Top.Mail.Ru
архив

С милым рай и в ММБ…

Опасность наступления иностранцев на российский рынок финансовых услуг, о котором отечественные банкиры твердили с начала 90-х годов, становится реальностью. Именно так некоторые наблюдатели расценили известие о предстоящем поглощении Международным московским банком российской «дочки» австрийского Bank Austria Creditanstalt. Точнее, об их «помолвке», ведь решение это (по неофициальным сведениям, давно принятое крупнейшим акционером первого банка и 100-процентным акционером - второго) еще требует формального одобрения прочих акционеров. Если это одобрение будет получено, ММБ, став окончательно иностранным банком, окажется в первой пятерке крупнейших российских финансовых институтов.

 

Надо сказать, что новость эта породила как массу слухов и домыслов, так и ряд вполне закономерных вопросов. Почему слияние и почему под маркой ММБ? Зачем вообще отказываться от одного из двух столь «раскрученных» на российском финансовом рынке брэндов? Что мешает фактическому владельцу ММБ (напомним, что у Bayerische Hypo- und Vereins - 41% акций ММБ) сохранить и московскую «дочку» приобретенного в прошлом году Bank Austria AG?

Как известно, оба института по-своему уникальны. Появившийся в 1989-м ММБ - первый отечественный банк с преобладающей долей иностранного капитала. Банк Австрии Кредитанштальт (Россия) - первый российский 100-процентный «иностранец»: в 1990 году он начинал как филиал Bank Austria, а с 1998-го действует как дочерняя кредитная организация.

«Международный Московский», несмотря на известную критику за неповоротливость (помните, в середине 90-х на рынке обслуживания внешнеторговых операций банк Владислава Судакова стали теснить молодые тигры, прежде всего - ОНЭКСИМ), доказал со временем, что на нестабильном российском рынке такой стиль поведения является едва ли ни единственно верным.

Забавная деталь: одним из первоначальных учредителей ММБ выступал австрийский Creditanstalt-Bankverein. Тот самый, который позже, после объединения с Bank Austria AG, вышел из числа акционеров ММБ. Как известно, между пайщиками «Международного Московского» еще при учреждении банка было заключено джентльменское соглашение: если кто-то обзаводится собственным бизнесом в России, он свою долю в ММБ продает. Дабы избежать «конфликта интересов». Так поступил и Credit Lyonnais, открывший в 1991-м в Питере Креди Лионэ Русбанк. И «обновленный» Bank Austria Creditanstalt (российский Банк Австрии к моменту объединения двух «австрияков» уже существовал). И вот теперь разлученные родственники, кажется, встретятся снова…

Хотя официально участники процесса (во всяком случае, одна из сторон) стараются говорить о слиянии лишь гипотетически. Как сообщили в ММБ, решение - за акционерами. Правда, неофициальные источники утверждают, что баварской стороной все было решено еще в конце прошлого года. Тут, правда, возникает еще один вопрос: если это действительно так, то зачем было Банку Австрии продолжать программу открытия в Москве новых ритейловых отделений (одно из них появилось в канун 2001 года на 1-й Тверской-Ямской улице)? Зачем, если всё, включая работу с частными вкладчиками, уходит «под ММБ»?

По слухам, это своего рода протест руководства Банка Австрии по поводу решения о его фактическом аншлюсе «Международным Московским». Говорят, пару недель назад основателя и бессменного руководителя банка Михаэля Франца пригласили в Вену, где он и его новые работодатели решили далее совместным бизнесом не заниматься…

Примечательно, что «утечка» информации о принятом уже решении о слиянии двух столичных банков также произошла с австрийской стороны. Некоторые наблюдатели так расценили это обстоятельство: если согласиться с тезисом, что австрийский банк с рынка уходить не хочет, то можно предположить, что разглашение информации о готовящейся сделке - последний шанс как-то воспрепятствовать процессу поглощения. Ведь это в Европе банки сливаются по накатанной схеме: минимизация расходов, включая ликвидацию дублирующихся подразделений, сокращение персонала и т.д. В России же банковское слияние – диковинка. Общественный резонанс, реакция регулирующих органов опять же… Глядишь, в Мюнхене и Вене задумаются.

Да, кстати, о минимизации (вернее - оптимизации) расходов. В данном случае согласитесь, особо ничего не сэкономишь: по бизнесу банки мало в чем пересекаются (разве что в сопровождении своих традиционных клиентов; в случае с ММБ - в сопровождении бизнеса клиентов своих иностранных акционеров в России). Скажем, признанный «конек» австрийцев - работа с физическими лицами до последнего времени находилась на обочине интересов «Международного Московского» (хотя 1,5 млрд «частных» рублей банк все-таки привлек).

Заметим: понесут ли россияне столь же активно свои сбережения в ММБ, как они делали это на протяжении последнего года в случае с Банком Австрии - вопрос пока еще открытый. Ни для кого не секрет, что и в случае с «Гаранти Банк-Москва», и с Райффайзенбанком частники «клюют» на иностранное происхождение этих российских кредитных учреждений. Которое видно невооруженным взглядом. А вот разглядеть «иностранную сущность» ММБ обыватель (как-никак, а на обывателя «Международный Московский» никогда сориентирован не был) сможет, только изрядно постаравшись…

Но вернемся к тому, с чего начали: что побудило Bayerische Hypo- und Vereins пойти на прибыльный в перспективе, но весьма затратный поначалу шаг? Чем можно компенсировать потерю одного из двух брэндов?

Кто-то уже делает прогнозы о начале «реального банковского наступления» нерезидентов. Действительно: на бумаге получается так, что в случае объединения ММБ и Банка Австрии в России появится универсальный банк, входящий в пятерку банков по размеру привлеченных средств населения (спасибо австриякам). Банк явно претендует на место в лидирующей группе отечественных кредитных организаций по размеру и качеству активов. Обновленный ММБ может составить серьезную конкуренцию в области обслуживания участников внешнеторговой деятельности даже таким признанным грандам, как Внешторгбанк и Внешэкономбанк. И, наконец, еще одна немаловажная деталь: до сих пор российские «дочки» именитых западных «родителей» довольствовались весьма скромными местами в российской банковской системе. Взять, скажем, столичный Дойче Банк: 16-я позиция в рейтинге крупнейших по размеру собственного капитала (на российском рынке частных вкладов, к слову, дитя Deutsche и вовсе незаметно). Инг Бэрингс - середина третьего десятка, Чейз Манхеттен Банк Интернэшнл - начало четвертого. Кстати, Банк Австрии пока тоже не поднимался выше тридцатого места. Теперь же (на сей раз - спасибо уже ММБ) новый банк вполне может рассчитывать на место едва ли ни в первой пятерке. Здорово, правда?

Однако вспомним, что реально на объединение могут уйти месяцы и даже годы. А ведь в процессе слияния кто-то из акционеров еще может и отыграть назад…

Один из вполне реальных с нашей точки зрения резонов - благодаря слиянию укрепятся позиции баварцев в «новом» ММБ. Не секрет, что после обмена акций Bayerische Hypo- und Vereins сможет стать не только крупнейшим акционером ММБ, но и получить над ним контроль. Как известно, второй по размеру пакета иностранный акционер ММБ - скандинавская Merita контролирует 20,5% и, по слухам, продавать его пока не собирается. Хотя в принципе это не так уж и много: даже Eurobank имеет пакет в 22,1%. Но контроля у Bayerische Hypo- und Vereins все-таки нет. Получить его теоретически можно. Скажем, выкупив акции у EBRD или у Сбербанка РФ. А еще можно слить ММБ со своей 100-процентной «дочкой» … Право такой версии на существование косвенно подтвердил источник в самом ММБ, отметивший, что сейчас стороны ищут «приемлемые коммерческие условия, правильную цену». На просьбу пояснить последний тезис собеседник ответил: «При слиянии активов надо определиться по стоимости одного банка по отношению к другому. Если кто-то из акционеров нынешнего ММБ захочет сохранить свою долю и в ММБ обновленном, им придется выкупить долю у Bayerische Hypo- und Vereins».

Есть еще один вариант - точнее, предположение, - исходя из которого слияние двух банков сыграло бы на руку баварцам.

Если по тем или иным причинам Bayerische Hypo- und Vereins решит от своих российских активов избавиться, конечно же, баварцам будет выгоднее продавать их в пакете. 

Еще по теме