Top.Mail.Ru
бизнес

«Рольф» расплатится за Сергея Петрова

Фото: Михаил Почуев / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Михаил Почуев / Коммерсантъ / Legion-Media

Генпрокуратура требует взыскать 12,85 млрд рублей с экс-депутата Госдумы Сергея Петрова и его «Рольфа» — одного из крупнейших автодилеров России. Ведомство считает, что в бытность депутатства Петров незаконно занимался бизнесом, который принес ему и «Рольфу» внушительную прибыль. Однако решение суда может стать сигналом и для бывших политиков, знакомых со схемой Петрова, заявил «Компании» общественный бизнес-омбудсмен Александр Хуруджи.

Первый замгенпрокурора Анатолий Разинкин подал иск в суд подмосковных Химок, по месту регистрации компании. Одним из требований еще до рассмотрения дела было заблокировать деньги на счете ответчика в обеспечение иска, что и сделал судья Владимир Татаров.

Истец начал подозревать Сергея Петрова в незаконном предпринимательстве во время наблюдения за расследованием уголовного дела по обвинению основателя «Рольфа» и его руководителей в совершении валютных операций с использованием подложных документов (ч. 3 ст. 193.1 УК РФ). Оно было возбуждено Следственным комитетом в конце июня 2019 года.

Офшорная сделка

По данным силовиков, в 2014 году «Рольф» купил за 3,9 млрд рублей акции ЗАО «Рольф Эстейт» через кипрский офшор Panabel Ltd, который был материнской компанией холдинга. Автодилер объяснил сделку упрощением структуры холдинга и повышением ее прозрачности. Однако следователи назвали ее экономически бессмысленной и фиктивной, отметив, что она только прикрывала вывод денег на счета, контролируемые Петровым. Да и стоимость бумаг была «многократно завышена».

В качестве аргумента следствие сослалось на акции «Рольф Эстейт» — несмотря на продажу, бумаги фактически не поменяли владельца, оставшись внутри холдинга. Более того, Петров — собственник всех трех компаний, участвовавших в сделке.

Петров в интервью РБК утверждал, что оценку акций проводил независимый оценщик, однако следствие не стало запрашивать ее результаты. Вместо этого СКР устраивал «дорогостоящие оперативные мероприятия», сетовал бизнесмен. Речь идет об обысках в центральном офисе компании и дилерских центрах в Москве и Санкт-Петербурге. По словам Петрова, для обыска силовики задействовали «два полка». Представитель «Рольфа» заявлял, что эти действия нанесли «репутационные и имиджевые риски» и мешали клиентам и операционной деятельности.

Основатель «Рольфа» тогда называл уголовное дело «обычной практикой». Он объяснял это особенностью мышления силовиков, для которых любой транш — это спекуляция, поэтому в любой большой компании с миллиардными оборотами можно найти «какую-нибудь транзакцию и уцепиться».

По словам Петрова, есть две причины возбуждения уголовного дела, одна из которых — попытка захвата компании. «[Нам] поступали предложения продать [«Рольф»] за полцены», — говорил он. Вторая причина — «независимая» политическая позиция самого Петрова. В 2007 и 2011 годах он избирался депутатом Госдумы по списку «Справедливой России», поддерживал протесты против фальсификации итогов выборов в ГД в 2011-м и голосовал против «закона Димы Яковлева» и «пакета Яровой».

На очередном заседании по делу Петрова в сентябре 2019-го суд объявил его в международный розыск. В это время он уже довольно давно жил в Австрии, которая отказалась выдавать бизнесмена. Экстрадировать не получилось и экс-гендиректора «Рольфа» Татьяну Луковецкую, находившуюся в Испании, и гендиректора Panabel Limited гражданина Кипра Георгия Кафкалия. Доступен для Черемушкинского районного суда только Анатолий Кайро, который на момент спорной сделки одновременно являлся финансовым директором «Рольфа» и возглавлял «Рольф Эстейт». Вину топ-менеджер не признает, а его защита называет претензии необоснованными, заявляя о законности сделки. Сейчас по уголовному делу допрашивают свидетелей.

Видение Генпрокуратуры

Между тем Генпрокуратура выяснила, что Петров после избрания в Госдуму в 2007 году был не только автором сделки, но и продолжал руководить «Рольфом» вопреки антикоррупционному законодательству, и получал вознаграждение, которое не декларировал. Генпрокуратура оценила незаконный доход Петрова почти в 13 млрд рублей, при этом большая часть — «необоснованное обогащение», отправленное на зарубежные счета. Сейчас Петров недоступен для правоохранительных органов, поэтому при удовлетворении иска расплачиваться придется «Рольфу». В таких случаях ответчиками обычно указывается на истечение сроков исковой давности и на ненадлежащего ответчика — сейчас дилером владеет не Сергей Петров, а его сын, уточняет «Коммерсант». Юристы «Рольфа» изучают требования Генпрокуратуры, заявили представители дилера.

«Рольф» — крупнейший автодилер в России. По данным «АвтоБизнесРевю», в 2020-м он остался лидером рынка по выручке, продав автомобили на 258,3 млрд рублей (+2% относительно прошлого года). По числу проданных машин (почти 80 тыс. штук) «Рольф» занял первую строчку.

Взыскание нанесет определенный урон дилеру, но не будет фатальным, заявил «Компании» общественный бизнес-омбдусмен и глава комитета по правозащите партии «Новые люди» Александр Хуруджи. «Даже в случае негативного сценария такая сумма не приведет к финансовому коллапсу», — добавил он. По словам эксперта, банкротство при взыскании дилеру не грозит.

Между тем Хуруджи называет ситуацию вокруг дела Петрова прецедентом. «Не секрет, что многие экс-депутаты были [одновременно] и в политике, и в бизнесе. Взыскание — это сигнал», — объяснил эксперт. Он отметил, что «многие задумаются», если суд встанет на сторону Генпрокуратуры. Итог этого дела важен не только для бизнес-сферы, но и для политики, заключил Хуруджи.

Источник «Коммерсанта» отмечает, что долговая нагрузка «Рольфа» за девять месяцев остается нормальной: чистый долг дилера — 18,1 млрд рублей, что составляет 0,6 EBIDTA (29,08 млрд рублей за 12 месяцев, истекших 30 сентября). С учетом 12,85 млрд рублей, которые хотят взыскать с «Рольфа», то соотношение чистого долга к EBITDA составит почти 1,1, объясняет собеседник издания. При этом нормальным считается показатель не более 2.

Он добавил, что в целом доходность автодилеров в 2021 году сильно выросла, что видно по двукратному увеличению EBIDTA за девять месяцев текущего года. Источник не исключает, что такая доходность сохранится и в 2022 году, однако рисков для банкротства дилера, по его мнению, нет.

Еще по теме