Top.Mail.Ru
архив

Раздача слонов в Минпечати

В министерстве по делам печати и СМИ в минувшую среду царило необычайное оживление. Бабушка гардеробщица была явно ошарашена наплывом посетителей: "Целый день ходют и ходют туда-сюда. Нет бы всех в одно время собрать". Собрать всех в одно время, к несчастью для бабушки, было технически невозможно: федеральная конкурсная комиссия в этот день решала судьбу двух с лишним десятков лицензий на новые теле- и радиочастоты в 18 городах России. Судьба большинства из них - новых FM-станций в областных центрах - заботила лишь особо заинтересованных лиц. Но вокруг нескольких лакомых кусков создалась нешуточная интрига.

Еще несколько месяцев назад на частотах 90.8 и 103.4 FM в Москве вещали соответственно радиостанция "Говорит Москва" и "Радио Спорт". Обе они входили в холдинг "СММ" - радиоподразделение лужковской медиа-корпорации. Трудно сказать, вспомнили бы чиновники об их существовании, если б минувшей осенью на обеих волнах не появился пресловутый радиопроект "Русский хит". Как известно, в Министерстве печати крайне косо смотрят на изменение утвержденных концепций вещания, и для ответственных лиц не составило труда вспомнить о том, что обе станции до сих пор вещают "в порядке эксперимента". Эксперимент был признан неудачным, а освободившиеся частоты выставили на конкурс.

Среди претендентов, подавших заявки на участие в конкурсе, оказались ЗАО "Русское радио-Евразия" со своим новым радиопроектом; успешно существующее в УКВ-диапазоне "Радио Ретро" и даже издательский дом "Коммерсантъ". На общих основаниях на конкурс вышли и "Радио Спорт", и "Говорит Москва". Но вышеозначенным претендентам не досталось ничего. Руководствуясь интересами населения Москвы, социальной значимостью и оригинальностью представленных концепций вещания, конкурсная комиссия отдала частоту 90.8 FM в руки загадочного ЗАО "М-ПУЛ+", а частоту 103.4 FM - совершенно не загадочной радиостанции "Маяк".

Мотивы, по которым устроители конкурса прокатили провинившиеся станции, вполне очевидны. Вряд ли здесь сыграла сколько-нибудь значимую роль их принадлежность к окололужковским кругам. Просто творить на арендуемой у государства частоте всякие самоуправства - последнее дело, и для чиновников было принципиально подтвердить эту аксиому на практике (чтоб другим было неповадно). Остается лишь сожалеть о сотнях тысяч долларов, потраченных мэрским концерном на разработку частот, и о роскошных, оборудованных по последнему слову аппаратных в лужковском радиодоме на Татарской улице. Впрочем, как сказал министр Михаил Лесин корреспондентке пострадавшего радио "Говорит Москва": "Это же бизнес!"

Не стоит особенно серьезно относиться и к стенаниям руководства "Радио Спорт" о судьбе обездоленных болельщиков. Хотя бы потому, что спортивных радиостанций после конкурса не стало меньше: на место убывшего "Радио Спорт" немедленно заступил новый проект "Медиа-Моста" - "Спорт-FM" (именно эта уже работающая на одном из цифровых каналов "НТВ+" станция выиграла конкурс под загадочной вывеской "М-ПУЛ+"). Как заявил Лесин, комиссия предпочла более свежего и спортивного претендента - "ввиду профессионально разработанной концепции вещания". Трудно судить о достоинствах концепции, но по странному совпадению за несколько дней до конкурса на московских магистралях появились рекламные щиты со слоганом: "Весь этот СПОРТ - в FM-диапазоне". Как будто кто-то хитрый заглянул в будущее и решил загодя начать раскрутку победителя еще не состоявшегося конкурса. И уверенность в победе появилась далеко не вчера: еще в прошлом году руководитель управления по радиовещанию "Медиа-Моста" Сергей Давыдов неоднократно заявлял о планах открыть в самое ближайшее время как минимум пять FM-радиостанций. Остается догадываться, где могут разместиться еще четыре при отсутствии в FM-диапазоне свободных частот.

Что же касается "Маяка", то в победе этого монстра отечественного радиовещания мало кто сомневался. Все было решено в тот момент, когда радиокомпания, которая долго не могла определиться со своим юридическим статусом, окончательно влилась в состав государственного холдинга ВГТРК. И дело не только в том, что Минпечати решило таким образом поддержать государственные СМИ. Вообще-то непросто понять, за каким чертом сдалась FM-частота ультраконсервативному "Маяку": если верить исследованиям, подавляющее большинство аудитории слушает "Маяк" на втором канале трансляционной сети (то есть по трехпрограммнику на кухне или на рабочем месте). Многое становится ясным, если сравнить поступления от рекламы у вещающего на всю страну "Маяка" и объемы рекламных продаж у скромной московской FM-радиостанции - цифры несопоставимы (и не в пользу "Маяка"). Так что наличие у радиогиганта лишь одной дополнительной частоты может существенно облегчить государству бремя затрат на его содержание. А если учесть, что размещением рекламы на ВГТРК занимается агентство "Видео Интернэшнл", то становится ясно, что наличие этой частоты облегчит жизнь не только государству.

Еще по теме