Top.Mail.Ru
бизнес

«Сапсан» расправит сети

 Фото: РЖД Фото: РЖД

Поезда «Сапсан» к 2026 году могут обеспечить высокоскоростным интернетом. Для этого «ТрансТелеКом» и дирекция скоростного сообщения РЖД планируют развивать сеть Radio-Ethernet со скоростью около 300 Мбит/сек на весь поезд. Эксперты сомневаются, что сервис будет пользоваться спросом. Многим пассажирам на такой сравнительно короткой дистанции вполне хватит возможностей смартфона. Однако на более длительных маршрутах у железнодорожного интернета есть шансы на успех. 

«Сапсан» включат в сеть

Для поездов «Сапсан», курсирующих между Москвой и Санкт-Петербургом, тестируют высокоскоростной интернет. Об этом в интервью РИА «Новости» сообщил глава дирекции скоростного сообщения РЖД Антон Петров. Для реализации инвестиционного проекта уже готовится документация. Ожидается, что к 2026 году пассажиры смогут использовать интернет на всем протяжении главного хода.

Проект курирует «дочка» РЖД — «ТрансТелеКом». Испытания прошли на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в Щербинке, и пропускные способности оказались «достаточно высокими». Тестировали технологию и по маршруту следования «Сапсанов». Для этого на поезда установили дополнительное оборудование. 

«В ходе тестовых испытаний на опытном полигоне РЖД в Тверской области нам удалось достичь средних параметров передачи данных до 320 Мбит/сек (на один поезд. — Прим. ред.) при движении поезда «Сапсан» со скоростью до 220 км/ч. Все оборудование, использованное в процессе испытаний [радиомодули, антенны, маршрутизаторы трафика и коммутаторы], российского производства и обладает высоким качеством и низким энергопотреблением», — рассказали «Компании» в пресс-службе «ТрансТелеКома». 

Интернет без башен

На этапе запуска проекта рассматривались LTE, 5G и микроволновая передача данных, поделились деталями в пресс-службе «ТрансТелеКом». 

При изучении каждой технологии учитывалась совокупность факторов: наличие работоспособного оборудования российского производства, возможность его размещения на высокоскоростных поездах, а также решения Госкомиссии по радиочастотам, позволяющие получить необходимые полосы частот рядом с железной дорогой.

Максимальная скорость передачи данных для технологии Radio-Ethernet превышает 600 Мбит/сек. Среди других преимуществ — миниатюрность антенн. Каждая весит почти 700 граммов, что значительно меньше других устройств, применяемых в сотовой связи. «Это позволяет не строить дорогостоящие антенно-мачтовые сооружения, размещая антенны на имеющейся инфраструктуре или устанавливая дополнительные недорогие опоры», — объяснили в Транстелеком. 

Интернет «разольют» по составу

Для проекта в будущем необходимо построить волоконно-оптическую линию связи и разместить оборудование вдоль железнодорожных путей на уровне высоты подвижного состава.

При успешности «пилота» будут прорабатываться и другие востребованные маршруты, добавили в дирекции скоростного движения.

«Сегодня воплощение проекта рассматривается только на участке Москва — Санкт-Петербург Октябрьской железной дороги протяженностью 650 км (это и есть «главный ход». — Прим. ред.), где курсируют высокоскоростное поезда “Сапсан”, а также скоростные поезда “Ласточка” и “Невский экспресс”», — уточнили «Компании» в дирекции скоростного сообщения РЖД.

Идет работа по расчету экономической модели проекта, с тем чтобы минимальная стоимость услуги для пассажира, к примеру, была сопоставима с заказом чая или кофе, добавили в организации. 

Сотовой связи — вагон

Чтобы интернет в «Сапсанах» был стабильным на протяжении 700 км, необходимо протянуть оптику вдоль железной дороги, расставить радиооборудование, что очень затратно, уточнил аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

По его подсчетам, срок окупаемости может достигнуть 8–9 лет, не считая стоимости обслуживания сетей и ремонта оборудования. С учетом этих факторов она может растянуться до 15–20 лет.

Эксперты полагают, что на таком достаточно коротком по времени маршруте аудитория может быть сведена к минимуму при платности сервиса.

«При скорости 320 Мбит/сек на весь поезд скорости передачи данных будут зависеть напрямую от количества подключенных абонентов. Вряд ли при таком делении трафика даже деловые люди смогут комфортно использовать интернет, скажем, в ноутбуке для составления презентаций или посещении интернет-страниц. Скорее всего, они будут делиться LTE со смартфонов на устройство. Такая услуга у некоторых операторов платная, но может быть в разы дешевле, чем готовящееся предложение железнодорожников», — считает технологический обозреватель Марина Эфендиева.

Даже затраты в 300 рублей за четыре часа за эту услугу будут соизмеримы для многих с ежемесячной оплатой по тарифу мобильного оператора. По этой причине ошеломляющего спроса у новой услуги не будет. К тому же, продолжает Эльдар Муртазин, в бизнес-классе Wi-Fi бесплатен по умолчанию.

С ним соглашается и телеком-аналитик, ведущий Telegram-канала @abloud62 Алексей Бойко. Более или менее интересной в платном режиме эта услуга была бы для пассажиров поездов дальнего следования.

«Однако как раз им РЖД ее вряд ли сможет предложить, учитывая необходимые инвестиции. Интернет в поездах дальнего следования разумно было бы обеспечить с помощью спутниковых подключений с использованием LEO или VLEO-платформ», — продолжил эксперт.

Алексей Бойко считает, что только в этом случае будет обеспечено близкое к 100% покрытие территории российских железнодорожных маршрутов, и на каждом отдельном маршруте не потребуется городить огород из микроволновых приемопередатчиков.