Top.Mail.Ru
рынки

«Разворот на Восток» вместо «энергетической сверхдержавы»

Танкерный флот для России имеет сейчас стратегическое значение. Им на Восток доставляется столько же нефти, сколько прокачивает первая очередь нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий Океан». Фото: 123rf.com/Legion-Media Танкерный флот для России имеет сейчас стратегическое значение. Им на Восток доставляется столько же нефти, сколько прокачивает первая очередь нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий Океан». Фото: 123rf.com/Legion-Media

Более чем 15 лет Россия жила под сенью выражения «Энергетическая сверхдержава». И хотя Владимир Путин несколько дистанцировался от этой фразы, она сразу стала одним из символов России в определенный период и даже характеристикой ее внешней политики. 

Однако очевидно, что на фоне секторальных санкций против российской энергетики (нефть, газ, атомная промышленность и так далее) 2023 год требует кардинального переосмысления и если не новой концепции, то хотя бы новых ориентиров. И вакуум оказался заполнен. Правда, не концепцией роли и места России в мире, а скорее описанием процесса, а именно — словом «разворот»

Зампред правительства Александр Новак опубликовал в отраслевом журнале «Энергетическая политика» статью-манифест. Главная мысль — смена ориентации на Восток не реактивная и обусловлена вовсе не санкциями. Процесс начался задолго до СВО в рамках планомерной работы по диверсификации экспорта энергоресурсов. Чем дал нам повод взглянуть поглубже и разобраться — а когда на самом деле началась диверсификация? 

Санкционный блицкриг неизбежно ускорил кардинальные стоимостные и географические сдвиги в работе российского ТЭК. Пришлось переориентироваться на глобальные Восток и Юг, а также, что еще перспективнее, — на внутренний рынок. В своей статье «Энергетическая политика России: разворот на Восток» Александр Новак подчеркивает, что стратегическая цель, которую поставило руководство страны, — это «укрепление взаимодействия с союзниками России и поиск новых партнеров». Но автор при этом считает, что поворот на азиатские рынки произошел не в прошлом году, после объявления СВО, а значительно раньше: «Планомерная работа по диверсификации экспорта российских энергоресурсов ведется уже не первый год».

Правда, Александр Новак не уточняет, когда именно Россия решила диверсифицировать экспорт углеводородов. А между тем старт этому процессу был дан еще во времена СССР. В 1981 году было создано совместное советско-вьетнамское добывающее предприятие «Вьетсовпетро», которое до сих пор успешно функционирует на паритетных началах: 50% акций у PetroVietnam, столько же у АО «Зарубежнефть».

Планы провести нефтепровод в Китай вынашивались еще раньше — в 1960 году всерьез обсуждался план провести нефтепровод в Китай от татарстанского города Альметьевск. Но из-за ухудшения двусторонних отношений от идеи тогда отказались.

К идее о завоевании китайского рынка в следующий раз вернулись только в начале XXI века. Первые 48,4 млн тонн были поставлены в Китай в 2004–2010‑х. Мировой финансовый кризис 2008–2009 годов, приведший к масштабному падению цен на нефть, наглядно показал, что России необходимо дифференцировать экспорт углеводородов, перенаправив его значительную часть в Поднебесную.

В феврале 2009 года китайская нефтегазовая компания CNPC и Банк развития Китая предоставили «Транснефти» и «Роснефти» кредит в $25 млрд с оплатой поставками нефти в течение 20 лет. 28 декабря 2009 года была запущена первая очередь нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий Океан» (ВСТО-1) до Сковородино и далее до китайской границы. В декабре 2012 года ввели в строй ВСТО-2 до нефтеналивного порта Козьмино в заливе Находка. В 2019 году мощность ВСТО-1 достигла 80 млн тонн нефти в год. 30 млн тонн по трубе идут непосредственно для нужд CNPC, еще 50 млн тонн доходят до Тихого океана, 8 млн — на Владивостокский НПЗ, 42 млн — для транспортировки за границу морем.

По данным Минэнерго, 30 млн тонн нефти сорта ESPO было прокачано «Транснефтью» по ответвлению ВСТО-1. 10 млн тонн Urals — по казахстанской трубе. Остальное — танкерами.

Правда, в марте, по словам вице-премьера, до Китая морем дошли только лишь 26 млн тонн.

И это только официальные поставки — западные информационные агентства еще в прошлом году утверждали, что Китай стал скупать Urals через третьи страны.

прочитать весь текст

В 2013 году было подписано десятилетнее соглашение о ежегодной прокачке по казахстанской трубе 10 млн тонн нефти марки Urals. В декабре 2022 года действие этого документа продлено до 2034‑го.

В 2021 году, когда вся необходимая экспортная инфраструктура заработала в полную мощь, Россия вышла на второе место после Саудовской Аравии по экспорту нефти в Китай. По данным китайской таможни, в этом году в страну было поставлено 79 млн тонн — почти треть от всего российского нефтяного экспорта. Получается, что разворот на глобальный Восток действительно случился еще до СВО и последовавших за ней санкций, ключевыми из которых стали эмбарго на ввоз морем российских сырой нефти и нефтепродуктов в ЕС, США, Великобританию и Канаду, а также ценовой потолок в $60 за баррель Urals.

В прошлом году китайские энергокомпании закупили в России еще больше сырой нефти — 86,25 млн тонн. А уже зимой этого года Россия обогнала Саудовскую Аравию по объему поставок в Китай.

Таким образом, энергетический разворот на Китай занял не год-полтора, а не менее 15 лет. Что было весьма предусмотрительным шагом, хотя в начале процесса столь масштабные западные санкции не прогнозировались. Но уже тогда было ясно, что в XXI веке потребление энергии в странах АТР будет расти быстрее, чем на Западе, из-за опережающего экономического роста. Александр Новак уверен, что поставки нефти в Китай и вообще в АТР будут только расти. Для этого необходимо направить усилия правительства на дальнейшее развитие энергетической инфраструктуры, наращивание дружественного флота, а также на создание финансовой инфраструктуры, включая систему платежей и страхования. В декабре прошлого года правительством был утвержден соответствующий план до 2026 года, в котором, в частности, за три года мощности магистральных нефтепроводов планируется расширить на 32 млн тонн.

82%
составляет сегодня доля углеводородов в мировом топливно-энергетическом балансе

Последние прогнозы Минэнерго, составленные в том числе и на основе анализа международных агентств, показывают, что сейчас в мировом топливно-энергетическом балансе доля углеводородов составляет 82%. Несмотря на сохранение целей по декарбонизации, высокая потребность в традиционных энергоресурсах в ближайшие десятилетия сохранится, а спрос на энергию по сравнению с 2021 годом может вырасти до 19% к 2030‑му и до 31% — к 2050 году. Экспортная емкость Китая — не более 100 млн тонн российской нефти в год, так как в Пекине стараются избегать излишней зависимости от одного поставщика. Но это не проблема — Китай и сейчас не самый крупный потребитель российской сырой нефти.

еще по теме:
Дорогой длинною: нефтяники отчитались о росте издержек в логистике
Как рост расходов отразится на общем потенциале отрасли и будущих дивидендных выплатах
Танкер

Индия как глобальный импортер

На первое место по импорту российской нефти вырвалась Индия. Александр Новак в марте этого года заявил, что поставки нефти в эту страну в течение 2022 года выросли в 22 раза. В январе этого года, по оценке агентства Argus Media, индийцы закупали Urals в объеме 1,44 барреля в сутки. А в начале июля — уже сверхрекордные 2,2 млн барреля в сутки. Эта цифра равна совокупному объему поставок российской нефти в Евросоюз в доэмбарговом 2021 году.

О чем говорят эти цифры? О том, что буквально за год-полтора 40% российского нефтяного экспорта были переориентированы с Европы на Индию. Но европейский рынок нефти полностью еще не потерян. В три страны ЕС — Венгрию, Словакию и Чехию — экспорт нефти продолжается по Южной ветке трубопровода «Дружба», примерно по 300 тысяч баррелей в сутки (это 10% от объема всех прежних поставок в ЕС). Несколько меньшие объемы завозятся танкерами в Болгарию и будут завозиться как минимум вплоть до конца 2024 года. В Брюсселе признают, что в средиземноморские порты продолжают поступать партии нефти неясного происхождения — «балтийский коктейль» все еще востребован. Как и суррогатные нефтепродукты — так, импорт дизельного топлива в Марокко в прошлом году вдруг резко вырос в 20 раз. Объяснение здесь одно — бóльшая его часть перевозится в Испанию.

Что касается Южной Азии, то рекорды бьет не только Индия. Первая партия Urals в 300 тысяч баррелей поступила в Пакистан. Всего в этой стране намерены закупать в России до 3 млн тонн нефти в год. Аналогичные переговоры завершаются с Индонезией, в которой собственная нефть иссякла.

2,2 млн
баррелей в сутки составил объем закупок Индией нефти Urals к началу июля этого года, что равно совокупному объему поставок российской нефти в Евросоюз в доэмбарговом 2021 году

Дисконтная политика

Впрочем, при всей важности для российской энергетической политики новых транспортных коридоров и поиска альтернативных партнеров в конечном итоге самое важное — решение вопроса с оплатой экспорта углеводородов. В марте прошлого года цены на российскую нефть резко снизились по сравнению с эталонной маркой Brent. Дисконт превышал $20 за баррель. Причины — отказы зарубежных банков в открытии аккредитивов участникам внешнеторговых сделок, прекращение их страхования, вздувание цен на фрахт и сложности с оплатой в долларах и евро. К декабрю ситуация стала выправляться. К тому же в первой половине прошлого года цены на Brent были в среднем на 40% дороже нынешних.

Однако введение ЕС вслед за США, Великобританией и Канадой эмбарго на российскую нефть 5 декабря, а также в этот же день объявления G7 и ЕС ценового потолка (5 февраля эмбарго и потолок распространили и на российские нефтепродукты) привело к новому, еще более мощному всплеску дисконтов. По сообщениям Argus, в январе — феврале этого года в портах Приморск и Усть-Луга партии Urals продавались по $38 за баррель. То есть дисконт к Brent достиг $40. Потом разрыв в цене несколько уменьшился — до коридора в $34–38 за баррель. И это при том, что мировые цены на нефть, в свою очередь, устремились вниз.

В результате за первое полугодие, по данным Минфина России, федеральный бюджет получил нефтегазовые доходы (упали и газовый экспорт, и его стоимость) на 47% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, — всего лишь 3,38 трлн рублей. По оценке Международного энергетического агентства (МЭА), общие доходы России от экспорта нефти и нефтепродуктов рухнули в полтора раза — с $120,4 млрд до $77,4 млрд.

Пришлось принимать пожарные меры. Вице-премьер Александр Новак объявил о добровольном сокращении добычи на 500 тысяч баррелей в сутки, начиная с марта. Хотя фактически этот показатель, как считают в МЭА и ОПЕК+, был достигнут в июне. С 1 августа Россия также добровольно уменьшает экспорт на ту же величину. Дисконт в целях налогообложения законодательно был ограничен $34 за баррель с 1 апреля. С 1 июля — $25, с 1 сентября — $20.

Партнеры по ОПЕК+ поддержали Россию. С 1 мая девять членов ОПЕК+, включая Саудовскую Аравию, сократили добычу на 1,16 млн б/с. Затем Эр-Рияд с 1 июля добавил еще 1 млн. Особых успехов эти шаги не принесли. Но уже в конце июля цены на Brent превысили $81 за баррель против $73–74 месяцем ранее. Дисконт на Urals также пошел вниз. По данным Argus, российская марка отгружалась в Новороссийске в июле уже по $62–63 за баррель. В индийских портах — по $74. То есть дисконт уменьшился до $18 за баррель и продолжает стремиться вниз. Сказались ответные меры России и Китая. По разным оценкам, у обоих стран появился «серый» танкерный флот в 300 судов. Год назад две трети танкерных перевозок проводила Греция. Страхование британскими компаниями заменили банковскими гарантиями дружественных государств. В Минфине надеются на рост нефтегазовых доходов уже во второй половине года. Кстати, необходимо заметить, что ценовой потолок установлен западными странами только на Urals. И разного рода санкции также направлены именно на эту нефтяную марку. Однако сорт ESPO, транспортируемый по трубам ВСТО, избежал ограничений. Поэтому и дисконт на него, по данным китайской таможни, в прошлом году не превышал $8 с барреля. В этом — не более $4. Так что надежда на рост доходности российского нефтяного экспорта остается, особенно в том случае, если ОПЕК+ сможет повысить мировые цены.

СаудитыАрабские Эмираты поддерживают Россию не только танцами на ПМЭФ. ОПЕК+ резко снизил объемы добычи, и это спасло нашу нефть от тотального ценового провала. Фото: Елена Разина / Росконгресс

В чем платить?

Однако остается другая, не менее сложная проблема, чем размер дисконта, — валюта платежа. Пока в мире нефть торгуется в основном за доллары. А у российских банков ограничены возможности работать с ними. Экспорт в Китай практически полностью оплачивается юанями и рублями. А так как импорт машин и оборудования из Китая растет опережающими темпами, китайская валюта — то, что нам сейчас нужно.

Но что делать российским нефтяникам с индийскими рупиями? Импорт из этой страны — практически на нуле. Юанями Дели, в отличие от Исламабада, расплачиваться не намерен. Сейчас обе стороны ищут выход в создании СП, в которых проводятся внутренние валютные расчеты. В индийском экспертном сообществе популярна идея о создании в рамках BRICS собственной нефтяной валюты bric («кирпич»). Москва и Пекин не против. Концепция новой расчетной единицы обсуждалась на саммите BRICS 23 августа в ЮАР. Но это дело не быстрое — даже в случае успеха это займет многие годы.

Тем не менее энергетический разворот с Запада на Восток и Юг, начатый в России еще 10–15 лет назад и ускоренный всеобъемлющими санкциями, уже принес первые плоды, хоть и скудные с финансовой точки зрения. Но география экспорта уже кардинально изменилась. 70% нефтяных поставок сейчас приходится на Китай и Индию. Еще 25% — на ряд остальных стран глобального Востока и Юга (например, Турцию, а в случае с дизтопливом и на Бразилию, и даже Саудовскую Аравию). 5% продолжают официально потреблять в Европе.

Турецкий потокТонкая нитка «Турецкого потока» еще связывает нас с Турцией, Венгрией и Сербией, которые продолжают покупать российский газ. Фото: пресс-служба ПАО «Газпром»

Свой крупнотоннажный СПГ

Природный газ переживает еще более трудные времена. Рынка ЕС мы практически лишились. Газ еще поступает в Германию, Чехию, Австрию по единственной украинской трубе (всего около 15 млрд кубических метров в год). Но в 2025 году двустороннее соглашение заканчивается. Еще около 14 млрд кубов подается в Венгрию и Сербию по «Турецкому потоку». В собственно Турцию поставляется в год по «Турецкому» и «Голубому» потокам до 30 млрд кубов. Экспорт «Газпрома» в прошлом году сократился почти на 46%, до 100,9 млрд кубометров. Переток в Китай пока особого успеха не принес. Туда из России проложен только один газопровод — «Сила Сибири», проектной мощностью в 38 млрд кубов год. В полную мощь он заработает лишь в 2030 году. Есть соглашение о дальневосточной трубе с Сахалина (10 млрд). Но до договоренности о «Силе Сибири-2» (50 млрд кубов) еще очень далеко.

Лучше ситуация складывается с СПГ. В прошлом году производство и экспорт сжиженного газа выросли на 8% (до 33,5 млн тонн — 46 млрд кубов). Сейчас Россия занимает скромное 4‑е место в мире по экспорту СПГ, уступая Австралии, Катару и США. Барьер перед дальнейшим ростом — запрет Запада на поставки технологического оборудования в Россию для крупнотоннажного сжижения — 5–6 млн тонн в год. Год назад глава «Новатэка» Леонид Михельсон заявил, что локализация крупнотоннажных технологий займет не менее трех лет. Однако уже месяц назад «Новатэк» заявил о получении патента на данную технологию производства. 20 июля к предприятию «Артик СПГ 2», расположенного на Гыданском полуострове в Ямало-Ненецком автономном округе, из Мурманска была отправлена первая производственная морская платформа мощностью 6,6 млн тонн в год. Она заработает уже в декабре этого года. Полная мощность «Артик СПГ 2» — 19,8 млн тонн. Кроме того, «Газпром» возводит в Усть-Луге завод по производству 13 млн тонн СПГ в год. Есть и другие проекты как от «Газпрома», так и от ряда нефтяных компаний.

Таким образом, планы правительства довести производство СПГ в 2030 году до 100 млн могут быть реализованы. Санкций на поставки российского СПГ пока никто не объявлял.

Но разворотом на Восток новая энергетическая политика России не ограничивается. Самым перспективным рынком энергоресурсов может стать рынок внутренний — в первую очередь это касается газа. Высвободившиеся в Европе объемы направят на производство минеральных удобрений и инертных газов. Но главным выгодоприобретателем могут стать сами россияне — наконец-то и у удаленных районов страны появится шанс на банальную бытовую газификацию.