Top.Mail.Ru
архив

Растянутое время: кто придумал тайм-менеджмент

20.02.201500:00

В 2011 г. почтовый сервис Hotmail объявил конкурс на лучшую идею, которая в наш стремительный век поможет экономить время. Тогда победило устройство Hairwush, придуманное 45-летней англичанкой. Оно позволяет (в теории) мыть, сушить и укладывать волосы одновременно. Другими фаворитами стали гибрид будильника с кофеваркой и часы с кнопкой остановки времени. В ходе проводившегося параллельно опроса самым значительным изобретением, позволяющим экономить время, мужчины назвали компьютер, а женщины – стиральную машину. Но многие все-таки считают: время не надо экономить, им надо управлять.

Римский философ Сенека в послании к другу советовал вести письменный учет времени и анализировать, сколько было потрачено на «безделье», «дурные дела» и на что-то важное и полезное, и, исходя из этого, оценивать свою жизнь. Итальянский мыслитель Леон Альберти, служивший в XV столетии в папской канцелярии в Риме, сформулировал основные принципы, как сказали бы в наше время, тайм-менеджмента: ранний подъем, составление списка дел на день и расположение их в порядке важности. Альберти считал, что, организуя свое время, можно его значительно растянуть, а плохо распорядившись – растратить впустую. 

Бенджамин Франклин, сказавший, что «время – деньги», был автором многочисленных текстов о самоорганизации. Будущий отец-основатель США задумался о соотношении продуктивности и потраченных часов и минут еще в 20-летнем возрасте, во время долгого плавания из Лондона в Филадельфию. Размышления вылились в свод личных правил, которых Франклин придерживался всю жизнь. Например, он никогда не брался за несколько дел сразу, считая многозадачность непродуктивной, поэтому вел подробный ежедневник, строго регламентировавший задачи на день (начиная с пяти утра), и подводил итоги проведенному времени перед сном, а утро начинал с 15 минут «одиночества и планирования». 

Этот, казалось бы, элементарный метод переноса планов на бумагу был признан плодотворным и в XX веке, а Бенджамин Франклин стал брендом тайм-менеджмента. Когда в 1984 г. консультант по управлению временем Хайрам Смит назвал компанию Franklin Quest и начал выпускать одноименные ежедневники с возможностью подробного контроля задач, смысл названия был хорошо понятен американским клиентам.

Разложить жизнь по полочкам

Книгоиздатель из Филадельфии Роберт Эйткин в 1773 г. издал первый в США ежедневник, позволявший раскладывать жизнь по полочкам. В одной части блокнота можно было составлять планы на день, а в другой записывать расходы и напоминания. Но новинка опередила свое время: американцы проявили к ней небольшой интерес, и ее пришлось снять с производства. Про ежедневники забыли здесь на много лет.

Несколькими десятилетиями позже больше повезло предпринимателю на другом берегу Атлантики. Англичанин Джон Леттс в 1796 г. открыл торговлю канцелярскими товарами в здании Лондонской королевской биржи. Спрос на писчебумажную продукцию среди торговцев и трейдеров, работавших в округе, всегда был большим, так что бизнес Леттса процветал. Хорошо изучив потребности клиентов, он понял, что простые блокноты не вполне подходят для ведения финансовых дел, и в 1812 г. разработал первый бизнес-ежедневник, Letts Commercial Diary. Изначально Джон задумывал ежедневник, который бы упрощал учет фондовых показателей для трейдеров, но на этом дело не закончилось. Его сын Томас Леттс придумал десятки новых полезных опций для ежедневников: таблицы начисляемых процентов, бухгалтерские регистры, календари, адреса и многое другое. Более того, Леттс печатал специализированные ежедневники для финансистов, докторов, парламентариев и даже для писателей. Например, известно, что Уильям Теккерей пользовался ежедневником Letts №12. 

В США ежедневники стали популярными уже после Гражданской войны, с развитием железнодорожного транспорта, когда расписания поездов и введение разных часовых зон потребовали от американцев большего внимания к самому понятию времени. Часы стали считаться уже не роскошью, как ранее, а предметом первой необходимости. 

С наступлением периода промышленной революции планирование времени все меньше считалось моральной добродетелью, как это было при Бенджамине Франклине, и все больше наполнялось прагматическим смыслом: правильная организация часов и минут становилась конкурентным преимуществом на пути к успеху. Спрос на ежедневники начал расти. 

Одним из самых успешных производителей была The Standard Diary Company из Массачусетса, поставлявшая свою продукцию даже солдатам армии Севера. Сто лет спустя ежедневники и органайзеры превратились в бизнес с многомиллионным оборотом. И не только в США. 

Датский предприниматель Клаус Меллер, одним из первых введший в оборот термин тайм-менеджмент, в середине 1970-х придумал блокнот Time Manager. Этот прототип органайзера призван был упрощать управление временем, но при этом получился настолько сложно устроенным, что Меллеру приходилось проводить специальные тренинги для освоения своего ежедневника, причем тренинги платные. Среди клиентов при этом были авиакомпании SAS, British Airways и Lufthansa.

Четыре часа в неделю

Считается, что настоящая история тайм-менеджмента началась с промышленной революции в XIX веке. Наступление машин привело к тому, что люди стали больше работать в помещениях, а не, скажем, в полях, где важнее времени погода, урожайность или сезон. Кроме того, электрификация позволила снизить зависимость от светового дня. 

Суть подхода к организации фабричного труда одного из первых теоретиков управления Фредерика Тейлора состояла по большей части в управлении временем рабочих. Причиной низкой производительности Тейлор считал отсутствие мотивации к тому, чтобы работать быстро. Он предложил установить зависимость оплаты труда от нормы выработки, что требовало более экономного подхода к использованию рабочего времени. 

Что касается менеджеров, то системы управления их временем долго не было. В конце XIX столетия 3-часовой рабочий день являлся для управленцев высшего звена нормой. В остальное время они занимались общественной, церковной и политической деятельностью. Однако с ростом производства, обострением конкуренции тайм-менеджмент становился для них все более актуальным.

Даже Бенджамин Франклин считал неожиданно возникавшие дела, не поддающиеся планированию, единственным препятствием к достижению столь уважаемого им порядка. Что говорить о руководителях XX века? Первым, кто существенно повлиял на технологии тайм-менеджмента в бизнесе, был Питер Друкер, долго изучавший тайм-менеджмент на примере General Motors. «Время – самый дефицитный ресурс, и, если им не управлять, ничем больше управлять не получится», – считал он. В своем бестселлере 1966 г. «Эффективный руководитель» Питер Друкер заявлял, что менеджеры должны уметь отметать лишнее, дабы не тратить время впустую: например, отказаться от бессмысленных собраний и делегировать как можно больше полномочий. 

Американский президент Дуайт Эйзенхауэр в 1950-е предложил решать проблему планирования с помощью придуманной им же системы (матрицы Эйзенхауэра), согласно которой, все дела предлагалось поделить на четыре категории по степени срочности и важности и решать их в определенном порядке: сначала срочное и важное, потом несрочное, но важное, а несрочные и неважные дела по возможности перепоручать другим. Популяризировал этот порядок правильного расставления приоритетов спустя сорок лет один из главных современных экспертов тайм-менеджмента Стивен Кови, чья книга «Семь навыков высокоэффективных людей» разошлась тиражом свыше 15 млн экземпляров. Чем сложнее и многоаспектнее становилась работа менеджеров, тем активнее ее советовали упрощать. Следующий самопровозглашенный гуру управления временем Дэйв Аллен, автор бестселлера 2002 г. «Как привести дела в порядок», советовал руководителям прежде всего систематизировать хаос ежедневных дел – будь то закрытие сделки на миллионы долларов или покупка корма для любимой канарейки. И наконец, еще один специалист по тайм-менеджменту Тим Феррис в 2007 г. предложил руководителям компаний придерживаться графика почти XIX века, то есть 4-часовой рабочей недели. Чтобы достичь этого, эпатажный автор советует ограничить потребление ненужной информации: реже проверять почту и разговаривать по телефону, а также отдавать большую часть задач на аутсорсинг.

Жизнь по часам

Кэтрин Бичер, сестра Гарриет Бичер-Стоу, написавшей знаменитую книгу «Хижина дяди Тома», еще в середине XIX столетия внесла свой вклад в так называемое женское управление временем. Кэтрин Бичер парадоксальным образом была и защитницей прав женщин, и противницей женского равноправия: она считала, что призвание прекрасного пола – исключительно вдохновлять и преподавать, а на это требуется время. В 1841 г. активистка опубликовала «Трактат о домашней экономике для молодых женщин», в котором делилась соображениями об ускорении ведения домашнего хозяйства, чтобы высвобождалось больше времени на образование и общественную деятельность. 

Одним из способов такого ускорения Кэтрин Бичер считала рационально спроектированную, компактную кухню, где едва ли не до всего можно дотянуться рукой с одного места, а шкафы и полки организованы в определенном порядке. И хотя миллионы советских женщин не оценили прелести крохотных кухонь, теории Кэтрин Бичер нашли свое продолжение в конце XX века в среде неорганизованных американских домохозяек. В 1977 г. сестры Пэм Янг и Пегги Джонс, ставшие известными под псевдонимом Неряшливые сестры (Slob Sisters), выпустили книгу о скоростной уборке «Отвлекающиеся домашние менеджеры: из свинарника к раю». Через двадцать лет это вдохновило еще одну американку на создание собственной системы «Реактивные домохозяйки» (FlyLady). Ее автор Марла Силли разработала методы оптимизации уборки в доме. Секрет заключался в зонировании помещений и строгом соблюдении расписания: каждой зоне нужно уделять строго 15 минут в день. «Реактивным домохозяйкам» также предписывалось ежевечерне просматривать календарь и составлять список дел на следующий день. 

Стремление к экономии времени для многих превратилось в навязчивую идею, так что в моду входят новые техники – замедление времени. На бумажных стаканчиках мексиканской сети закусочных Chipotle, на которых – такой вот маркетинговый ход – печатаются современные авторские тексты, недавно вышел мини-рассказ американца Майкла Льюиса «Двухминутная минута», в котором автор признается: «Я трачу слишком много времени на то, чтобы тратить как можно меньше времени. Перед поездкой в продуктовый магазин я провожу несколько минут, решая, что более эффективно – написать список или просто пробежаться по рядам, хватая то, что попадется. Меня больше беспокоит, насколько эффективно я провожу время, чем то, насколько хорошо».