Top.Mail.Ru
архив

Сделать лицо

07.10.201300:00

За тональный крем, водостойкую тушь, карандаш для бровей, компактную пудру и накладные ресницы современные женщины должны благодарить в том числе и выходца из царской России по имени Макс Фактор.

история бизнеса, история успеха, Макс Фактор, Max Factor
Он же популяризировал сам термин "макияж", до этого считавшийся неуместным в обществе приличных дам. Макс Фактор вышел на американский косметический рынок в середине 1920-х, вслед за Хеленой Рубинштейн и Элизабет Арден (тоже, кстати, эмигранток), но, в отличие от них, проложил путь к сердцам покупательниц через киноэкран, изменив - в буквальном смысле - лицо Голливуда.

Достоверно о жизни Макса Фактора до эмиграции известно не очень много. Даже по поводу даты рождения знаменитого визажиста нет единого мнения. Одни утверждают, что он появился на свет в 1872 г., другие - что на пять лет позже. Его отец был то ли раввином, то ли владельцем маленькой продуктовой лавки, то ли рабочим на ткацкой фабрике. Так или иначе, Макс Факторович родился в польском городе Лодзь (территория Польши в то время входила в состав Российской империи) в многодетной еврейской семье. Обеспечить образование всем детям родители были не в состоянии, и в семь лет Макс начал продавать в антрактах орехи и апельсины в фойе оперного театра. В восемь лет мальчик поступил в ученики к аптекарю, потом - к косметологу и мастеру по парикам и за несколько лет овладел ремеслом настолько, что в четырнадцать перебрался в Москву помощником парикмахера и гримера Большого театра.

В восемнадцать Макса Факторовича призвали в армию, и благодаря опыту в аптечном деле он попал в санитарную часть, где прослужил целых четыре года. Вернувшись, молодой человек, не слишком любивший столичную суету, уехал в Рязань и открыл косметическую лавку, где торговал кремами, помадой и париками собственного изготовления. Дальше в дело вступил случай. Кто-то из императорской театральной труппы, бывшей в Рязани проездом, привез средства Факторовича в Москву, и не прошло и года, как Макс стал официальным экспертом по косметике императорских театров, а позже и двора императора Николая II.

Востребованность на высшем государственном уровне имела и оборотную сторону: люди, ответственные за безопасность двора, не давали Факторовичу ступить и шагу без сопровождения, и даже жениться царскому визажисту долго не разрешали, так что он оформил брак тайно. Несмотря на почет и сравнительно высокое положение главы семьи, Факторовичи не чувствовали себя в безопасности из-за антисемитских настроений в России, и в 1904 г. Макс с женой и тремя детьми решили по примеру своих родственников эмигрировать в Америку. Для этого пришлось пойти на хитрость. Говорят, что гример сказался больным и, "нарисовав" себе желтый цвет лица, добился разрешения выехать на воды в Карлсбад. Там ему удалось сбежать от охраны и, воссоединившись с семьей, двинуться к новой жизни с неплохим запасом в $40 000. По воле американских иммиграционных служащих Факторовичи сошли на берег в Нью-Йорке уже как Факторы.


На запад

Макс Фактор прибыл в США без знания языка (даже прожив там много лет, он, как утверждают знавшие его люди, говорил на ломаном английском), но зато с верным представлением о рынке. Вместе с семьей он направился прямиком в Сент-Луис, где тогда проходила Всемирная выставка, привлекавшая толпы посетителей. Там он вдвоем с обретенным еще на корабле по пути в Америку деловым партнером, бегло говорившим по-английски, открыл рядом с выставочным павильоном киоск, в котором торговал париками и европейской парфюмерией. Бизнес приносил прибыль, но почти всю ее присвоил себе нечистый на руку компаньон Фактора. Однако уже через год после неудачного старта Максу удалось одолжить денег у родственников и самостоятельно открыть парикмахерскую в Сент-Луисе, где он стал продавать и театральный грим собственного изготовления. А потом его привлек Голливуд, где набирала обороты киноиндустрия, а рынок сопутствующих услуг не был развит.

В 1909 г. Фактор, зарегистрировав Max Factor-and-Company, открыл косметическую лавку в Лос-Анджелесе и стал официальным представителем производителей театрального грима на Западном побережье США, в частности, самого распространенного европейского бренда Leichner, основанного немецким оперным певцом Людвигом Ляйхнером. Грим Leichner представлял собой первый нетоксичный (без свинца) твердый грим разных оттенков в виде карандаша. Фактор расторг контракт с Leichner лишь в 1922 г., когда его без должного уважения приняли в штаб-квартире компании в Германии, заставив несколько часов прождать в приемной. К тому моменту, впрочем, Максу Фактору было с чем выйти на рынок самому.


Грим как крем

Грим в черно-белом кино был практически обязательным условием. Поскольку кинопленка того времени превращала оттенки красного в темные пятна на экране, лица актеров тщательно забеливались. Прибегали даже к кустарным рецептам, смешивая муку с вазелином, крахмал с жиром, а то и наносили на кожу обычную сметану. Такой грим невозможно было наложить тонким слоем, а крупные планы обнажали все несовершенства макияжа. Макс Фактор хорошо знал об этой проблеме, и в 1914 г. ему удалось предложить ее решение. Он придумал первый профессиональный тональный крем с 12 оттенками, не засыхавший на коже и выглядевший естественно. Первыми новый грим оценили, как ни странно, не женщины, а мужчины. Комики Фатти Арбакль, Бастер Китон и сам Чарли Чаплин, для которых свобода мимики являлась важным условием, были в восторге от жидкого грима. Скоро на новый продукт перешли и другие звезды экрана, а его создатель стал признанным экспертом по макияжу в Голливуде. В 1925 г. Max Factor-and-Co. получила заказ на 600 галлонов (2280 л) тонального крема оливкового оттенка от студии MGM, снимавшей тогда масштабную ленту "Бен Гур". Грим предназначался для представителей американской массовки, которые не должны были отличаться цветом кожи от итальянских актеров - некоторые массовые сцены снимались в Италии.


Папа Фактор

Впрочем, Макс Фактор заработал авторитет в киноиндустрии не только благодаря тональному крему. Он модернизировал и парики, на которые до него шли солома, вата, табачная стружка, козья шерсть. Макс Фактор убедил режиссера вестерна "Муж индианки" Сесиля де Милля в 1913 г. первым в Голливуде использовать в фильме выглядевшие более натурально его парики из человеческих волос. Бюджет не позволял де Миллю купить парики, но Фактор дал их напрокат в обмен на участие в съемках трех его сыновей-школьников: они и попали в кадр, и присмотрели за дорогими париками.

В 1920-х Фактор разработал систему сочетаемости цветов в макияже, названную им "цветовой гармонией". Это была палитра макияжа, соответствующего разным тонам кожи, цвету волос и глаз - для блондинок, брюнеток, шатенок и рыжих. Он также придумал так называемый калибратор красоты - аппарат для измерения параметров лица, сопоставления со стандартами красоты и выявления недостатков, которые и призван был маскировать макияж.

Многие голливудские актеры и актрисы доверяли Папе Фактору не только свои лица, но и актерскую судьбу. Специально для актрисы Филлис Хейвер, снимавшейся до того в дешевых комедиях с размазыванием тортов по лицу, но мечтавшей о ролях женщин-вамп, Макс Фактор изобрел накладные ресницы, что полностью изменило ее актерское амплуа. Глорию Свонсон Фактор превратил в femme fatale, придумав для нее темные тени для глаз и разгладив ее кудрявые волосы. Рудольфа Валентино гример, наоборот, избавил от амплуа злодея, подобрав для него желтый тональный крем, скрывавший темные круги под глазами. Для Дугласа Фербенкса, игравшего много героических ролей с энергичными сценами фехтования, Фактор изобрел устойчивый к поту грим. Джоан Кроуфорд получила от Фактора новый рот - он визуально увеличил ее от природы тонкие губы, проведя контур за пределы естественных границ. Макс Фактор научил Клару Боу красить губы по форме, которая в СССР стала известна как "губы бантиком": нанесенная таким образом помада не растекалась в углах губ под жаром софитов. Для Элис Терри, актрисы шпионской драмы "Наше море" (1926 г.), где были сцены шторма, Фактор разработал первую водостойкую тушь. Познакомившись с чудесами макияжа на съемках, актрисы захотели выглядеть так же хорошо и вне экрана. Мэри Пикфорд, Джин Харлоу и другие кинозвезды стали постоянными покупательницами салона Фактора, что было лучшей рекламой.


"Для звезд и для вас"

Выйти на массовый рынок Макс Фактор решился лишь в 1927 г. под давлением сыновей и после почти 20 лет работы в Голливуде. Отчасти это было связано с тем, что до того времени обычные женщины косметикой почти не пользовались, считая ее чуть ли ни неприличной. Но кинематограф радикально поменял взгляды американок - теперь они хотели быть похожими на кинодив. И макияж Макса Фактора со слоганом "Для звезд и для вас" обещал им это по доступным ценам.

С появлением цветного кино Technicolor возникла новая проблема: лица актеров отражали цвет костюмов и выходили на пленке то зелеными, то красными. Макияж, использовавшийся для черно-белых фильмов, не решал вопрос. Фактор с сыновьями разработал новый пористый спрессованный тональный крем, приводивший цвет лица в соответствие с цветами на кинопленке и скрывавший дефекты кожи. За это в 1928 г. он получил премию "Оскар". На рынок тональный крем вышел как Pan-Cake (блинчик) - из-за формы круглых плоских коробочек, в которых продавался. Уже через несколько месяцев конкуренты выпустили 65 имитаций этого товара, но никому не удалось сравниться с продуктом Max Factor.

Умер король грима в 1938 г. в Беверли-Хиллс после путешествия по Европе, где его, как выяснилось в дальнейшем, буквально до смерти напугало письмо неизвестного вымогателя, требовавшего... $200. Владельцу косметической империи было около 65 лет. После его смерти компания перешла в управление к его сыну Фрэнку, взявшему себе имя Макс Фактор-младший.


Да будет цвет!

В середине ХХ века технология Technicolor стала одной из самых распространенных в цветном кино и фото благодаря хорошей цветопередаче и устойчивости пленки к выцветанию. Дополнительным преимуществом была возможность записывать на пленку качественную и совмещенную с изображением фонограмму. Теchnicolor разработали в 1917 г. Герберт Калмус и Дэниэл Комсток из Массачусетского технологического института (MIT), а расцвет Technicolor пришелся на 1920-1950 гг. Сначала технология предполагала съемку изображения на две пленки через систему светофильтров и оптических призм, после чего кадры совмещались. Первый полностью цветной фильм, снятый по этой технологии, вышел в прокат 22 ноября 1922 г. и назывался "Жертвы моря". Далее последовали "Призрак оперы" (1925 г.), "Бен-Гур" (1925 г.) и "Черный пират" (1926 г.). Звук в фильмах, снятых по технологии Technicolor, появился спустя еще два года в ленте "Черный всадник". Двухпленочная технология имела и ряд огрехов, таких как недостаточная резкость изображения и чувствительность пленки к царапинам, ярко проявлявшимся на экране во время демонстрации фильма. Эти недочеты удалось устранить, применив технологию с использованием уже трех пленок для съемки изображения. В 1932 г. увидел свет мультфильм Уолта Диснея "Цветы и деревья", где впервые использовался трехпленочный Technicolor. В 1934 г. публике была представлена первая снятая с использованием этой технологии художественная лента "Кукарача", а в 1939 г. при помощи Technicolor сняли легендарную картину "Унесенные ветром". В 1941 г. предпринимались шаги для дальнейшего усовершенствования технологии с использованием одной, но многослойной пленки, разработанной фирмой Kodak, однако полученный результат оказался далек от совершенства в передаче глубины цвета изображения и широкого распространения не получил. В 1990-х технология использовалась в Голливуде для реставрации копий фильмов, ставших классикой мирового кинематографа. Окончательно съемки c ее использованием прекратились в 2002 г., и теперь Technicolor иногда применяют лишь для создания архивных копий кинолент.