Top.Mail.Ru
политика

Небесный занавес: кто пострадает от запрета полетов над Россией

Фото: Пелагия Тихонова / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Пелагия Тихонова / Коммерсантъ / Legion-Media

Россия решила ответить на запрет полетов российских самолетов над территорией Евросоюза, Великобритании и Канады. Теперь для пролета над РФ авиаперевозчики из 36 стран должны получить специальное разрешение. Опрошенные «Компанией» эксперты сходятся в том, что иностранные перевозчики прочувствуют ограничения не меньше российских: санкции ударят по кошелькам не только пассажиров, но и организаторов грузовых перевозок. При этом аналитики не исключили банкротства некоторых российских авиакомпаний, если власти откажутся их поддержать.

Без специального разрешения самолеты из 36 стран не смогут пролетать над Россией, заявили в Росавиации. Мера была введена в ответ на закрытие неба для российских самолетов из-за спецоперации России на Украине, начавшейся 24 февраля. «В качестве ответной меры на запрет европейских государств на выполнение полетов гражданских воздушных судов <...> введено ограничение на выполнение полетов авиаперевозчиков 36 государств», — говорится в сообщении Росавиации.

Ведомство отметило, что полеты перевозчиков из этих стран могут быть выполнены только после получения специального разрешения МИД России. Также его может выдать Росавиация.

Закрытое небо: Россия

Россия закрывает небо для стран ЕС:

  • Австрия;

  • Бельгия;

  • Болгария;

  • Венгрия;

  • Германия;

  • Греция;

  • Дания;

  • Ирландия;

  • Исландия;

  • Испания;

  • Италия;

  • Кипр;

  • Латвия;

  • Литва;

  • Люксембург;

  • Мальта;

  • Нидерланды;

  • Польша;

  • Португалия;

  • Румыния;

  • Словакия;

  • Словения;

  • Финляндия;

  • Франция;

  • Хорватия;

  • Чехия;

  • Швеция;

  • Эстония.

Для стран вне ЕС:

  • Албания;

  • Ангилья;

  • Великобритания;

  • Британские Виргинские острова;

  • Гибралтар;

  • Джерси;

  • Канада;

  • Норвегия.

прочитать весь текст

После начала спецоперации небо от России поспешили закрыть Польша и Чехия. Они решились на этот шаг одними из первых, 25 февраля. За этими государствами последовали другие: уже 27 февраля глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила о закрытии воздушного пространства ЕС для России. По ее словам, над территорией Евросоюза не смогут летать даже частные самолеты бизнесменов из РФ.

Позже под британские санкции попал «Аэрофлот». Власти страны запретили его самолетам садиться на территории Великобритании. Также страна закрыла свое небо для частных самолетов олигархов.

еще по теме:
Прощайте, Boeing и Airbus
Технологические санкции Запада могут оставить Россию без зарубежных самолетов
Авиация

В МИД РФ напомнили, что находящимся за рубежом россиянам, особенно в странах, где уже закрыто или планируется закрытие авиасообщения с Россией, нужно скачать приложение «Зарубежный помощник». Оно позволяет связаться с внешнеполитическим ведомством и узнавать о произошедших или прогнозируемых ЧС в стране пребывания.

Закрытое небо: для России

Страны, закрывшие небо для российских самолетов:

  • Австрия;

  • Албания;

  • Бельгия;

  • Болгария;

  • Великобритания;

  • Германия;

  • Дания;

  • Ирландия;

  • Исландия;

  • Италия;

  • Латвия;

  • Литва;

  • Нидерланды;

  • Польша;

  • Румыния;

  • Словения;

  • Финляндия;

  • Чехия;

  • Швеция;

  • Швейцария;

  • Эстония.

прочитать весь текст

Когда страны ЕС ввели первые ограничения, крупнейшие российские авиакомпании начали искать подходящие маршруты их облета. По словам источника РБК в группе «Аэрофлот», по большинству направлений увеличение времени в пути составит от 15-20 минут, а по некоторым — до одного часа (это касается Турции, Египта и Греции).

Никак без банкротств

Закрытие неба России и для России в большей степени отразится именно на европейских странах, считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. По его словам, условные Германия, Франция или Великобритания не могут закрыть глаза на ответные санкции, как, например, Албания, ведь полеты будут запрещены не только для пассажирских и грузовых судов, но и при транзитных рейсах в Юго-Восточную Азию.

«Европейские авиакомпании уже ощутили разницу», — объяснил эксперт. Он отметил, что теперь пассажирам придется дольше лететь и больше платить, — некоторые рейсы увеличились по времени вдвое. «Запад себя очень сильно наказал», — добавил Гусаров.

Гусаров подчеркнул, что с началом пандемии россияне стали намного реже летать в Европу, однако российские лайнеры не простаивают. «За два года пандемии мы стали много летать по России, а весь пассажиропоток перенесся внутрь страны. Из зарубежных направлений остались популярны только Турция и Египет, поскольку в Европе локдаун следовал за локдауном», — сказал эксперт.

При этом полностью избежать потерь от закрытия воздушных пространств России не удастся, отметил глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев. По его словам, больше всех пострадает провайдер услуг по аэронавигационному обслуживанию, то есть госкорпорация по ОрВД. Также потери понесут российские аэропорты, которые обслуживали транзитные рейсы европейских грузоперевозчиков.

«В Россию летают не только европейские, но и азиатские компании, в отношении которых ограничений нет. Если перевозки у европейцев станут неконкурентоспособными, это значит, что их пассажиров и груз подхватят азиаты», — добавил эксперт. Пантелеев считает, что ужесточение правил перевозок ждать не стоит — напротив, в отрасли сейчас нужно смягчать регулирование.

Между тем, оба эксперта не исключают банкротств российских авиакомпаний. Еще во время пандемии у перевозчиков возник переизбыток воздушных судов и персонала из-за недозагрузок в пандемию, «а сейчас их будет еще больше с учетом долгов», заявил Гусаров.

По мнению Пантелеева, без вмешательства властей и масштабной господдержки довольно сложно обеспечить деятельность компаний. Однако помощь могут получить не всем. «Те компании, которые специализируются на международных туристических перевозках, явно будут не в приоритете с точки зрения правительственной поддержки», — отметил эксперт.

Некоторые компании, по его словам, получат помощь от регионов. «Но факт остается фактом: сложнее всего будет простым рыночным игрокам без каких-либо связей в устойчивой отрасли», — заключил Пантелеев.