в России. Сектор информационных технологий в США бурно развивался, акции компаний быстро росли в цене, поэтому управляющую компанию интересовал российский технологический бизнес».
В ходе переговоров с иностранцами выяснилось, что цена компании зависит от ее оборота. Тогда у «Галактики» появилась идея объединиться с корпорацией «Парус». Эту компанию в 1990 году создали четыре бывших офицера военно-морского флота. Ныне корпорация «Парус» – один из лидеров российского рынка по производству и внедрению бухгалтерских программ.
Объединение, если бы оно состоялось, могло стать первым альянсом на российском компьютерном рынке. Но затея провалилась. «Сначала казалось, что мы с «Парусом» практически не пересекаемся на рынке и проблем с клиентами быть не должно, – вспоминает Красилов. – Клиентами «Паруса» были страховые и государственные компании, а «Галактика» ориентировалась на промышленные и торговые предприятия. Но при ближайшем рассмотрении выяснилось, что простого «сложения рынков» не произойдет и мы потеряем часть клиентов».
Когда консультанты по объединению приступили к своей работе, компании столкнулись с огромным количеством проблем, о которых прежде не подозревали. «Объединение – очень болезненная процедура. Нам, например, предстояло отказаться от собственной разработки в пользу другой, а это очень непросто, – говорит Красилов. – Да и менталитет наших команд очень сильно различается».
В 1998 году идея объединения отмерла сама собой: инвестор потерял интерес к рынку информационных технологий из-за ухудшения ситуации на биржах США. «Галактика» продолжила бизнес самостоятельно. Компания продолжала производить системы управления и последовательно развивала дилерскую сеть. Как выяснилось, успешное развитие бизнеса было возможно и без зарубежных инвесторов (см. график роста продаж).
Бригада
Менеджмент «Галактики» держится на дружеских связях. Николай Красилов – президент. Дмитрий Черных – председатель совета директоров. Аревшад Вартанян – первый вице-президент. Геннадий Гацко руководит разработкой программ. Валерий Басалыга отвечает за рынок в Белоруссии. Все эти менеджеры вместе учились в МГУ.
«Наши результаты получены благодаря командной работе. Я знаю, что в этом наша сила. В «Галактике» каждый человек выполняет ту работу, которая у него лучше всего получается, – считает Красилов. – Например, у Дмитрия Черных стратегическое видение бизнеса. Раз в год на собрании акционеров он делает прогноз, который сбывается с очень высокой точностью. Он берет на себя стратегические вопросы и новые направления в бизнесе».
Правда, порой дружеские взаимоотношения оборачиваются проблемами. Красилову сложно принять решение об увольнении сотрудника. «Все мы из советских времен, поэтому у нас осталась крупица совести. Нам сложно уволить человека, и иногда приходится делать его работу самим», – говорит Аревшад Вартанян.
В России интереснее, чем в США
На перспективы создания в России систем управления предприятиями (Их называют также ERP-системами; ERP означает Enterpriseresourceplanning. – Прим. «Ко») менеджеры российского компьютерного рынка смотрят по-разному. Например, президент компании TopS Феликс Гликман считает, что российские разработки нельзя даже называть ERP-системами и что их нельзя сравнивать с зарубежными программами R/3 или Baan (первую из названных Гликманом программ производит немецкая SAP, вторую – голландская Baan). Однако не каждое российское предприятие может позволить себе купить зарубежную программу, стоимость которой порой достигает нескольких миллионов долларов. Зато продукция таких российских разработчиков, как «Галактика», «Цефей» и «Парус», вполне по карману российскому потребителю.
В «Галактике» считают, что российский рынок еще не исчерпал своих возможностей: бизнес компаний-заказчиков продолжает расти. Реагируя на спрос, российские разработчики уже освоили бухгалтерский учет, логистику, управление персоналом и финансами. Теперь они стали заниматься вопросами управления производством – спрос на эти модули постоянно растет.
За рубежом российских разработчиков ERP не ждут. «Думаю, что выходить с российскими ERP-системами на зарубежный рынок бесполезно, – считает Красилов. – В 2000 году мы открыли отделение в Калифорнии. США мы выбрали потому, что американский компьютерный рынок самый большой в мире. Однако «Галактика» продает там не ERP-продукты, а аналитическую систему Infotame, которая позволяет вести мониторинг больших информационных текстовых массивов, а также занимаемся программированием на заказ систем документооборота».