Top.Mail.Ru
архив

Революционная типография

Hewlett-Packard и Xerox начинают гонку на рынке цифровых типографских машин. Hewlett-Packard приобрела 100% акций компании Indigo (выпускает цифровую полиграфическую технику) и начала расширять бизнес «дочки». Xerox показала цифровую машину нового поколения. Третий гигант Heidelberg тоже имеет «продвинутые» модели цифровых машин, но выводить их на рынок не спешит. 

Цифровые печатные машины (ЦПМ) заполняют нишу между скоростными принтерами и большими офсетными печатными машинами. По словам президента «дочки» Xerox компании Xerographic Reproduction Center Роджера Гимбела, будущее типографий зависит от того, освоят ли они цифровые технологии: «Цифровая печать дает полиграфической компании серьезное конкурентное преимущество перед традиционными типографиями». Пока компании – производители ЦПМ проводят «разведку боем». Решающая схватка за передел мирового рынка полиграфического оборудования между производителями начнется через пару лет.

 

Монстры идут к цифре

До 2001 года производством цифровых печатных машин занимались две компании – голландская Indigo и бельгийская Xeikon. Свои разработки в этой области имели такие гиганты как Xerox и Heidelberg, однако продвижением своих изделий они не занимались. Для Xerox и Heidelberg более важной была продажа их основной продукции – офисной техники и традиционных полиграфических машин соответственно.

В 2002 году начались изменения. Hewlett-Packard, обладавшая пакетом акций Indigo, выкупила в марте 2002 года эту компанию полностью. Отныне продукция компании будет продвигаться под торговой маркой HP Indigo. Опираясь на финансовую мощь HP, Indigo начала наращивать бизнес. Компания затеяла строительство двух заводов по производству расходных материалов для машин HP Indigo. Завод, который строится в Израиле, начнет поставлять продукцию в Европу и Америку. Второй завод – в Сингапуре – будет работать на страны Азии и Австралию.

Менеджер по продажам HP Indigo в Восточной Европе Дмитрий Родов так объясняет причину мартовской сделки: «Лишь 4% полиграфической продукции в мире печатается на оборудовании НР. С покупкой Indigo мы начинаем движение к оставшимся 96%».

Xerox не оставила ход конкурента без внимания и выпустила машину iGen3 (в наименовании машины содержится намек на «третье поколение»). На разработку и создание аппарата Xerox затратила огромную сумму – около $1 млрд. В компании говорят, что эти машины отличаются от своих предшественников более высоким качеством печати и большей «скорострельностью» (у машин третьего поколения скорость выше на 40%). Премьера iGen3 состоялась в США в июне 2002 года, тогда же начались и продажи новой модели.

Третий игрок, компания Heidelberg, тоже живо интересуется цифровыми технологиями. Для того чтобы усилить свои позиции в этой области, Heidelberg в 1998 году создала СП с компанией Eastman Kodak, получившее название NexPress. В новых цифровых машинах Heidelberg использовалась технология электрографии, созданная Kodak. Однако пока Heidelberg не спешит продвигать свои цифровые модели. Руководитель отдела отраслевого маркетинга Xerox Валерий Кузьмич объясняет поведение конкурента так: «Компания Heidelberg долгое время пренебрежительно относилась к цифровой печати и больше заботилась об основных направлениях бизнеса (традиционной полиграфии. – Прим. «Ко»). Первая ЦПМ появилась у Heidelberg только два года назад. Этим объясняются столь скромные успехи немецкой компании в области продажи цифровых машин».

Судьба четвертого конкурента, Xeikon, печальна. В 2001 году Xeikon потеряла основной канал сбыта – дистрибуторскую компанию PrimeSource, поглощенную японской Fuji. Бельгийская компания вошла в полосу убытков, и в марте 2002 года оказалась банкротом. Все ее активы были скуплены за бесценок «земляком» – компанией Punch International, производящей компоненты для печатных систем. Производство машин Xeikon не остановлено, но для серьезной конкуренции с тремя гигантами на цифровом поле у небольшой бельгийской компании средств явно недостаточно.

 

Накануне передела

В офсетной печати чем больше тираж, тем ниже себестоимость оттиска. В цифровой печати себестоимость оттиска не зависит от тиража. Это обстоятельство будет иметь революционное значение для полиграфии, поскольку оно принципиально меняет взаимоотношения заказчиков и исполнителей. Большие типографии, которые раньше не хотели браться за малотиражные заказы, смогут при помощи ЦПМ освоить новое амплуа. Появление крупных типографий на рынке небольших заказов не сулит ничего хорошего мелким типографиям, традиционно работающим с малыми тиражами. Цифровые технологии, таким образом, ведут к переделу рынка полиграфических заказов.

Российские типографии уже начали использовать ЦПМ в качестве дополнения к офсетной машине. Директор компании «Дом печати «Столичный бизнес» Елена Политова говорит, что, как правило, типографии выбирают комбинированную стратегию: «Для больших тиражей предпочтительнее офсет. Цифровые машины используются тогда, когда нужно выполнить небольшой заказ (до 300 экземпляров), или же когда сроки исполнения очень малы. Иногда ЦПМ применяются для специальных операций – например, пробный оттиск делается на цифровой машине в присутствии заказчика, а основной тираж печатается на офсетной машине».

Эксперты считают, что этим революционное значение ЦПМ не исчерпывается. Руководитель отдела цифровых систем Heidelberg Александр Рабекин полагает, что ЦПМ ломают традиции консервативного полиграфического рынка и сложившуюся расстановку сил. «Все места на рынке традиционной полиграфии давно распределены, ежегодный прирост продаж в мире составляет всего 2%, – говорит Рабекин. – А на рынке ЦПМ, несмотря на нынешнюю неблагоприятную ситуацию в мировой экономике, картина иная. Прирост продаж черно-белых ЦПМ составляет 11%, а цветных – 18% в год. Главная причина интереса к ЦПМ – на цифровых машинах выпускается продукция с высоким уровнем прибыли».

По словам Роджера Гимбела, цифровая техника придает полиграфическому бизнесу большую гибкость, дает типографиям возможность скорее и точнее реагировать на запросы клиента. Например, быстро печатать персонифицированные письма или обращения. В этом своем качестве цифровая техника становится частью модных ныне CRM-решений (Customer Relationship managament – технологии персонального взаимодействия с клиентом. – Прим. «Ко»).

 

Строительство театра

На российском рынке полиграфического оборудования события разворачиваются с некоторым отставанием: в Европе и США компании-производители уже ведут «разведку боем», в России они еще только формируют «театр военных действий».

По данным «Ко», Indigo продала в России порядка 40 цифровых машин, а Xeikon - чуть более 20, Xerox – около 50 машин, а объем продаж Heidelberg измеряется единицами. ЦПМ в базовой комплектации стоит от $100 000 до $200 000, в зависимости от количества дополнительных устройств цена машины возрастает.

Тем не менее компании-игроки не сомневаются в перспективности российского рынка. Роджер Гимбел утверждает, что этот рынок очень интересен для Xerox и что продажи iGen3 в нашей стране начнутся в третьем квартале 2003 года.

Глава российского филиала Heidelberg Владимир Бабаев говорит, что пока доля ЦПМ в России очень невелика, но ситуация должна измениться: «Типографии, которые начнут работать на цифровых печатных машинах, покажут пример другим типографиям и тем самым помогут сформировать спрос. Через пять лет у ЦПМ будет рынок в России». Heidelberg уже занимается просвещением будущих покупателей – на состоявшейся в ноябре в Москве выставке «Полиграфинтер-2002» ЦПМ занимали центральное место на стенде Heidelberg.

Компании-производители по-разному строят сбыт ЦПМ в России.

Hewlett-Packard, обладающая огромной сбытовой сетью компьютеров и оргтехники, не стала использовать эту сеть для дистрибуции HP Indigo. Цифровые машины НР Indigo продаются через традиционного российского партнера Indigo – дилерскую компанию Nissa (специализируется на продаже полиграфической продукции).

Российское отделение Heidelberg занимается прямыми продажами и не прибегает к услугам дилеров.

Xerox планирует использовать обе схемы. Здесь хотят продавать полиграфические машины и через дилеров, и напрямую.

Еще по теме