Реструктуризация стихии
Минувший год оказался беспрецедентным по количеству отзывов лицензий у крупных банков. Громким именам теперь уже никто не верит, поскольку банки бывших олигархов обременены неподъемным грузом долгов. Многие иностранные кредиторы уже внесли долги русских банков в разряд безнадежных. Однако наши банкиры вовсю стремятся продемонстрировать желание эти долги вернуть. Ведь прекращение деятельности банков отнюдь не означает конца личной карьеры их владельцев. Впрочем, похвастаться полностью урегулированной задолженностью перед иностранцами пока не может никто.
Все истории переговоров банков-должников со своими иностранными кредиторами похожи друг на друга. Сначала паника и требования немедленно все отдать, затем делегации кредиторов и поиски финансовых консультантов, потом стороны соглашаются на мирные переговоры, в которых уже возможны различные нюансы.
Сначала иностранные банкиры ездят в Москву, потом российские разъезжают по мировым финансовым центрам. Специальные консультанты организуют встречи представителей должника и кредиторов. Они согласовывают планы мероприятий и следят за тем, чтобы никто не вел сепаратных переговоров. Услуги финансовых посредников - как правило, это известные иностранные компании - стоят дорого, поэтому затраты на переговоры велики. Любопытно, но, по мнению наблюдателей, переговоры о реструктуризации долгов ОНЭКСИМбанка с иностранными кредиторами пошли быстрее и эффективнее, после того как банк Lehman Brothers (один из крупнейших кредиторов ОНЭКСИМбанка) согласился освободить от ареста $1 млн из замороженных по его иску средств ОНЭКСИМа, чтобы тот смог оплатить расходы на юристов и консультантов. По этому поводу аналитик одного хорошо известного банка заметил: "Раз платят такие большие деньги консультантам - значит, есть шанс, что и с кредиторами рассчитаются цивилизованно". "Хотя на самом деле все зависит от доброй воли сторон, - сказал он, - "наши" не хотят заплатить очень много, "они" не хотят получить слишком мало". Так что неудивительно, что ни одному из крупных российских должников ("Российский кредит", МЕНАТЕП, "СБС-Агро") не удалось окончательно договориться с кредиторами. Однако не исключено, что к лету мы сможем стать очевидцами первой в банковской практике самостоятельно проведенной ОНЭКСИМбанком реструктуризацией.
Иностранцы сводят счеты
План реструктуризации ОНЭКСИМбанка был окончательно одобрен в середине февраля всеми группами кредиторов - владельцами евробондов банка и остальными держателями долга. (Кстати, ОНЭКСИМбанк единственный из всех разделил кредиторов на две группы, выделив отдельно держателей еврооблигаций.) По условиям этой сделки кредиторы получат $105 млн наличными и еще $130 млн двенадцатилетними облигациями, которые выпустит Росбанк. Остальная сумма долга (весь долг ОНЭКСИМа оценивается в $1,4 млрд, из которых на иностранцев приходится примерно 65 - 70%) будет выплачиваться постепенно после реализации оставшихся активов банка. Все эти действия учитывают и интересы российских кредиторов банка, которые в основном согласились с условиями реструктуризации.
Предполагается, что примерно через месяц все подготовленные документы по реструктуризации отдадут на суд держателей еврооблигаций, которые до конца апреля они должны будут принять окончательное решение. Определенного времени потребует и согласование технических деталей. Лишь после этого можно будет говорить об окончании реструктуризации банка. Однако сделать все необходимо до 1 июля - именно до этого дня решением ЦБ продлена лицензия ОНЭКСИМбанка.
Банки, действительно продвинувшиеся в переговорах с иностранными кредиторами, можно пересчитать по пальцам. Еще в прошлом году об удачном завершении диалога с иностранцами отрапортовали Альфа-банк, ВТБ, Национальный резервный банк, Автобанк, Башкредитбанк, Промстройбанк (Санкт-Петербург). Правда, все достигнутые договоренности касались, как правило, синдицированных кредитов или каких-то отдельных финансовых проектов. Однако мало кто из банков может похвалиться полностью урегулированной проблемой форвардных контрактов. Похоже, что платить по форвардам банки можно только заставить. Может быть, даже личным примером. (Надо отметить, правда, что пример Дмитрия Тулина, бывшего руководителя Внешторгбанка, первым полностью расплатившегося по форвардам, некоторые банкиры считают негативным: "Зачем-то выложил сразу $600 млн государственных денег... Брал бы пример с Казьмина (глава Сбербанка. - "Ко"), который договаривается и рассчитывается со всеми постепенно".) Во всяком случае, после окончания процедуры реструктуризации своих долгов ОНЭКСИМбанк, скорее всего, последует примеру именно руководителя Сбербанка. По словам первого зампреда ОНЭКСИМбанка Владимира Рыскина, "основная масса задолженности перед нерезидентами относится к русским филиалам иностранных банков, поэтому, исходя из принципа равенства, надо платить и русским банкам". При этом Рыскин утверждает, что "ОНЭКСИМбанк будет платить по форвардам независимо от того, придут ли деньги от русских банков". Что же касается всех остальных обязательств ОНЭКСИМа перед иностранцами, то, по словам Рыскина, "история этих переговоров подходит к концу", но уже сейчас можно сказать: вероятность того, что долги банка удастся выплатить в обозримом будущем, велика. "Деньги, которые мы им заплатим, - это копейки, но для них важнее прецедент правильно проведенной реструктуризации", - считает Рыскин.
Наследники по прямой
Главное отличие истории переговоров ОНЭКСИМбанка от историй, например, "СБС-Агро" или банка "Российский кредит" состоит в том, что на реструктуризацию ОНЭКСИМа не было потрачено ни рубля государственных средств. И хотя, по словам Рыскина, банк работает в контакте с АРКО, он не может воспользоваться услугами агентства. "Нам бы не помешало участие АРКО, и в агентстве, скорее всего, нашлось бы для нас место, - говорит Рыскин. - Но главным условием, выдвигаемым АРКО, является отстранение руководства банка, на что ОНЭКСИМбанк пойти не может". Дело в том, что персоны старых руководителей ОНЭКСИМа являются в некотором роде страховкой для иностранцев, что их не кинут. И пока этот фактор не потерял своего значения для кредиторов.
Но в общем совершенно очевидно, что у ОНЭКСИМбанка есть шанс разобраться со своими долгами самостоятельно. (Хотя, конечно, теоретически возможность срыва сделки существует.) Однако в дальнейшем работать под старой вывеской банк больше не собирается. Наследовать бизнес ОНЭКСИМбанка должен Росбанк, который, собственно, ради этого и создавался. По словам Владимира Рыскина, "план объединения банков будет представлен уже на следующий день после того, как собрание кредиторов примет окончательное решение о реструктуризации".
Слияние банков (опять-таки если оно состоится, то есть если реструктуризация ОНЭКСИМа будет успешно завершена) тоже может стать событием знаменательным. Во всяком случае, пока нет никаких известий о том, что в обозримом будущем произойдет планировавшееся прежде слияние ИМПЭКСбанка (банк-дублер "Российского кредита") с банком "Российский кредит". Ни один из банков группы "Союз" тоже не претендует на то, чтобы заместить "СБС-Агро". Ведь от этих старых банков осталась лишь оболочка, обремененная долгами. Впрочем, это вряд ли расстраивает, например, руководство банка "МЕНАТЕП Санкт-Петербург", почти полностью заполучившего бизнес МЕНАТЕПа, или владельцев ИМПЭКСбанка, куда перетекли почти все клиенты и филиалы "Российского кредита". Результаты роста этих банков-дублеров видны и невооруженным взглядом. Причем не исключено, что их руководители планируют не только сохранить прежнюю клиентуру материнских компаний, но и занять их место на финансовом рынке. Показателен в этом смысле пример чудесного превращения банка "МЕНАТЕП Санкт-Петербург", который за год не только увеличил свой уставный капитал со 120 млн руб. до 1,5 млрд руб., но и собирается превратиться в банк федерального масштаба. Это вполне реально, поскольку банк уже обладает сетью из 46 филиалов.
Что же касается Росбанка, то сегодня это один из самых динамично развивающихся банков, и можно не сомневаться в том, что в любом случае он в состоянии занять старое место ОНЭКСИМбанка.