Top.Mail.Ru
технологии и наука

Робофобия: на чем основан страх автоматизации

Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости
Светлана Анисимова, генеральный директор UiPath в России и СНГ

Цифровая революция, начавшаяся в 1980-х, тотально трансформировала не только повседневную жизнь, но и бизнес-сферу. С одной стороны, опасения по упразднению рабочих мест подтвердились: распространение персонального компьютера и Интернета искоренило около 3,5 млн рабочих мест только в США. С другой — технологии создали более 19 млн позиций. История циклична: идентичный виток происходит в офисной среде с приходом интеллектуального ПО.

Сегодня можно встретить немало прогнозов на тему того, как технологии в целом и автоматизация и искусственный интеллект в частности повлияют на будущее человека. Однако смена парадигмы — это уже свершившийся факт. RPA-решения (программные роботы) изменили бизнес-процессы во многих индустриях. Компании всё больше прибегают к помощи этого инструмента: по результатам опроса Forrester, 45 % за последний год уже увеличили расходы на ПО для роботизации как минимум на 5 %. Еще две трети планируют это сделать в течение 2020 года. Несмотря на позитивные эффекты от внедрения решений, и сотрудники, и сами работодатели испытывают немало страхов в отношении автоматизации и перемен, которые она неизбежно в себе несет.

Чего боятся сотрудники?

Треть организаций назвали сопротивление со стороны персонала наиболее сложным препятствием на пути к автоматизации, согласно опросу the Economist Intelligence Unit. Роботы дестабилизируют видение собственного профессионального будущего. Этот страх преимущественно основан на устоявшемся предубеждении, что машины и искусственный интеллект постепенно заменят людей.

Если говорить именно об RPA, страхи работников можно разделить на две категории:

  • Сокращение в результате автоматизации. Хотя, согласно прогнозам, «умные» машины полностью заменят людей в определенных сферах, в контексте программной роботизации этот страх не имеет основания. Заявлять, что RPA-решения автоматизируют целые профессии, — значит сильно преувеличивать. Робот нацелен на конкретную задачу, которая является частью общей рабочей рутины. Он берет на себя ответственность за монотонные, трудоемкие процессы, которые, по оценке Deloitte, составляют только половину всей деятельности. Люди продолжат нести ответственность за более важные задачи.
  • Нехватка релевантных навыков. Согласно недавнему исследованию Forrester, сотрудники 41 % компаний обеспокоены тем, что их текущий уровень цифровых навыков не будет соответствовать требованиям в будущем. Более половины респондентов считают, что растущая сложность задач (на данный момент или в будущем) озадачивает или даже пугает коллектив.

Страх потерять конкурентное преимущество по сравнению с другими кандидатами вполне оправдан. Эксперты Всемирного экономического форума еще в 2018 году предсказывали, что в ближайшие годы 75 млн рабочих мест будут упразднены. Вместо них появится еще больше вакансий — 133 млн, но уже для специалистов, обладающих цифровыми компетенциями. Учитывая спрос на новую экспертизу, компании уже сегодня конкурируют между собой в найме и удержании лучших сотрудников, которые обладают навыками в таких сферах, как блокчейн, облачные вычисления, аналитическое мышление, UX-дизайн, работа с ИИ, бизнес-анализ, аффилированный маркетинг, продажи, видеопродакшн (LinkedIn Learning). Наиболее востребованные soft skills — креативность, убеждение, сотрудничество (взаимодействие), гибкость, эмоциональный интеллект.

Какие опасения вызывает автоматизация у бизнеса?

Несмотря на активный рост интеллектуальной автоматизации, по опыту UiPath в России и наших коллег по всему миру, многие компании не понимают, какое влияние она окажет на бизнес. Причина заключается в низкой осведомленности об эффектах роботизации.

Кроме того, чем ниже уровень компетентности и количество необходимых навыков у сотрудников, тем выше риск провала масштабирования технологии в компании. Как показывает исследование Gartner, более 60 % «топов» называют кадровый голод ключевой проблемой при внедрении умной автоматизации, особенно для IT-команд. Такую же картину нам дает другой опрос — от Forrester. Почти две трети менеджеров первого и второго звена признались, что в процессах внедрения и поддержки RPA их больше всего пугает нехватка квалифицированных человеческих ресурсов.

Низкая окупаемость — предмет переживаний каждого девятого менеджера. Такое заблуждение может быть связано с высоким уровнем затрат (финансовых и временных) на внедрение технологий. Согласно подсчетам Deloitte, так считает 16 % опрошенных из числа тех, кто перешагнул фазу пилотирования ботов. Это предубеждение будет правдивым, если период возврата инвестиций слишком короткий. По подсчетам UiPath, 18 месяцев — достаточный срок для достижения внушительных показателей ROI в большинстве случаев.

Четыре менеджера из пяти озадачены изменениями в шаблонах управления при внедрении RPA (Forrester). Прежде, чем пожать позитивные плоды автоматизации, нужно перестроиться — а это легко далеко не всем.

Итак, вот четыре основных страха автоматизации, которые выделяет российское представительство UiPath:

  1. Низкая осведомленность о технологии.
  2. Недостаточный уровень квалификации сотрудников.
  3. Страх долгого периода окупаемости инвестиций.
  4. «Перестройка» управленческой модели.

«Перестройке» быть?

По подсчетам Reports and Data, рынок интеллектуальной автоматизации процессов достигнет 20 млрд $ к 2026 году. Однако повышение уровня цифровизации бизнеса не означает полное преобладание «машин» в HR-структуре будущего. Только Deloitte разработала четыре возможных сценария:

  1. HR 4.0: большинство HR-решений автоматизировано, работодатели инвестируют в найм и удержание лучших талантов, отношения между начальником и подчиненным — теплые.
  2. Здравствуй, Оруэлл, или Добро пожаловать в 1984: взаимоотношения работодатель-сотрудник сведены к бартеру (работа — деньги), процесс найма автоматизирован с преобладанием стандартизированных, недорогих HR-решений.
  3. Старая школа в новом мире шеринга: стагнация экономического развития — причина неохотного инвестирования в «живые» ресурсы; низкий уровень автоматизации.
  4. Только человечность имеет значение: взаимодействие с людьми — ключевой принцип; управление сотрудниками построено на принципах персонификации.

Все эти возможные пути эволюции HR-решений показывают, что изменения неизбежны. Каждый сценарий подразумевает проникновение «машин» во внутрикорпоративную культуру в той или иной степени.

Руководителям предприятий, как и сотрудникам, придется подчиниться неизбежному прогрессу и победить свои страхи. Только так можно сохранить конкурентоспособность в своей нише, сократить издержки и, как результат, увеличить доход. Повышенные эффективность и уровень сервиса, сокращение количества ручных ошибок — три ключевых бизнес-эффекта RPA, согласно Forrester.

Этому будет способствовать преобладание миллениалов и последующих поколений в пуле рабочих кадров будущего — ожидается, что они будут занимать три четверти рынка труда к 2025 году — еще один фактор в пользу роботизации. С детства привыкшие к глубокому проникновению технологий, они вряд ли будут мириться с рутинной, скучной ручной работой. Так, по данным опроса PwC, развитие и обучение — первостепенный приоритет поколения Y (21 %), их оно ценит даже больше, чем финансовые бонусы.

Несмотря на большое количество прогнозов, не исключается и возможность другого развития событий. Очевидно одно: взаимодействие с цифровыми «коллегами», как и изменение рынка труда в целом, неизбежно. Компаниям и сотрудникам не стоит его игнорировать, чтобы не потерпеть профессиональное поражение в будущем.

Еще по теме