Top.Mail.Ru
рынки

Розничные продажи в России упали до семилетних минимумов

Фото: Никита Юдин / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Никита Юдин / Коммерсантъ / Legion-Media

По итогам прошлого года в России зафиксировали самое глубокое падение розничных продаж с 2015-го. За 12 месяцев товарооборот в сегменте сократился на 6,7%. При этом в декабре показатель опускался до -10,5% к аналогичному периоду 2021 года.

Ожидается, что отрицательная динамика продолжится в текущем году. Так, снижение оборота розницы по итогам января может составить 10,7% в годовом выражении. Между тем опрошенные Bloomberg аналитики прогнозируют постепенное сокращение расходов российских домохозяйств в каждом квартале 2023-го.

Основной причиной резкого спада розничных продаж в 2022-м стали беспрецедентные санкции Запада в отношении России, которые отбросили сегмент более чем на десять лет назад, рассуждает экономист Bloomberg Economics Александр Исаков. На улучшение результатов в ближайшем будущем эксперт не надеется — сдерживающим фактором выступит падение уровня жизни россиян, считает он.

«Снижение продолжится, но обвальным оно не будет. Травматизация прошлого года в результате СВО уже произошла», — подобным мнением поделился в беседе с «Компанией» основатель и управляющий партнер Management Development Group Inc. Дмитрий Потапенко. При этом он указал на «плохие тенденции с формированием бюджета», дефицит которого в январе составил 1,76 триллиона рублей при плане в 2,9 триллиона на весь текущий год.

Принимая во внимания все факторы, просадка в российской розничной торговле в текущем году может составить порядка двух третей от значений предыдущего года, заключил эксперт.

Формат будущего

В условиях высокой инфляции потребители стали более рациональны. Сегодня они все чаще готовы переключаться между магазинами в поисках наиболее выгодных предложений.

Стремление россиян к экономии положительно сказалось на финансовых показателях отдельных ритейлеров. Речь идет преимущественно о магазинах с низкими ценами, таких как сеть «Чижик» от X5 Group, чистая выручка которой в 2022 году выросла в 12 раз в годовом выражении и составила около 36 миллиардов рублей.

На днях новую сеть дискаунтеров запустил «Магнит». Три пилотных магазина под брендом B1, или «Первый выбор» начали работать в Ступино, Электростали и Тучково. В ближайшее время ритейлер планирует открыть в разных городах Московской области еще 12 магазинов «Первый выбор» в различных конфигурациях и типах локаций.

Именно «треш-сегмент» будет наиболее востребован в России в ближайшее время ввиду снижения доходов населения и потребительской способности граждан, прогнозирует Потапенко. Дело в том, что формат жесткого дискаунтера, который представляет собой небольшой супермаркет с ограниченным ассортиментом, позволяет держать цены порядка на 20% ниже, чем у конкурентов.

Несмотря на то, что «Магнит» позиционирует свою новую сеть «Первый выбор»  именно как такой дискаунтер, Потапенко считает B1 «сильно интеллигентской штучкой», как и «излишне сервисно ориентированную» розничную сеть супермаркетов-магазинов бросовых цен «Светофор».

«Мы пока еще не дошли до эциха с гвоздями — вот это как раз и является базисным магазином, который можно назвать дискаунтером», — резюмирует основатель и управляющий партнер Management Development Group Inc.

Еще по теме