Top.Mail.Ru
бизнес

РЖД вывезет троих

фото: РЖД фото: РЖД

Переориентация товарных рынков привела к росту грузооборота со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Только за семь месяцев 2023 года товарооборот с Азией по сравнению с аналогичным периодом 2022-го увеличился на 50%, составив 25 трлн рублей. Активизация торговли заставляет наращивать темпы строительства и модернизации инфраструктуры на стратегически значимом восточном направлении. Накануне РЖД объявили о старте третьего этапа расширения Восточного полигона, инвестиции в который оцениваются в 3,7 трлн рублей. Пропускная способность должна увеличиться с нынешних 173 млн тонн (показатель на конец 2023 года) до 270 млн тонн в год. Генподрядчиком ключевых объектов третьего этапа, уже названных «Третьим БАМом», стала ГК «Бамтоннельстрой-Мост» («БТС-Мост»).

Три дублера и мост

Договор генерального подряда между ОАО «РЖД» и ГК «Бамтоннельстрой-Мост» был подписан 29 марта этого года. Документ подразумевает разработку проектов и строительство на БАМе четырех объектов: трех тоннелей — второго Северомуйского, второго Кодарского и второго Кузнецовского — и нового железнодорожного моста через реку Амур в Комсомольске-на-Амуре. Первый из них — Кодарский тоннель — планируется ввести в эксплуатацию к концу 2030 года, другие два дублера и мост — до конца 2032-го. Помимо того что все четыре объекта «Третьего БАМа» считаются наиболее крупными и технически сложными по исполнению, что связано с непростыми геологическими и климатическими условиями, они бьют и все прошлые рекорды мегастройки.

«Северомуйский тоннель — самый протяженный в России — 15 км, Кодарский — самый высокогорный на БАМе — 996 м над уровнем моря, а Кузнецовский — самый восточный, мост через Амур — самый крупный на магистрали», — рассказал глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров.

Ранее в ходе декабрьского совещания по развитию Восточного полигона глава государства подчеркнул огромную значимость работы в рамках масштабного комплексного проекта. Президент напомнил, что провозная способность Восточного полигона последовательно расширяется с 2013 года. «В ходе первого этапа было проложено и обновлено свыше 5 тыс. км пути, построены и реконструированы мосты, тоннели, тяговые подстанции и объекты локомотивного хозяйства. В результате в 2021 году провозная способность БАМа и Транссиба выросла до 144 млн тонн в год», — привел данные президент. При этом он отметил, что целевые показатели предусматривали увеличение до 157–168 млн тонн в год.

Некоторые работы в рамках первого этапа продолжаются и сегодня. Стартовавший в 2021 году второй этап рассчитан по 2024-й включительно. Новое строительство при незавершенных предыдущих обусловлено крайней востребованностью восточного направления. Учитывая перспективность того, что загрузка БАМа и Транссиба, как обозначил Владимир Путин, «гарантирована на годы вперед», «нам нужно четко определиться с параметрами третьего этапа развития БАМа и Транссиба — в какие сроки, по каким направлениям и в каком точно объеме будет увеличиваться их провозная способность». Президент поручил правительству РФ и РЖД «обеспечить стыковку планов железной дороги и отправителей грузов, владельцев морских портов, строителей смежной инфраструктуры, включая энергетические мощности и сети, а также развитие пограничных переходов». Также он призвал «не только добиваться поставленных ориентиров, но, что называется, закладывать резервы мощности, чтобы при необходимости в сжатые сроки с небольшими затратами расширить возможности железных дорог».

Объекты вперед

Поручение президента, давшее оперативный старт «Третьему БАМу», паспорт которого накануне был одобрен на заседании комиссии Госсовета по направлениям «Транспорт», «Энергетика» и президиума правительственной комиссии по транспорту, — это и ответственность, и определенный вызов, учитывая сложные условия беспрецедентного давления со стороны коллективного Запада. Однако, как заверил министр транспорта РФ Виталий Савельев, «проект будет реализован на высочайшем техническом уровне и в установленные сроки», а подписание соглашения с «БТС-Мост» назвал «новым этапом в развитии транспортной инфраструктуры». РЖД имеют огромный опыт работы в условиях санкций и на протяжении последнего десятилетия применяют самые современные рыночные инвестиционные механизмы при реализации крупных инфраструктурных проектов.

В свою очередь, структура Руслана Байсарова обладает необходимыми инженерными компетенциями, накопленными за десятилетия на стройках не только БАМа, но и других знаковых проектов, таких как мост на остров Русский, арктический морской порт Сабетта и других, что позволило компании взять финансирование новых объектов на себя. Соглашение с РЖД подразумевает новый для перевозчика тип договора в формате EPCF-контракта (Engineering, Procurement, Construction and Financing Contract), который подразумевает рассрочку платежа на проектирование и строительство. Самостоятельное привлечение заемных средств, без бюджетного финансирования, позволит «БТС-Мост» оперативно приступить к работам по объектам. Как пояснили в РЖД, монополия обязуется рассчитаться с генподрядчиком в течение десяти лет после ввода объектов в эксплуатацию, когда инфраструктурные объекты уже начнут работать на экономику и приносить доход. По предварительным оценкам, стоимость работ может составить около 500 млрд рублей.

Гендиректор компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров видит преимущество данного формата, по сути, в отсутствии для исполнителей жестких рамок по финансированию. Как пояснил эксперт, при таком подходе проектирование того или иного объекта возможно вести опережающими темпами и варьировать строительство различных участков по мере появления ресурсов.

Помимо крупных сложных объектов, на магистрали планируется прокладка двух тыс. км новых путей и 1,5 тыс. искусственных сооружений — мостов, тоннелей, водопропускных труб и т. д. В «БТС-Мост» обещают, что с учетом применения новых технологий и современных тоннелепроходческих комплексов им удастся выдержать сроки, которые будут заложены в проекте и нормативных документах. В компании напомнили, что во времена, когда их специалисты только начинали прокладку первого Северомуйского тоннеля, еще не было ни дорожной, ни энергетической инфраструктуры.

Движение на Восток

Проекты, реализуемые в рамках третьего этапа расширения Восточного полигона, — это еще и консенсус с грузоотправителями, которые, как признают сами участники рынка, остались довольны результатом, в паспорте были учтены их пожелания по совершенствованию логистики. Эксперты признают, что инвестиций потребуется гораздо больше по сравнению с предыдущими этапами, но не видят сложностей с загрузкой инфраструктуры товарами на экспорт, за счет чего и планируется возмещать затраты. По мнению Бурмистрова, чтобы нарастить доли логистики на мировом рынке, необходимо «эффективно и рентабельно поставлять на экспорт широкий спектр видов продукции». До сих пор наибольшая загрузка Восточного полигона приходится на уголь. Но, как объясняет эксперт, если сегодня его добыча сокращается именно из-за логистических проблем, то «активное развитие возобновляемой энергетики в целом ставит определенные и понятные ограничения на поставки угля на мировой рынок», и после 2040–2050 годов «эти поставки будут неизбежно значительно сокращаться». «В этой ситуации очень важно за эти 20 лет, которые пройдут с момента завершения объектов третьего этапа, осуществить окупаемость инвестиций, чтобы в дальнейшем активно конкурировать на объективно сжимающемся рынке угля», — считает Бурмистров.

Наращивание пропускной способности модернизируемого участка будет вестись постепенно. По словам Белозерова, объем перевозки в 210 млн тонн в год будет достигнут в 2030-м, 270 млн тонн — в 2032-м, «это практически 90 млн тонн прироста». Глава РЖД напомнил, что пропускная способность первого БАМа составляла 29 млн тонн.

Строительство Байкало-Амурской магистрали являлось одним из крупнейших наряду с Каракумским каналом и Транссибом, инфраструктурным проектом в истории СССР. Его реализация началась в 1974-м. Текущий год является юбилейным. «Символично, что в год 50-летия БАМа мы даем старт проектированию и строительству четырех ключевых инфраструктурных объектов, — заявил на подписании исторического договора Безозеров. — У нас нет того практически бесконечного ресурса, который был у Советского Союза, но сегодня мы обладаем уникальными технологиями и компетенциями, которые позволят нам с уверенностью сказать —“Третий БАМ” будет построен в срок, при этом на высочайшем уровне надежности и безопасности».

После окончания в 1984 году первого этапа последовал долгий перерыв. Процесс удалось запустить только в 2013-м. В этом году будет завершен второй и начнется третий этап модернизации магистрали, который, как заверяют в РЖД, ознаменуется реализацией проектов на БАМе, превосходящих советский период по сложности, объему и беспрецедентности темпов работ. Во время обсуждения паспорта инвестпроекта первый вице-премьер Андрей Белоусов охарактеризовал документ как «геостратегический», связывающий «два центра силы, Россию и Китай». Он подчеркнул, что при его реализации будет проложен «важнейший путь — выход России к океану». «В условиях, когда происходит переориентация транспортных потоков, меняется экономическая ситуация, на первый план могут выйти северные порты Мурманска, Архангельска и выход к океану на востоке», — заявил первый вице-премьер.

Конечным результатом модернизации БАМа и Транссиба в целом, как призвал президент РФ, должно стать «своевременное наращивание провозной способности магистралей в интересах всей страны, всех наших регионов, всей отечественной экономики». На стройке уже задействованы свыше 30 тыс. специалистов, а товарооборот с Китаем, стратегическим торговым партнером РФ на восточном направлении, по итогам 2023 года превысил 200 млрд долларов. Сегодня 60% российского экспорта переориентируется и направляется именно в азиатские страны.