Top.Mail.Ru
архив

Разброд и шатания по-украински

СИТУАЦИЯ на Украине, что называется, пошла вразнос: там царит полный беспорядок. То есть на улицах абсолютно спокойно. Но в элитах полный раздор: все против всех. Вице-премьер Юлия Тимошенко, отвечающая за энергетику, уволена указом президента Леонида Кучмы «в связи с привлечением к уголовной ответственности». Премьер Виктор Ющенко, «последний оплот» экономических реформ, отказался уволить «благочестивую Юлию» своей рукой, но и воспротивиться не решился. Он тоже не хочет оказаться за решеткой, что неизбежно в силу долгого руководства Нацбанком и последовавших со стороны МВФ разоблачений.

Обаятельная Юлия, бывший соратник отдыхающего в Штатах экс-премьера Павла Лазаренко по энергетической монополии ЕЭСУ, обвиняется в контрабанде, должностном подлоге и уклонении от налогов в особо крупных размерах. С нее взята подписка о невыезде. Тимошенко назвала дату своей отставки «днем освобождения олигархов» – со страниц либеральной украинской прессы Юлия предстает кем-то вроде Чубайса образца 1997 года: пламенный борец с олигархами, бескомпромиссный сторонник установления единых правил игры, человек, под которого Запад дает деньги, а Россия газ.

В прошлом году отставка Тимошенко ожидалась и обсуждалась несчетное число раз. В последние месяцы ситуацию до предела обострило расследование убийство журналиста Георгия Гонгадзе: обнародованы пленки с голосами, напоминающими президентский и его ближайших соратников. Голоса весьма красноречиво и в грубой форме обсуждают способы решения ряда проблем, включая проблему Гонгадзе.

Для понимания этой бесконечной череды взаимных обвинений необходимо иметь в виду две простые вещи. Во-первых, бандитский этап первоначального накопления продолжается на Украине раза в два дольше, чем в России, и примерно на порядок по сравнению со странами Восточной Европы. Пока не видно, что может позволить Украине «сделать шаг вперед». Период затянулся ровно по той причине, что накапливать особенно не из чего. А централизация власти крайне слаба в силу социокультурных причин, известных каждому, кто бывал на Украине не туристом.

Во-вторых, весь бандитизм дикого «капитализма для своих» (лучше Украины иллюстрации для данного экономико-политического режима в мире нет и не было) принял в стране на порядок более циничные даже по сравнению с Россией образца 1993 – 1997 годов формы. Это касается в равной степени всех ветвей власти, социальных структур и бизнес-объединений. Почти все ведущие украинские политики дискредитированы. По данным Gtk-USM (украинские опросы и исследования рынка), только у Ющенко степень доверия и недоверия со стороны населения находится примерно на одном уровне. У других же 11 ведущих местных политиков (включая Тимошенко) показатели доверия и недоверия крайне низкие и очень похожие: доверяют от 8% до 17%, а не доверяют от 45% до 65%.

Высказывания о том, что отстранение Тимошенко крайне выгодно (или, наоборот, крайне невыгодно) России, не более чем пропаганда. На Тимошенко были замкнуты все решения по украинскому бизнесу «Газпрома», «Итеры» и РАО «ЕЭС». Ее влияние на бизнес наших компаний трудно переоценить, но оно, естественно, было разнонаправленным. При участии Тимошенко был составлен документ о передаче «Газпрому» транзитных труб в счет долга. Не без ее же усилий зафиксированная двусторонними соглашениями сумма украинского долга очень сильно уменьшилась по сравнению с первоначальными притязаниями «Газпрома». Тимошенко создавала благоприятный климат для деятельности «Итеры» на украинском рынке. Она же лоббировала заключение крайне невыгодных нашим газовикам контрактов с Туркменией. Словом, нормальные бизнес-отношения, если отношения между взаимозависимыми компаниями из стран с чуть более и чуть менее «дикими» экономическими системами можно назвать «нормальными».

Тимошенко, несомненно, вернется – это один из самых компетентных украинских политиков, хотя и замаранный по уши в самых разнообразных скандалах. Сейчас вопрос в другом: до какого уровня деградации успеет скатиться ситуация на Украине, до того как представители истеблишмента найдут какую-то основу для консолидации. Сделать это добровольно чем дальше, тем труднее: ведь в кошмарных снах все – от мелкого бизнесмена до самого главного олигарха или сотрудника Совбеза – видят себя за решеткой. Таков уж, извините, местный деловой климат: либо ты ничего не делаешь, либо нарушаешь закон.

 

Еще по теме