Top.Mail.Ru
$ 65.73
 108.40
£ 79.43
¥ 49.13
 63.98
Нефть WTI 112.89
GOLD 1813.60
РТС 1200.81
DJIA 32654.59
NASDAQ 11984.52
BTC/USD 30462.00
рынки

Российским рабочим уступят дорогу

Фото: Алексей Смагин / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Алексей Смагин / Коммерсантъ / Legion-Media

Российское правительство продолжает работать над мерами, призванными поддержать инфраструктурное строительство на фоне роста цен на стройматериалы. Одна из новых идей, предложенных Минэком, — давать квалифицированным российским рабочим приоритет при проведении госзакупок. Тезис отказа от иностранной рабочей силы на стройках звучит в России не первый раз — в прошлом году на эту тему особенно активно высказывались в Москве. Эксперты, опрошенные журналом «Компания», видят в новой инициативе желание обелить отрасль, однако предупреждают: стоимость и качество объектов после нововведений могут пострадать. 

Свои предложения замглавы Минэкономразвития Владислав Федулов изложил в письме, которое накануне направил в Минстрой и аппарат правительства. На документ ссылается «Коммерсант». Также он есть у РБК (подлинность документа подтвердил источник, близкий к одному из ведомств). Всего в письме Федулова 11 инициатив по поддержке компаний, занятых в строительстве капитальных проектов. Некоторые из них уже обсуждались и не нашли поддержки в кабмине.

Среди идей, которые выдвигает Минэк, — минимальная сметная прибыльность стройконтрактов на уровне 25%. Также предлагается ввести постоянный механизм изменения цен на контракты из-за удорожания стройматериалов. По этой причине прошлым летом кабмин разрешил увеличивать цену контрактов до 30%, однако это касалось лишь договоров, заключенных до 1 октября 2021 года.

Минэк предлагает закрепить в резервном фонде правительства деньги на возмещение роста цен на строительные ресурсы. Эти расходы хотят предусмотреть в Федеральной адресной инвестпрограмме (ФАИП). При этом предлагается определить условия, позволяющие скорректировать цену уже исполняющихся контрактов — сейчас это делается в случае возникновения «не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения».

Также министерство предлагает:

  • утвердить «дорожную карту» по поддержке производителей стройматериалов,

  • разрешить уменьшать финансовое обеспечение исполнение контракта до его полного исполнения,

  • утвердить типовые контракты по разным видам строительных, реставрационных и ремонтных работ,

  • разрешить федеральному казначейству осуществлять «цифровой контроль» оплаты работ подрядчиков, а правительству — утверждать порядок приемки работ по госконтрактам,

  • перечислять на расчетный счет строительного подрядчика аванс (сейчас для выполнения работ они зачастую должны брать кредиты или иметь собственные средства). 

Buy Russian and Hire Russian

Еще одно важное предложение, которое озвучил Федулов, касается идей импортозамещения. Замминистра предложил распространить их на выбор застройщиков при госзакупках и начать отдавать приоритет российским и евразийским подрядчикам «без преобладающего найма иностранной рабочей силы». В этом Россия хочет брать пример с США: Федулов сослался на указ «Покупай американское, нанимай американцев» (Buy American and Hire American), который в 2017 году издал занимавший тогда пост президента США Дональд Трамп.

Этот указ Трамп подписал в рамках своей политики «Америка на первом месте». Документ предполагал увеличение покупок госструктурами продукции, произведенной непосредственно в стране, а также приоритетный наем американских рабочих при госзакупках. Тогда же Трамп поручил министерствам труда, нацбезопасности и юстиции подумать над изменением порядка выдачи американских рабочих виз H-1B так, чтобы они выдавались самым высококвалифицированным и высокооплачиваемым работникам и «никогда не использовались для замены американцев». Эта мера должна была положить конец «воровству американского благосостояния», к которому приводит низкооплачиваемый труд мигрантов, говорил Трамп.

Об аналогичном предложении Минэка Федулов высказался менее радикально. «Такая мера позволит стимулировать занятость на российском рынке труда, а также работников с территории Евразийского экономического союза», — указал он.

Сами меры поддержки, предложенные в правительстве, стали ответом на жалобу дорожных подрядчиков президенту РФ Владимиру Путину. Прошлым летом они заявили, что отрасль переживает кризис, а ее убытки за последние пять лет достигли 137 миллиардов рублей. На ситуацию, в частности, жаловались «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко и строившая Крымский мост «СГМ-Мост» Аркадия Ротенберга.

В письме на имя Путина компании из сферы строительства транспортной инфраструктуры сообщили, что за пять лет в отрасли было ликвидировано 54% организаций. Долги строителей в четыре раза превысили сумму их чистых активов. Только в 2019 году, по подсчетам экспертов, объем долгосрочных займов компаний из топ-170 увеличился с 4,1—4,3 до пяти триллионов рублей. В 2020 году топ-200 дорожно-строительных предприятий России получили прибыль в 54,2 миллиарда рублей, однако уже в 2021 году они покажут убыток в 26,2 миллиарда. К 2025 году эта цифра может достичь 61,6 миллиарда, подсчитали в Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК) и НИУ «Высшая школа экономики».

В письме к Путину строители заявляли, что система управления рисками в рамках госконтрактов не содержит порядка оценки соответствия работ и формирует «презумпцию виновности» подрядчика. Большинство инфраструктурных проектов реализуются на бюджетные деньги, однако система ценообразования цен в таком строительстве не соответствует реалиям рынка. Кроме того, в структуре цены отсутствует понятие «предпринимательского дохода».

В прошлом году к проблемам строителей добавился взрывной рост цен на стройматериалы. По данным Росстата, в январе-ноябре прошлого года они подорожали на 19,5%. Из-за этого стоимость возведения школ выросла на 26%, жилья — на 22%, а металлических мостов с пролетными строениями — на 30%.

прочитать весь текст

Госзакупки без конкуренции

Мера, которую предлагает правительство, окажет серьезное влияние на стоимость объектов строительства, заявил в беседе с журналом «Компания» независимый эксперт рынка недвижимости Никита Журавлев. «Если мы будем привлекать только россиян, это будет дороже, потому что наши рабочие хотят больше денег. Плюс ряд строительных работ выполняют только иностранцы, например, застройщики активно привлекают турецких монолитчиков. Россияне либо не хотят, либо не умеют делать эту работу, а значит пострадает и качество объектов», — сказал он.

Журавлев пояснил, что с уходом иностранной рабочей силы из сферы строительных госзакупок в них пропадет конкуренция. Так как иностранные рабочие — это всегда удешевление коммерческих предложений и выполнения работ, в госконтрактах начнут выигрывать подрядчики с более высокими ценами.

«Как только госструктура по завышенной цене что-то закупит, к ней придет прокуратура. На это никто не пойдет. Так что скорее это популистская мера. У нас чиновники любят разными идеями разбрасываться, но, к сожалению, они неэффективны и к желаемому результату не приведут», — считает Журавлев.

Отдавая приоритет российским подрядчикам, государство выводит сферу строительства в более легальную сферу, добавил эксперт агентства недвижимости Dream Realty Григорий Казаков. По его словам, власти выбрали правильное время для обеления отрасли — когда на фоне пандемии многие страны закрыли границы и ввели прочие ограничения, а мигранты не могут свободно ездить на родину и обратно на работу.

«Государство выигрывает: оно на долгосрок переводит рабочую силу с иностранной на русскую, деньги остаются в России, налогов платится больше. А сейчас чуть-чуть помогают строителям, чтоб они на первых этапах компенсировали свои издержки. В дальнейшем, когда все встанет на лыжи, эти компенсации уберут, и налогов станет еще больше», — утверждает эксперт.

Поддерживать компании, которые трудоустраивают россиян и не пользуются возможностью найма иностранных граждан, — правильное решение, отметил омбудсмен по делам предпринимателей в строительстве Дмитрий Котровский. По его словам, к поддержке российских рабочих правительство подталкивают заявления президента Владимира Путина.

«Безработица — очень важный показатель для Владимира Владимировича. В пандемию она повысилась, по окончании двух лет пандемии Путин заявил, что мы вернулись к докризисному уровню. И чтобы этот уровень был в России выгодным, нужно работать со всеми отраслями экономики, как минимум с теми, где задействовано максимальное количество россиян. И стройка здесь не исключение», — пояснил он.

В то, что в среднесрочной перспективе российские стройки перейдут исключительно на свою рабочую силу, Котровский не верит, и виной тому не только более дорогой труд. Эксперт напомнил, что граждан в стране не становится больше, а объемы строительства растут невероятными темпами: только по нацпроекту «Жилье и городская среда» в этом году было введено 88 млн квадратных метров жилья, а к 2024 году эта цифра должна достичь 120 млн.

«Чтобы из наших 140 млн граждан на стройке появились новые люди, а надо полагать, что это не 18-летние юноши и не пенсионеры (то есть объем возможной квалифицированной рабочей силы резко сужается), кто-то за этот период их должен подготовить. Но, к сожалению, у нас совсем не прибавляется ни училищ, ни колледжей, где обучают рабочим профессиям, — как были единичные учебные заведения в регионах, так они и остались единичными», — заключил омбудсмен. 

О том, что в России хотят сократить количество трудовых мигрантов на стройках, власти говорят не в первый раз. Особенно активно эти заявления звучали во время пандемии. Так, мэр Москвы Сергей Собянин заявлял, что количество иностранных рабочих на государственных стройках уже сократилось более чем вдвое, а вице-мэр Андрей Бочкарев утверждал, что Москва планирует постепенно отказываться от иностранной рабочей силы, развивая образование и технологии в сфере строительства.

Минэкономразвития и в прошлом году не оставался в стороне. Замглавы министерства Дмитрий Вольвач заявлял, что считает правильным отказ от неквалифицированных рабочих мигрантов на стройках.

«Понятно, что это уже совершенно высокотехнологичное производство, понятно, что оно все меньше и меньше, наверное, требует низкоквалифицированной рабочей силы. Поэтому совершенно правильная идея, мысль и желание — сделать так, чтобы именно высокотехнологичные хорошо оплачиваемые рабочие места, и на стройке в первую очередь, замещались российскими гражданами», — говорил он.

прочитать весь текст