Рыночная экономика для избранных
Россия, как известно, недавно и почти случайно стала страной с рыночной экономикой. И это радует и даже вдохновляет. Поэтому никого не должен удивлять тот естественный факт, что цены для потребителя определяют не только и даже не столько затраты, сколько рыночная стоимость. И все в этой связи в российской экономике просто здорово. Особенно полная независимость розничной цены от себестоимости. Всем рынкам рынок. Есть, правда, еще некоторые шероховатости вроде нелепой идеи государственного регулирования цен естественных монополий. Регулирования, правда, особого нет, но, поскольку так положено, некоторое неудобство остается. Вот возьмем цены на энергоносители.
На днях правительство обсуждало вопрос подготовки к зиме. Надо сказать, что редко какому кабинету приходится заниматься столь важными и системными вопросами. В западных странах это как-то не принято. Почему – сказать трудно. А там, где состояние экономик и политических систем вроде бы позволяет вплотную заняться подобной сверхзадачей, чаще всего не бывает зимы. Вот и остаемся мы один на один со своими проблемами, без возможности опереться на западный опыт. То есть кое-где, может, и можно было бы опереться: например, в больших городах вместо котельных с вечно лопающимися теплотрассами устанавливать мини-котельные на каждый дом, поскольку с газопроводами все проще и они выходят из строя несравнимо реже. Но пока то ли денег нет, то ли еще чего недостает. Что касается угольных котельных, то в больших городах их рано или поздно все равно заменят на газовые (до нахождения еще более современных энергоисточников) – хотя бы просто по экологическим соображениям, несмотря на возможное личное неудовольствие угольного губернатора Амангельды Тулеева.
Так вот, обсуждает кабинет подготовку к зиме, и заботит его тот факт, что мазута заготовлено недостаточно (так и видишь, скажем, Тони Блэра, потрясающего с трибуны вопиющим документом о недостатке запасов мазута для котельных Лидса в количестве сорока тонн). Мазута, конечно, в России полно, да вот денег на местах нет, чтобы купить, поскольку цена на него увеличилась почти в два раза. Минэнерго заявило, что нефтяные компании договорились о повышении цен на внутреннем рынке, и предложило ввести для нефтяников балансовые задания по поставкам на внутренний рынок до 80% производимого мазута. Мера не сильно рыночная, но имеет некоторую мотивацию.
А пострадавшая от дорогого мазута сторона – РАО «ЕЭС» должно получить государственную ссуду на его приобретение. Отдать, пожалуй, будет чем. Особенно если, к примеру, закупать электроэнергию у независимого производителя, какой-нибудь ГЭС или ГРЭС, скажем, по пять копеек за киловатт, а продавать по восемьдесят – девяносто. Все, как говорится, сходится. Только и само РАО, надо сказать, не дремлет. И не дремлет очень даже бойко. Пока нефтяников осуждают за картельные цены, электрический монополист тихо, но неуклонно повышает свои тарифы. Министерство по антимонопольной политике не в силах проверить, насколько это обоснованно (как, впрочем, и все остальные граждане и организации), потому как у него времени нет. Означенный государственный орган неустанно борется с рекламой клинского пива. Что понятно, поскольку, если подготовиться к зиме не удастся, одним пивом не спасешься.
Заметим, однако, что если энергетиков в их усилиях по повышению тарифов не остановить, то знаменитая проблема по поводу того, кто пойдет за «Клинским», будет решена простым ответом: никто не пойдет, потому что не на что. Кроме того, энергетики придумали схему, по которой потребители будут получать счета к оплате с уже проставленной суммой, рассчитанной исходя из среднемесячного потребления этих самых киловатт/часов. А потом кто недоплатил – доплатит, а кто переплатил – получит разницу. Хорошая идея. Есть только некоторые сомнения. Ну насчет того, чтобы с государственной организации (а РАО хоть и акционерная, но компания с государственным участием) что-то получить обратно – это отдельный разговор. Но вот если счета будут приходить с несколько завышенными суммами, энергетики получат беспроцентный кредит от населения. А вот это уже мало похоже на принципы рыночной экономики. Если это государственный заем, то непонятно, в связи с какой разрухой он выдается. А главное – только самому Анатолию Борисовичу Чубайсу, видимо, известно, какая цена одного кВт/ч будет заложена в квитанцию. Получается как у Марка Твена, когда его персонаж говорит о том, что он никогда не может сказать, кто выиграет в карты, если не он сам их сдает.