Top.Mail.Ru
архив

Республика ШКИД

С первого сентября 219 московских школ перейдут на режим полного рабочего дня. Через год счастливое детство будет обеспечиваться во всех средних заведениях столицы, а их более полутора тысяч. По словам представителя комитета образования московского правительства, эта делается для того, «чтобы занять досуг детей во внешкольное время и оградить их от влияния улицы». Представитель отметил, что новация не приведет к увеличению школьной нагрузки, а уйти из школы до 19 – 21 часа ученик сможет по письменной просьбе родителей.

Первые сомнения, как всегда, касаются денег. Объявлено, что группы продленного дня родителям оплачивать не придется. Это, наверное, в том смысле, в котором и сегодня тем же родителям не приходится оплачивать пребывание в школе своих дорогих чад. Ну, сами знаете: компьютеры, занавески, оформление, радостные даты педагогов и т.д. Если школе и сейчас не хватает средств  для организации полноценного учебного процесса, то можно только вообразить качество еще и бесплатных внешкольных занятий. Организаторы внеклассной работы прежних времен все же были прежде всего идеологическими тружениками. Программа, правда, предусматривает переподготовку педагогов, но неясно, какие к тому стимулы им предложат. Поэтому не факт, что они смогут повторить дивный путь бывших преподавателей марксизма-ленинизма, успешно переключившихся на преподавание маркетинга. А маркетинг, кстати, подразумевает и определение необходимых затрат на любом из исследуемых рынков. В нашем случае новый рынок каким-то чудом должен сформироваться без дополнительных затрат.

Кроме того, наши школьники изучают гораздо больше предметов, чем их западные ровесники. Так что навряд ли аналогии с Западом могут убедительно мотивировать это нововведение. Ученикам, которые собираются после школы найти себе толковое занятие, а не просто собирать бутылки, далеко не каждая школа в состоянии предоставить качественное преподавание и приличные учебные материалы. Все это приходится получать на стороне – у тех же репетиторов. Странно будет выглядеть, скажем, такая записка от родителей: «Разрешите моему сыну (дочери) сегодня вместо подвижных игр и кружка по выпиливанию поехать позаниматься в историческую (политехническую, иностранных языков) библиотеку». Разумеется, это особенно важно в последних, выпускных классах. Школам обычно не хватает средств для обеспечения специализированного обучения старшеклассников в зависимости от их интересов. Ведь единый экзамен – это необходимое условие для поступления в вуз, но не более. Чтобы стать приличным специалистом, некоторые базовые для избранного направления вещи нужно более глубоко изучить в школе, поскольку качественное вузовское образование начинается с более высокой планки, чем уровень школьной программы.

Отсюда еще одна важная проблема – свобода выбора. Ученик и его родители должны иметь право самостоятельно выбирать, как распределять и использовать свободное от школьных занятий время. Никакая школа просто физически не способна обеспечить все виды досуга. Получается, ученик должен заниматься не тем, к чему у него есть интерес, к чему он испытывает призвание, а тем, что ему сможет предложить нанятый школой педагог-организатор.

Отдельное достижение – попытка мотивировать новый режим пребывания в школе желанием оградить детей от влияния улицы. Право слово, чтобы научиться курить и материться, достаточно одной субботы или воскресенья. А если серьезно, то способ оградить от чего-либо путем длительного пребывания в закрытом помещении раньше назывался специнтернатом. Такой была, например, известная школа имени Ф.М. Достоевского (ШКИД), о которой написали ее бывшие ученики Белых и Пантелеев. Надо сказать, что московское правительство вполне последовательно в своем стремлении ограничить передвижение подростков по городу: совсем недавно рассматривался закон, запрещающий им находиться в различных общественных местах без сопровождения взрослых в вечернее время. Конечно, есть такие подростки, которых и в дневное время выпускать из помещения не стоит, и, к сожалению, их не так мало. Только решать проблему за счет ограничения прав всех  школьников как-то странно. Конечно, московских властей такие пустяки редко смущают. Но история показывает, что ограничение свободы и права выбора только множит число людей, зараженных лагерной психологией.

Еще по теме