Русское золото ссорит американцев
ВОПРЕКИ расхожему мнению, отнюдь не все банки-нерезиденты уходят из России. Некоторые, напротив, усиливают свое присутствие. Так, на днях зампред ЦБ Александр Турбанов вручил свидетельство о государственной регистрации гендиректору ЗАО «Дж. П. Морган Банк» Жану Факону. Как сообщил г-н Факон , в течение следующего месяца «Дж. П. Морган Банк» надеется получить лицензию на осуществление банковских операций.
Появление «дочки» столь мощной банковской корпорации, как J. P. Morgan, и в иные времена было бы весьма неординарным событием. Что уж говорить о нынешних! Тем более если в числе кредиторов российского правительства J. P. Morgan занимает отнюдь не последнее место. А на фоне угрозы дефолта по внешним долгам России этот банкирский дом по идее должен был надолго потерять интерес к «одной шестой части суши». И вряд ли докризисное намерение открыть здесь дочерний банк (еще в мае прошлого года Москву посетила делегация топ-менеджеров банка, визит которых был связан как раз с готовящимся открытием российской «дочки» и сопровождался масштабной PR-акцией - выставкой рисунков из коллекции банка в Пушкинском музее) могло помешать J. P. Morgan пересмотреть свою политику. В конце концов пересмотрели же многие другие западные банки стратегию по отношению России. В частности, Goldman Sachs, помпезно открывший минувшим летом представительство в России (по случаю этого события в Москву прилетал даже экс-президент США Джордж Буш, а на торжественный вечер в Колонном зале Дома Союзов был приглашен Виктор Черномырдин), сейчас практически приостановил свою деятельность на территории России. А еще один крупный партнер России - инвестиционный банк Merrill Lynch провел значительные сокращения в департаменте, курирующем восточноевропейский блок.
Вместе с тем трудно заподозрить J. P. Morgan в альтруизме или в патологическом оптимизме. По всей видимости, что-то все же вселяет в наследников «барона-разбойника» уверенность в том, что учреждение г-на Факона не останется без работы. (Хотя сам г-н Факон заявил: «В среднесрочной перспективе мы не видим существенных возможностей для развития бизнеса в России, в связи с чем наша активность будет довольно низкой».)
Не исключено, в частности, что J. P. Morgan заинтересовался российским золотом. Косвенным подтверждением данной версии может служить широко цитировавшаяся отечественными СМИ публикация американской газеты Journal of Commerce о том, что Republic National Bank of New York предложил правительству России проект авансирования золотодобычи в нынешнем году и экспорта 60% произведенного металла за рубеж. Согласно этому проекту российский филиал RNB должен получить разрешение властей на вывоз в нынешнем году золота на сумму до $500 млн (по нынешним ценам это соответствует примерно 50 т металла). При этом особо подчеркивается, что «Рипаблик Нэшнл Бэнк оф Нью-Йорк (РР)» имеет лицензию на покупку и экспорт драгметалла из России.
Вполне возможно, что J. P. Morgan считает себя не менее достойным претендентом на реализацию российского золота, чем RNB. По крайней мере он гораздо активнее работал с российским правительством. Оно ему больше задолжало. Стало быть, он вправе рассчитывать на компенсацию. Кроме того, «дочка» J.P. Morgan по определению не обременена проблемами «дочки» RNB («Рипаблик Нэшнл Бэнк оф Нью-Йорк (РР)» входит в число банков с наибольшим отрицательным капиталом, что свидетельствует о солидных балансовых убытках).
Поэтому г-ну Жану Факону нужно, видимо, только добиться получения для своей конторы «золотой» лицензии.