Top.Mail.Ru
рынки

Рыба высокой культуры и низкой доступности

Фото: 123rf / Legion-Media Фото: 123rf / Legion-Media

Около десяти лет назад в России появилось законодательство, регулирующее «водное фермерство». Однако развитие аквакультуры пока не привело к тому, что рыба вошла в рацион россиян. Почему — разбиралась «Компания». 

Сотни лет «рыбных пастбищ»

Строго говоря, отечественная история рыбоводства началась еще в 12-м веке, когда при монастырях рыли пруды и запускали туда рыбу «на вырост». А вот создание первого отечественного рыбоводного предприятия датируется уже серединой 19-го века — Никольский рыборазводный завод имени В.П. Врасского действует по сей день, занимаясь с 1854 года воспроизводством и акклиматизацией ценных промысловых пород рыб.

Но если полтора с лишним века назад рыбоводы уделяли основное внимание речным обитателям, то современные «водные» фермеры взращивают наряду с рыбой и различные морепродукты — от креветок и гребешка до морских ежей. Правила игры на этом рынке устанавливает федеральный закон об аквакультуре, принятый в 2013 году. Что же произошло за десять с лет с момента начала действия профильного законодательства?

Новая отрасль растет и развивается: с 2014 года показатель производства в сегменте аквакультуры вырос в 2,5 раза, а к 2023 году объемы достигли 402 тысяч тонн продукции.

Как рассказали «Компании» в Рыбном союзе, сейчас основные объемы рыбы и морепродуктов выращиваются в Северо-Западном федеральном округе — примерно 140 тысяч тонн. Согласно расчетам аналитического центра Рыбного союза, отметку в 85 тысяч тонн превысил в 2023 году «рыбный урожай» в Южном федеральном округе, а на Дальнем Востоке «уловы» составили более 80 тысяч тонн. Показатели ЦФО и СКФО сопоставимы — около 30 тысяч тонн, Приволжский федеральный округ обеспечил менее 15 тысяч тонн продукции аквакультуры, на Урале и в Сибири вырастили по 7-8 тонн рыбы.

Где ловят, там и выращивают

Если говорить о конкретных регионах, то к основным центрам аквакультуры относят Мурманскую область (свыше 80 тысяч тонн продукции по итогам прошлого года) – в акватории Баренцева моря в основном культивируют семгу. Карелия по понятным причинам поставляет форель (около 40 тысяч тонн продукции в 2023 году), а Приморский край (более 65 тысяч тонн) и Сахалин (порядка 18 тысяч тонн) последовательно специализируются на выращивании морепродуктов.

Аквакультурные результаты Краснодарского края и Ростовской области — по 30 тысяч тонн продукции, с 20 тысячами тонн от них немного отстает Астрахань. Как отмечают эксперты, активно растет производство в регионах Северного Кавказа — Северной Осетии – Алании, Дагестане и Кабардино-Балкарии. В целом за последние 8-9 лет в различных регионах началось освоение нескольких тысяч рыбоводных участков.

«Аквакультура (выращивание рыбы и других гидробионтов) относится к сельскому хозяйству, и за последние годы на этот сектор были распространены различные меры господдержки. Кроме того, было распределено значительное количество рыбоводных участков между инвесторами (и крупными, и малыми). Это, а также фактор импортозамещения, поддержали развитие аквакультуры», — поясняет председатель Рыбного союза Александр Панин.

К основным мерам государственной поддержки отрасли можно отнести субсидируемые кредиты и частичную компенсацию капитальных затрат на строительство (либо модернизацию) предприятий по выпуску кормов.

Равнение на внутренний рынок

В видовой структуре производства товарной аквакультуры основной объем закономерно приходится на лососевые виды рыб — аналитики Рыбного союза оценивают производство форели и семги за 2023 год на уровне 158 тысяч тонн. Немногим менее, примерно 140 тысяч тонн продукции представлено карповыми (собственно карпы, а также сазаны, амуры, толстолобики, лини и другие). Производственные итоги марикультуры — около 84 тысяч тонн ценных морепродуктов, включая устриц и мидий, гребешков и иглокожих. Достаточно скромным на этом фоне выглядит производство осетровых (около 7 тысяч тонн) и сиговых (около 3 тысяч тонн).

«В силу развитого морского промысла, аквакультура занимает небольшую долю в общих отечественных рыбных ресурсах — около 7%. Для сравнения, промышленный вылов рыбы в 2023 году достиг 5,3 млн тонн. Но если из объема вылова 2,2 млн тонн рыбы, морепродуктов и рыбной продукции было направлено на экспорт (в пересчете на сырец это уже 3,7 млн тонн), то продукция аквакультуры потребляется в основном на российском рынке. Исключение — небольшой объем продукции осетроводства, которая экспортируется», — уточняет Александр Панин.

«Если говорить о мировом рынке рыбы, то к аквакультуре относится порядка 50% от его общего объема. Почему так получается? Аквакультура позволяет получать прогнозируемые объемы и качество товарного сырья в любое время года, а это очень удобно для розницы и для потребителя. При этом рыба, выращенная в искусственных условиях, не только дешевле, но и удобнее в переработке», — напоминает генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова.

По ее оценке, развитие отрасли существенно тормозило то, что сырье для аквакультуры было преимущественно импортным. Сейчас ситуация выправляется. В продукции искусственного выращивания эксперт видит большой экспортный потенциал, «тем более что у России создан имидж страны, которая не только добывает рыбу, но и умеет ее перерабатывать». Но пока, считает Марина Петрова, российским предприятиям еще есть чему поучиться у белорусского производителя, «выпускающего под брендом “Санта-Бремор” востребованные и интересные продукты».

Улов или ферма?

В Рыбном союзе напоминают, что российская аквакультура сейчас переживает стадию становления: появляются и укрупняются предприятия, приходят новые инвесторы, формируется нормативная база, разрабатываются, внедряются и адаптируются новые технологии. В частности, теплолюбивые виды гидробионтов — тех же креветкок ваннамей или  тилапию — могут выращивать в установках замкнутого водоснабжения. Рыбоводы уже давно взаимодействуют с крупнейшим отраслевым НИИ — Всероссийским научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства и океанографии, разработки также ведутся в отраслевых университетах в российских регионах. Важной особенностью аквакультуры можно, пожалуй, назвать ее независимость от состояния естественных популяций, диктующего те или иные сценарии рыболовам.

Можно и нужно ли противопоставлять промысловую рыбу и выращенную? Сами представители отрасли «только приветствуют развитие сырьевой базы» и напоминают, что расширение ассортимента позитивно сказывается на доступности ценного продукта питания, а объекты аквакультуры не составляют конкуренции продукции морского промысла, поскольку рынку нужна и та, и другая продукция.

Кому рыба по карману

По некоторым подсчетам, среднестатистический россиян в год съедает около 12 кг рыбы — это существенно меньше рекомендованных Минздравом 28 кг. В одном из последних «рыбных» опросов ВЦИОМ, проводимых раз в несколько лет, респонденты напрямую увязывали потребление рыбы с уровнем материального благополучия: социологи установили, что раз в неделю либо чаще приобретают данный продукт в основном те, кто «может позволить себе купить автомобиль». Одновременно выяснилось, что с 2018 по 2023 год серьезно снизилась интенсивность потребления рыбы: регулярно употребляют ее в пищу только 42% опрошенных.

На практике действительно получается, что рыбаки бьют рекорды по уловам, но рыба при этом не дешевеет. В стоимость продукции на потребительском рынке, наряду с другими компонентами, закладываются и серьезные затраты на логистику. В результате добытая на том же Дальнем Востоке рыба доезжает до покупателей в центральной России, однако реализуется по ценам, превышающим стоимость не только птицы, но и некоторых видов мяса.

Сейчас транспортная субсидия распространяется на железнодорожные перевозки рыбной продукции из минтая — всего лишь одного из промысловых видов рыб Дальнего Востока. Но в ближайшей перспективе меры поддержки могут распространиться на дальневосточные лососевые рыбы и сардину иваси. Кабинету министров до 15 апреля предстоит принять решение о предоставлении из федерального бюджета соответствующих субсидий, позволяющих улучшить ситуацию с доставкой сырья переработчикам в других регионах и сделать рыбу более доступной для потребителей.