Развод санкциям не помеха
Российский миллиардер Алишер Усманов и главный тренер сборной России по художественной гимнастике Ирина Винер-Усманова решили развестись. Пара прожила в браке 30 лет, инициатором расставания стал предприниматель, попавший под персональные санкции ЕС. Неизвестно, выдвигают ли супруги какие-либо материальные претензии друг к другу, но развод все равно не поможет супругам избежать санкций, если у них была такая цель, считает юрист.
Дело по разводу назначено к рассмотрению мировым судьей района Крылатское в Москве 7 июня. В этой инстанции не решаются вопросы по совместно нажитому имуществу — только фактическое расторжение брака, пишет Starhit, первым сообщившим о разводе Усманова и Винер. Представители сторон обсудили процесс накануне 19 мая, после чего у супругов будет примерно две недели на принятие окончательного решения. Причины развода неизвестны.
«Пока было первое слушание, дальше будет видно. Если все будет тихо и спокойно, если мы обо всем договоримся, то без комментариев», — цитирует Винер РИА «Новости». У пары нет общих детей. Перед свадьбой в 1992 году супруги встречались 15 лет.
Ирина Винер — президент Всероссийской федерации художественной гимнастики и главный тренер сборной России. Среди ее воспитанниц олимпийские чемпионки Алина Кабаева, Маргарита Мамун и Евгения Канаева.
Усманов занимает седьмую строчку в рейтинге богатейших российских бизнесменов по версии Forbes, его состояние оценивается в $15,5 млрд. В 2021-м он вошел в топ-250 богатейших людей Британии, заняв шестое место. Через год он опустился на 11-ю строчку рейтинга The Times.
Миллиардер владеет 50% уставного капитала холдинга USM Holdings. Его основные активы — крупнейшая железорудная компания России и СНГ «Металлоинвест», «Мегафон», «Удоканская медь», Аkkermаnn Cement и Aliexpress Russia. Кроме того, USM Holdings контролирует газету «Коммерсант». До 2019 года миллиардер владел 30% акций английского футбольного клуба «Арсенал».
В декабре прошлого года Усманов расстался со своим старейшим и крупнейшим интернет-активом — VK. Он продал свой пакет голосующих акций «Согазу» совладельца «Национальной Медиа Группы» Юрия Ковальчука.
Сделка стала итогом трехлетних стараний Усманова в попытке перестать быть единственным инвестором актива, который приносил бизнесмену больше проблем, чем прибыли. По данным Forbes, стоимость сделки могла составить от 6,65 млрд до 16 млрд рублей.
Санкционные потери
После начала геополитического обострения 28 февраля 2022 года среди попавших под санкции российских миллиардеров оказался и Усманов. Персональные ограничения на него наложили США и Евросоюз, а в государствах последнего все его активы оказались заморожены. В ЕС называют Усманова «прокремлевским олигархом» и «одним из любимых олигархов Владимира Путина».
Кроме поддержки присоединения Крыма бизнесмена обвиняют и в давлении на свободу слова в России. «Когда Усманов завладел газетой “Коммерсант”, свобода редакционных решений была урезана и издание заняло откровенно прокремлевскую позицию», — говорится в публикации официального журнала Евросоюза.
Усманов в ответ заявил, что решение ЕС несправедливо. «Причины санкций основаны на сфабрикованных и голословных обвинениях, которые задевают мои честь, достоинство и бизнес-репутацию. Я использую все правовые средства для защиты чести и репутации», — заявлял он 1 марта. Тогда же бизнесмен временно приостановил свои полномочия президента Международной федерации фехтования (FIE) «до восстановления справедливости». В USM назвали решение ЕС безосновательным и несправедливым, сам он владеет менее чем 50% уставного капитала головной компании холдинга и не контролирует предприятия группы.
В мае миллиардер первым из «пострадавших» подал апелляцию на решение ЕС. Его представитель попросил приостановить действие ограничений до вынесения окончательного решения, писал Bloomberg. Агентство отмечало, что суды ЕС по санкциям могут длиться годами и «редко заканчиваются победой тех, на кого они направлены».
Однако Минфин США оказался более благосклонным и позже сделал исключение для Усманова — вывел из-под блокирующих санкций даже те компании, где он владеет более 50%. Это исключение не распространяется на активы Усманова или финансовые операции компаний, если они были ограничены ранее по другим причинам, говорится в документе Управления по контролю за иностранными активами (OFAC).
Помимо компаний у семьи Усманова есть дорогое имущество, часть которого была арестована в рамках санкций:
-
Шестая по длине в мире суперъяхта Dilbar, стоимостью $600 млн (заблокирована на немецкой верфи);
-
Самолет Airbus A340-300, стоимостью $350 млн;
-
Особняк в Юрмале с собственным выходом к Рижскому заливу, стоимость оценивается в €3,9 млн;
-
Особняки Beechwood House и Sutton Place в Великобритании общей стоимостью $280 млн (арестованы британскими властями в рамках санкций).
-
Виллы в Мюнхене, Лозанне, Монако и на Сардинии.
«Не думаю, что развод Усманова и Винер влияет на санкционную политику», — говорит управляющий партнер юридической компании «Закон и Налоги» Алексей Гатин. — «Поэтому нельзя сказать, что развод поможет выйти из-под санкций».
По словам юриста, раздел имущества в этом случае тоже не поможет повлиять на возможность наложение санкций как на самого Усманова, так и на Винер. «Практика показывает, что при желании “недружественным” странам ничего не мешает ввести санкции против определенных лиц», — заключил он.