Top.Mail.Ru
архив

«Российская федерация офф-шоров»

О российских офф-шорах в России знают еще меньше, чем об иностранных. Все, что связано со словом «офф-шор», у нас традиционно считают мошенничеством, пусть и легально обставленным. Между тем российские налоговые оазисы реально существуют, предоставляя своим клиентам достаточно большие возможности по сокращению налогообложения.

Однако сфера применения российских офф-шоров в бизнесе не слишком широка. Отечественные бизнесмены находят гораздо более простые - хотя и менее законные - способы платить меньше налогов. Тем более что и в самих российских офф-шорах все не так безоблачно, как утверждает реклама.

Прописка - двигатель торговли

Налоговая система в России устроена таким образом, что организация «русских офф-шоров» - вещь довольно несложная. Определенная часть налогов, собираемых с любого предприятия в России, перечисляется в федеральный бюджет, а другая - непосредственно в бюджеты территорий. Между тем распределены предприятия-налогоплательщики по России крайне неравномерно, причем не столько из-за климата, созданного местными властями для бизнеса, сколько от географических причин. Понятно, что на Чукотке бизнес никогда не будет развит так, как в Ленинградской области: холодно, дорого, да и внутренние рынки не поражают своими размерами. Все бредни про инвесторов, которые будут развивать территорию из альтруистических соображений или из-за низкой конкуренции в регионе, несомненно, следует оставить - как бы ни было хорошо в зоне БАМа, никто, кроме комсомольцев, туда особенно не стремился.

Но поскольку согласно Гражданскому кодексу предприятие платит налоги по месту регистрации, то у местных властей возникает идея: а почему бы не разрешить всем желающим регистрировать на нашей территории налогоплательщиков, фактически работающих в других регионах? Привлечь их можно освобождением от местных налогов, которые заменяются фиксированным платежом за предоставление услуг по «прописке». Сама территория от этого не теряет ничего. Предприятие регистрируется в «русском офф-шоре», а работает как «нерезидент» в других краях? Ну и не жалко.

Естественно, что одного желания местной власти «увести» налогоплательщиков у остальных регионов недостаточно. Для того чтобы организовать «российский офф-шор», необходимо было по крайней мере иметь большие связи во властных структурах. А те позволяли подобные фокусы исключительно территориям бедным и не имеющим других источников финансирования, кроме дотаций из федерального бюджета: чтобы, имея дополнительный источник заработка, территории меньше просили денег у центра. Так на карте России появились территории, которые чиновники Госналогслужбы именовали не иначе как «черные дыры».

История офф-шорного движения

Первой российской офф-шорной зоной, представлявшей услуги по регистрации российских компаний-нерезидентов, стала в 1994 году Калмыкия. Неизвестно, кто именно подал Кирсану Илюмжинову эту идею, однако она оказалась явно плодотворной, а опыт АРиС - компании, управляющей регистрацией этой зоны, - немедленно был тиражирован во многих регионах страны. Следующим офф-шором, причем пошедшим на большее, чем предоставление льгот по местным налогам, явилась Ингушетия, где «промоутером» процесса стал банк БИН. Потом - в 1997 году - команда предпринимателей возродила деятельность свободной экономической зоны в Алтайском крае, где законодательные предпосылки к этому были оформлены еще в 1991 году. Затем один из руководителей «алтайской» команды после конфликта с местными властями создал конкурирующую структуру в соседней Республике Горный Алтай - «эколого-экономический регион». Потом отпочковавшиеся от команды АРиС предприниматели-юристы создали в 1997 году офф-шор «Золотое кольцо» в Угличе. Чуть раньше - в середине 1996 года - по почину закрытого города Снежинск в Челябинской области налоговые льготы фирмам со стороны стали предоставлять и так называемые закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО). Ну а с 1997 года российские офф-шоры стали появляться на карте России как грибы после дождя: Тыва, Смоленск, Эвенкия, оформившая необходимое законодательство в декабре 1998 года... По словам Валерия Тутыхина, партнера юридической компании «Джон Тайнер и Российские партнеры», в настоящее время практически в каждом российском регионе существуют законодательные акты, позволяющее при некотором желании тайно или явно использовать офф-шорные схемы. Такие законы приняты и иногда действуют в Ульяновской области, Якутии, Татарстане, Башкортостане, Туле, Курске. Говорят, что подобные шаги предпринимались даже в Подмосковье. Дело дошло до того, что в 1998 году ГНС, до этого организовавшая целую волну проверок, разбирательств и прочих акций по «накату» на российские офф-шоры (жертвой этих атак пока стал только офф-шор в Ингушетии - остальные отбиваются), начала сбор информации о российских офф-шорах, чтобы оценить наконец масштабы их влияния на экономику и выработать некоторые правила, по которым с ними можно работать.

Однако большинство новых офф-шоров вовсе не рекламируют свою деятельность. И - что не менее показательно - ни московский, ни региональный бизнес вовсе не валит валом в налоговые оазисы. Число клиентов даже в самой успешной и известной российской офф-шорной зоне - Калмыкии - по неофициальным данным, не превышает четырех тысяч, а количество клиентов в Смоленске вообще исчисляется сотнями. Сколько среди них реально оформленных бизнесов - неизвестно (многие используют в офф-шоре несколько дочерних компаний; бывает и так, что несколько фирм используют одну компанию), однако явно не вся страна стремится уйти в фискальные оазисы из российской налоговой засухи.

Бесспорные льготы

Основное преимущество, которое компания может получить практически в любой отдельно взятой российской офф-шорной зоне, - это почти полное отсутствие местных налогов. И главное - размер налога на прибыль: в любом офф-шоре вы будете платить только в федеральный бюджет 13% вместо общероссийских 35% (или даже 43% для посреднических операций, биржевой деятельности и т.д.). Естественно, что в СЭЗ, для которой вы являетесь нерезидентом и в которой ваша компания зарегистрирована, вам не придется платить вовсе транспортные налоги, налоги на содержание муниципальных образований, всяческие сборы в местные бюджеты (вроде 3% от прибыли на уборку мусора, которые не так давно требовали в Омске от одной нефтяной компании), налоги на имущество. В принципе возможна также - при переходе на упрощенную форму налогообложения как субъекта малого предпринимательства - замена всех налогов на единую ставку, составляющую 3,33% от оборота. В большинстве офф-шоров налог на пользователей автодорог берут в размере 1,25% от объема реализации, а не 2,5%, что также существенно.

Что с вас за это потребуют? Вариант первый: только вступительный и регистрационный взнос и ежеквартальные взносы, обыкновенно измеряющиеся несколькими десятками минимальных размеров оплаты труда. Вариант второй: то же плюс обязательство держать счета своей российской офф-шорной компании в уполномоченном банке зоны. Второй вариант пользовался популярностью в начале офф-шорного движения, в частности в СЭЗ «Алтай» и в Ингушетии, где необходимым условием для «прописки» в местном налоговом рае было открытие счета в БИНе и ведение всех операций компании через этот банк. Сейчас российские офф-шоры отказались от этого, равно как и от специальных целевых сборов во внебюджетные фонды территорий, в которых функционировала СЭЗ.

История о четверти НДС

Однако освобождением от местных налогов преимущества СЭЗ не исчерпываются. Значительная часть российских офф-шоров предоставляют льготы и по самому страшному российскому налогу - НДС. Казалось бы, налог федеральный, и делать этого нельзя. Однако не все так однозначно.

Да, НДС - налог федеральный, однако, как известно, 25% его после зачисления на доходные счета федерального бюджета отправляются обратно в виде трансфертов тем территориям, где он был собран. Естественно, у администрации «налогового оазиса» возникает мысль о том, что можно было бы и не собирать с налогоплательщиков-нерезидентов эти 25%, предоставив им возможность вообще их не платить. Против этого, естественно, возражает федеральный центр: всем известно, что полной выплаты трансфертов регионам в срок и в полном объеме в России никогда не было. Схемы, придуманные для того, чтобы обойти эту ситуацию, разнообразны: в СЭЗ «Алтай», ЭЭР «Алтай», Угличе берут 15% НДС вместо 20%, исходно конфликтуя по этому вопросу с ведомством Георгия Бооса; в Бурятии пресловутые 25% компенсируются плательщику впоследствии; в Ингушетии этот вопрос решался по более сложной схеме, что в конце концов и сыграло роковую роль в судьбе проекта, а в Калмыкии, ранее не бравшей причитавшиеся ей 25% от НДС, после атаки федеральных ведомств НДС берется в полном объеме. Существует и другая лазейка: льготы по региональной части НДС могут быть официально предоставлены Законодательным собранием региона (отдельным законом) отдельно взятому предприятию. Однако, как рассказал «Ко» один юрист, имевший практику получения такого рода льгот, «на сессии у многих депутатов возникает вопрос: а что я буду иметь с того, что проголосую «за»? У многих этот вопрос возникает и вне сессии местного парламента...». Естественно, что для массового клиента это не годится. Кстати, аналогичные проблемы возникают и с освобождением компаний от региональной доли акцизных сборов - его предоставляют многие российские офф-шоры, однако нередки случаи, когда после соответствующего «наезда» местных силовых органов и неуплаченные 25% НДС, и местную часть акцизов требуют вернуть. Может, действия силовиков и незаконны, однако коллизии подобного рода уж совсем не нужны людям, идущим в офф-шор.

Весьма популярная в офф-шорах вещь - это организация компании с персоналом, в котором работают инвалиды. Такой «трудовой резерв» легко позволяет вдвое сократить ставку федерального налога на прибыль - с 13% до 6,5%. А найти должное количество инвалидов вам помогут в администрации самого офф-шора - за отдельную плату.

Зачем нужен зиц-председатель?

Возникает резонный вопрос: а насколько легальна в целом регистрация компании-нерезидента на чужой территории и что по этому поводу могут сказать местные налоговые органы той территории, где фактически работает компания, зарегистрированная в «оазисе»? В принципе существует исчерпывающее положение Гражданского кодекса, гласящее, что компания находится там (и, следовательно, платит налоги там), где она юридически зарегистрирована. Однако в 1998 году сначала Верховный суд, а потом и Высший арбитражный суд вынесли несколько прецедентных решений, согласно которым компания должна платить налоги там, где работает ее исполнительный орган (то есть там, где прописан единоличный исполнительный орган - формальный глава компании). Воспользовавшись этими прецедентами, ГНС в течение последних месяцев весьма активно работает над тем, чтобы заставить офф-шорные компании платить налоги по месту регистрации ее руководителя - и без всяких льгот. Тем не менее за определенные деньги, соблюдая при этом известные меры предосторожности, этот казус можно обойти - например, воспользовавшись услугами номинального директора. Теоретически хорошо нанимать таким номинальным директором человека, прописанного в отдаленных районах Севера: вряд ли там к нему в чум придут люди, требующие уплатить налоги с деятельности компании, которой он руководит. Да и вообще все юристы как один советуют не регистрировать свою компанию в российских офф-шорах целиком, что, даже если это удастся, вызовет только неудовольствие налоговиков той территории, где компания работает реально. А для решения проблем с фактическим и юридическим местом регистрации можно использовать своеобразный «бэк офис» - сервисную структуру, которая будет изображать (за дополнительную, но не слишком обременительную плату) деятельность головного офиса вашей «алтайской» или «калмыцкой» компании.. Например, компания «Русские купеческие традиции» предлагает секретарское обслуживание за 35 минимальных размеров оплаты труда в квартал. И услуги номинального исполнительного органа - за 65 МРОТ в год. Не бог весть какие расходы.

Тем не менее есть проблемы, которые невозможно решить даже с помощью волшебных российских оазисов. Например, нельзя осуществить мечту многих красных директоров, неоднократно и неудачно пытавшихся перетащить в офф-шор весь бизнес. Сохраняются налог на имущество, на недвижимость, земельный налог. Да и вообще можно перевести все обороты предприятия в налоговый оазис, но нельзя перетащить туда, например, целый завод. Нельзя вести розничные продажи и платить с них налоги в офф-шоре - хотя есть свидетели того, как некая фирма, зарегистрировав на Алтае контрольно-кассовый аппарат, легко торговала в центре Москвы компьютерными принадлежностями. Однако это уже расценивается местными властями как беспредел - со всеми санкциями в отношении «нарушителя конвенции».

Еще одна проблема - конфиденциальность информации о вашей компании в российском офф-шоре. Вопреки устоявшемуся мнению, в таких зонах информационной безопасности придается особое значение. Клиентура российских офф-шоров - одни из самых нервных и пугливых людей в России, не понаслышке знающих теорию и практику работы российских силовых ведомств и их криминальных дублеров. Тем не менее, за исключением разве что покойной ныне СЭЗ в Ингушетии, проблем с местными криминальными структурами участники «налоговых оазисов» не испытывают. Это в принципе естественно - бизнес, регистрирующийся в российских офф-шорах, мобилен и может в любой момент уйти из СЭЗ, не оставив никаких следов, кроме фальшивого паспорта, на которую компания, может быть, и зарегистрирована.

Кто будет соседом

Российские офф-шорные компании весьма недороги - за редким исключением, функционирование такой фирмы обходится не дороже $2000 в год. Причем в последнее время офф-шорные зоны ведут активную ценовую конкуренцию между собой.

Основная клиентура офф-шорных компаний - средний и крупный бизнес непромышленного характера. Сами налоговые оазисы, следуя правилу конфиденциальности, не раскрывают, какие именно компании регистрируются в офф-шорных зонах. По данным неофициальной статистики, до 40% компаний, зарегистрированных в офф-шоре, - это предприятия, работающие в Москве, 60% - регионалы. Большая часть офф-шорных компаний открывается торгово-посредническими структурами - на их долю приходится 60 - 80% всех зарегистрированных офф-шорных компаний. Некоторую популярность офф-шорный бизнес имел среди компаний, работающих с ценными бумагами, однако сейчас их активность фактически сошла на нет. Достаточно часто в российских офф-шорах оформляются и компании, занимающиеся факторингом и трастовыми операциями - правда, именно на факторинговые компании, ведущие операции на рынке «угольных» долгов, в СЭЗ «Алтай» и была в начале года предпринята атака местной налоговой службы, после чего их в офф-шорах, по тем же данным, стало несколько меньше.

Офф-шорные российские компании довольно редко являются самодостаточными структурами - чаще всего они используются как элементы для постройки сложного корпоративного каркаса. Так, практически все российские банковские структуры имеют в таких зонах дочерние компании. Тем же путем идут и многие крупные московские торговые дома, продающие бытовую электронику. Значительная часть офф-шорных компаний в российских налоговых оазисах создается как своеобразная «кубышка», где легко аккумулируются средства, которые нет нужды предъявлять налоговым органам. Вообще чаще российские офф-шорные компании используются не постоянно, а для разовых операций - от случая к случаю. А офф-шорных компаний, созданных для «разовых проектов» и исчезающих в конце каждого года навеки, в каждом офф-шоре в среднем около 10 - 15%.

Офф-шор в кармане

Между тем бизнес из офф-шоров до сих пор не стал и, видимо, никогда не станет нормой для российской деловой среды. Несмотря на все преимущества, которые дает российский офф-шор, в действующем законодательстве достаточно лазеек для того, чтобы избежать уплаты всех налогов. А технологии ухода от налогов весьма просты и в общем-то в массе своей менее трудоемки, чем офф-шорные схемы.

Так, например, одним из важнейших конкурентов офф-шорного бизнеса являются компании, предоставляющие услуги по обналичке. Они позволяют легко избегать всякого начисления налога на прибыль: оплатив некоей фирме некие услуги на сумму всей прибыли вы получаете всю прибыль в виде чемодана денег. Тариф за «черное» обналичивание - 3 - 5% от суммы сделки - позволяет вообще не думать ни о каких офф-шорах. А то, что эта технология может быть неправильно понята налоговиками, не такая уж и проблема: во-первых, люди в местных налоговых органах нередко хорошо все понимают за не слишком крупное вознаграждение, а во-вторых, имидж офф-шорной компании, особенно российской, не лучше, чем имидж компании, скрывающей прибыли по менее экзотической схеме. Кстати, появление офф-шорных зон в России вполне приветствовалось именно людьми, занимавшимися «обналичкой» - это давало дополнительные возможности для их бизнеса и его легализации. Согласитесь, одно дело проплачивать прибыль фиктивной компании, зарегистрированной на фальшивый паспорт, и совсем другое - выплачивать ее калмыцкой или угличской компании, которой вполне по силам доказать, что она существует и работает в офф-шоре на законных основаниях.

Для крупного предприятия создание налоговых льгот для себя с помощью местной администрации - задача давно решенная. Налогообложение субъектов крупного бизнеса в стране - это вопрос политических соглашений, и, сбежав в российский налоговый оазис, уйти от его решения нельзя. Достанут и в Тыве. Ни для кого не секрет, что крупные компании, составляющие экономический костяк целых регионов, давно не платят налоги по общепринятым ставкам. Обычно они осуществляют фиксированные отчисления в местный и федеральный бюджеты, который потом расписывается как погашение старых долгов по налогам. Используя бартерные оплаты налогов, предприятия с легкостью минимизируют не только местные, но и федеральные налоги. Самым показательным примером является РАО «Газпром», которое летом прошлого года официально договорилось с ГНС о том, что объемы его платежей составляют 4,5 млрд руб. в месяц. И ни у кого не возникло вопросов, что в этих 4,5 млрд составляет НДС, что - налог на имущество, а что - акцизы. Достигнув компромисса со всеми заинтересованными сторонами, крупный бизнес получает в виде подарка «офф-шор, который всегда с тобой».

Однако и средний бизнес, даже если у него есть предпосылки для работы через офф-шорные компании, редко прибегает к услугам офф-шорных зон. Обычная аргументация: «Я работаю не в пустыне, и меня не поймут». Не поймут в налоговой, в банке, в пенсионном, братва тоже не поймет... Пусть уж все будет по-старому - тем более что по-старому уже работать привыкли. И, надо признаться, это сильный аргумент: вслед за «не поймут» могут последовать события, которые предприниматель просто не может предсказать. Уход в российский офф-шор - это сложная схема организации бизнеса, противоречащая, ко всему прочему, самой его идеологии. Действительно, что же это такое: вместо того чтобы договориться, «как люди», - какое-то налоговое планирование, какие-то офф-шоры и налоговые кредиты...

Впрочем, несмотря на столь ограниченные возможности в использовании услуг российских налоговых оазисов, офф-шорный бизнес умирать не собирается. Он просто не имеет бурного развития.

«Миллионные состояния в российских налоговых оазисах уже сделаны, - считает Валерий Тутыхин. - Цены на готовые российские офф-шорные компании и в дальнейшем будут снижаться. В них увеличится доля средств, идущих на организацию сервиса для офф-шорных компаний. Сейчас на рынке офф-шорных услуг затишье, отчасти связанное с отсутствием новых идей и новых схем. Так, похоже, что наибольшей популярностью будут пользоваться VIP-услуги для компаний в региональных офф-шорах, а не его массовые варианты. Возрастет популярность услуг по минимизации налогообложения физических лиц. В целом выиграют те налоговые оазисы, которые сумеют стать тихой гаванью для крупных клиентов и смогут реально обеспечивать безопасность его бизнеса».

Одним словом, похоже, что «налоговые оазисы» действительно нашли свою аудиторию в России. Не слишком большую, но достаточно серьезную. Тем не менее явные и неявные налоговые оазисы открываются и работают во всей России, и, возможно, скоро получить налоговые льготы можно будет чуть ли не во всех российских регионах. Обычные заявления губернаторов «от нас уводят налогоплательщиков» постепенно сменяются простой мыслью: «И я могу делать то же самое».

Продолжаться все это будет до тех пор, пока налогоплательщику не станет все равно, где регистрироваться, так как льготы он будет иметь во всей «Российской федерации офф-шоров».

Еще по теме