Рубли отправят в небо

Правительство РФ продолжает курс на экспансию рубля. На расчеты в российской валюте переводят не только поставки газа, но и операции с зарубежными самолетами. Теперь отечественные перевозчики смогут платить рублями за лизинг, аренду и покупку лайнеров. Однако не исключено, что такая схема не устроит вторую сторону.

В среду, 13 апреля, в России утвердили временные правила лизинга, аренды и покупки авиатехники у компаний из недружественных стран. Они распространяются на договоры, которые будут исполняться в течение этого года.

«Если иностранная компания-лизингодатель из недружественной страны имеет структурное подразделение, зарегистрированное в РФ, платежи будут идти на его счет в российском банке в рублях — в сумме, эквивалентной стоимости обязательств в иностранной валюте», — сообщили в пресс-службе правительства. Расчеты будут проводить по курсу ЦБ, установленному на день исполнения обязательства.

Отдельно в постановлении сказано о компаниях, которые работают с партнерами из РФ через подразделение в государстве, которое не присоединилось к санкциям. С такими компаниями можно расплачиваться не только в рублях, но и в национальной валюте страны, где зарегистрировано это подразделение.

еще по теме:
Воздушный бой между Россией и Западом только начинается
Западные авиакомпании не меньше зависят от российского титана и неба, чем российские — от лизинга и запчастей
авиация, авиасообщение

Новый документ в правительстве утвердили во исполнение президентского указа, который Владимир Путин подписал 1 апреля. Речь идет о документе «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере транспорта перед некоторыми иностранными кредиторами». Этим указом глава государства разрешил авиакомпаниям рассчитываться в рублях за аренду и лизинг самолетов с компаниями из недружественных стран.

На сегодняшний день в этом списке числятся 48 государств (в том числе США, Великобритания и весь Евросоюз). Правила в указе распространяются также на договоры аренды, лизинга и покупки вспомогательных силовых установок и авиационных двигателей.

Постепенное закрытие неба

С начала спецоперации на Украине российская авиаотрасль находится под жесткими санкциями. В конце февраля ЕС прекратил поставки в РФ самолетов и запчастей к ним. Лизинговые компании обязали до конца марта разорвать контракты с российскими перевозчиками. ЕС, США и еще ряд стран закрыли свое воздушное пространство для перевозчиков из РФ. Вашингтон запретил обслуживать более 170 используемых в России лайнеров, а десятки сертифицированных в стране авиакомпаний попали в черный список ЕС по воздушной безопасности.

Минтранс в ответ на ограничения предлагал удерживать взятые в лизинг зарубежные самолеты и платить за них в рублях. 10 марта правительство запретило вывозить самолеты, вертолеты и беспилотники из страны.

В марте Путин подписал закон, позволяющий регистрировать права на зарубежные самолеты, которые находятся в лизинге у отечественных компаний. Это даст возможность сохранить парк иностранных лайнеров в стране и использовать их на внутренних направлениях.

По данным Минтранса, к 22 марта российские перевозчики перевели в реестр страны около 800 зарубежных лайнеров. Всего же, по сообщению ведомства, российские перевозчики эксплуатируют 1367 самолетов.

Соглашениям быть?

Несмотря на жесткость ранее озвученных санкций, на прошлой неделе в авиаотрасли наметилось некоторое потепление. Евросоюз разрешил своим компаниям исполнять контракты финлизинга, заключенные с российскими перевозчиками до 26 февраля. Об этом было сказано в очередном пакете санкций. При финансовом лизинге перевозчик в течение нескольких лет выплачивает полную стоимость самолета, после чего лайнер переходит в его собственность.

еще по теме:
Небесный занавес
Отсутствие авиасообщения отразится как на России, так и на Западе. Однако отечественных перевозчиков без господдержки может ждать банкротство
Аэропорт

Тем не менее финансовый лизинг не так популярен в России, как операционный (при нем авиакомпания выплачивает лишь часть стоимости судна за время его эксплуатации, а самолет остается у лизингодателя). В «Газпромбанк Лизинге» признавали, что финансовый лизинг в российской авиаотрасли представлен лишь для самолетов местного производства.

Что касается новой рублевой оплаты, то на нее лизингодатели, вероятно, согласятся, предполагал в разговоре с «Коммерсантом» главный редактор медиапортала «Федерация лизинга» Алексей Екимовский. Дело в том, что со стороны России контракт фактически не прекращается, и при разрыве договора в одностороннем порядке лизингодателю придется выплачивать штраф. Кроме того, он попадет на возврат бортов, которые будет сложно куда-то пристроить после смены реестра поддержания летной годности.

В перспективе же от системы оплаты рублями на Западе будут отходить, считает гендиректор Infoline Иван Федяков.

«Большинство иностранных поставщиков будут либо отказываться применять данную схему работы с клиентами в России, либо станут закладывать в стоимость техники и оборудования настолько большую премиальную составляющую, которая должна будет покрывать и курсовые колебания, и другие риски, что такая закупка станет невыгодна нашим компаниям», — считает он.