Top.Mail.Ru
архив

Сделать погоду

Знания о погоде и умение ее предсказывать уж точно были одной из первых прикладных областей науки, помогавшей людям выживать во все времена. Но рынок погодных прогнозов как таковой возник лишь в середине прошлого века, а через несколько десятилетий после этого превратился в большой бизнес, ежегодная прибыль от которого в одних только США оценивается более чем в $2 млрд. Сейчас погода становится субъектом рынка как никогда, прежде всего в связи с глобальными изменениями климата.

В 650 г. до н. э. вавилоняне пытались предсказывать погоду по движению облаков. Через триста лет после этого китайские астрономы делали прогнозы на основании ими же созданного календаря. Около 340 г. до н. э. Аристотель написал трактат под названием «Метеорологика», где описывал образование дождя, облаков, града, молний и ураганов.

Но по-настоящему метеорология сдвинулась с места благодаря изобретению измерительных приборов. В середине XV века немецкий кардинал Николай Кузанский придумал первый известный западной цивилизации гигрометр, прибор для измерения влажности воздуха. В 1592 г. Галилео Галилей изобрел термометр, а еще через 50 лет благодаря итальянцу Эванджелисте Торричелли и его барометру стало возможно измерять атмосферное давление. И наконец, прогнозирование погоды было бы невозможно без создания в 1830-х электрического телеграфа, позволявшего передавать информацию (в том числе и о погодных условиях) на большие расстояния. Станции наблюдений за погодой, положившие начало прогнозам на основе обобщения и анализа собранных данных, стали появляться по всему миру в середине 1860-х . Объективными же предпосылками для развития метеорологии были, конечно, разрушительные капризы природы.

Для тех, кто в море

Шторм, разразившийся в Черном море в ноябре 1854 г., уничтожил французский военный корабль «Генрих IV» и нанес ощутимый урон другим судам Франции и Великобритании, принимавшим участие в Крымской войне. В отчете Парижской обсерватории правительству было сказано, что барометры в Европе зафиксировали приближение бури еще за четыре дня. Директор обсерватории Урбен Леверье заметил, что, существуй телеграфная линия между Веной и Крымом, военные моряки могли быть заранее оповещены о шторме. С того момента до введения действующей системы штормовых предупреждений во Франции прошло почти десять лет.

В Англии Метеорологический департамент при Министерстве торговли работал с середины 1850-х , но практику штормовых предупреждений ввели лишь в 1861 г. Руководивший ведомством Роберт Фицрой, известный тем, что до этого командовал кораблем «Бигль», на котором в 1830-х совершил свое знаменитое кругосветное путешествие Чарльз Дарвин, смог добиться финансирования службы штормовых предупреждений только в конце 1859 г., после того, как у берегов Уэльса пассажирский пароход Royal Charter, возвращавшийся из Австралии, потерпел крушение и погибли более 400 человек. Тогда принц Альберт выделил на создание службы внушительную сумму в 3000 фунтов стерлингов.

Но деятельность Метеорологического департамента вызвала критику со стороны английских ученых. В 1865 г. Роберт Фицрой, не выдержав обвинений в неточности прогнозов, покончил с собой, работа по выдаче метеопредупреждений для моряков в Великобритании оказалась замороженной, а составление не связанных с мореходством прогнозов погоды задержалось еще на двенадцать лет.

В США создание погодного ведомства тоже изначально диктовалось заботой о безопасности судов. В частности, на американцев повлияли большие потери торговых и пассажирских кораблей на Великих американских озерах и возле Атлантического побережья осенью и зимой 1868–1869 гг. (в 1868 г. пострадало 1164 судна, 321 человек погиб, убытки составили $3,1 млн; в 1869 г. итоги были на четверть плачевнее).

Энтузиастом создания службы штормовых предупреждений в США был полковник Альберт Майер, во времена Гражданской войны командовавший войсками связи. Собственно, поэтому метеорологов поначалу и приписали к военному ведомству. В феврале 1870 г. Конгресс принял резолюцию, разрешавшую и даже требовавшую от военного министра «обеспечить осуществление метеорологических наблюдений... и уведомления на северных озерах и на морском побережье о приближении и силе бурь». Погодное ведомство Соединенных Штатов сразу же обошло европейских коллег и бюджетом, и географическим размахом, вскоре создав такую службу штормовых предупреждений, которая только на одних Великих озерах экономила торговым компаниям сумму, превышавшую расходы на содержание всей сети метеостанций.

По секрету всему свету

Изначально предназначенные для моряков, метеопрогнозы почти сразу заинтересовали и людей на суше, а следовательно, превратились в один из самых востребованных жанров новостей. Любопытно, что публиковать информацию о текущей погоде некоторые издания стали задолго до появления собственно прогнозов. Так, газета «Московские ведомости» от 18 ноября 1825 г. (это была среда) сообщала о температуре воздуха и осадках за утро, день, вечер и ночь с субботы 14 ноября по вторник 17 ноября; информационное агентство Associated Press поставляло в газеты новости о погоде почти с самого своего основания в 1846 г. — читатели узнавали о жаре или проливных дождях в разных частях страны постфактум. Через какое-то время появились желающие на основании анализа этой информации составлять собственные прогнозы. Некто Эбенезер Мерриам поставлял такие прогнозы нью-йоркским газетам в 1856 г. Через десять лет астроном из Цинциннати Кливленд Эбби, пытавшийся основать частную метеорологическую службу и издавать свой прогнозный бюллетень, сумел добиться поддержки телеграфной компании Western Union, и на Среднем Западе в США была создана сеть телеграфных пунктов, передававших сведения о погоде. Правда, постоянный источник денег на проект найти не удалось, так что «Бюллетень погоды обсерватории Цинциннати» просуществовал всего несколько месяцев. В 1880-х свой альманах прогнозов погоды для Северной Америки начал выпускать канадский синоптик Эзекиль Уиггинс. Но его прогнозам, основанным по преимуществу на астрономических вычислениях и теориях планетарного притяжения, перестали верить после того, как он преувеличил размеры надвигающегося на Канаду и США шторма в марте 1883 г.

Великобритания была одной из первых стран, где прогнозы погоды стали доступны любому. Первый прогноз Метеорологического департамента за подписью Роберта Фицроя вышел в августе 1861 г. в газете Times, а с 1879 г. официальные прогнозы погоды от этого ведомства публиковались в прессе постоянно. (Судя по всему, прогнозы грешили неточностью. Джером К. Джером в романе «Трое в лодке, не считая собаки», вышедшем в 1889 г., иронизировал на сию тему: «Мне думается, что из всего глупейшего, раздражающего вздора, которым забивают нам голову, едва ли не самое гнусное — это мошенничество, обычно называемое предсказанием погоды. На сегодняшний день нам обещают точнехонько то, что происходило вчера или позавчера, и прямо противоположное тому, что произойдет сегодня».)

Первый выпуск прогноза погоды BBC передала в радиоэфире в ноябре 1922 г. Британские синоптики стали пионерами и телевизионных прогнозов: в 1936 г., также благодаря корпорации BBC, на экранах появились карты с указанием движения атмосферных фронтов и температуры воздуха.

Идея заменить в кадре скучные графики и карты на синоптика родилась у сотрудника британского Метеорологического департамента (к тому времени он уже назывался Метеоофисом) Джорджа Коулинга. Он не замедлил поделиться ею с тогдашним генеральным директором телекорпорации ВВС Йеном Джейкобом, с коим познакомился на одном из светских приемов. И уже через месяц, в январе 1954 г., в прямой эфир BBC вышел пятиминутный выпуск, в котором Коулинг сам рассказывал о погоде на завтра на территории Великобритании, подав идею сотням других телеканалов по всему миру.

Корпорация «Погода»

Считается, что именно благоприятный климат Южной Калифорнии явился в свое время едва ли не главным притягательным фактором для киношников: известно, что большую часть дней в году в Голливуде светит солнце, так что продюсерам не угрожали задержки натурных съемок, а следовательно, и потеря денег из-за дождя. Спрос на прогнозы погоды значительно вырос, как только выяснилась очевидная польза от них и для других отраслей. Фермеры смекнули, что способны с их помощью защитить урожай от заморозков. Транспортные фирмы поняли, что информация о погодных условиях может быть полезной для перевозки скоропортящихся грузов. В опубликованном в 1962 г. в американском «Журнале прикладной метеорологии» исследовании высказывалась новая по тем временам мысль о том, что специализированные прогнозы погоды могут помочь минимизировать потери и максимизировать прибыль отрасли сушки изюма. За следующие несколько десятилетий прогнозы погоды стали целой индустрией, немалая часть которой обслуживает бизнес.

Коммерческая метеорология сейчас представлена огромным количеством компаний — от индивидуальных предпринимателей, анализирующих климатические условия конкретного завода или фермы, до, например, мегакорпораций вроде AccuWeather из Пенсильвании, предсказывающей погоду в 2,7 млн мест по всей планете. Прогнозы даются для все более специализированных видов деятельности, включая планирование военных операций и оценку спроса на зимние пальто и летнюю обувь. Американская консалтинговая компания WeatherBank поставляет прогнозы погоды владельцам полей для гольфа с подробной информацией о количестве солнечных и ветреных дней и их влиянии на посещаемость кортов и даже продажи мячей.

Но главное, конечно, то, что метеопрогнозирование оповещает о потенциальной опасности. В мае 2007 г. предупреждение компании WeatherData Services о надвигающемся на штат Канзас торнадо заставило железнодорожного перевозчика Union Pacific остановить поезда, направлявшиеся в эпицентр смерча, что, как считается, уберегло транспорт и спасло жизни персонала и пассажиров.

Что в имени?

Изменения климата, с которыми связывают участившиеся природные аномалии, явно на руку метеокомпаниям. Природные катаклизмы для специализированных телеканалов, например, это, как правило, бОльшая аудитория, а значит, и более высокие доходы от рекламы. Во время урагана Сэнди осенью 2012 г. в прайм-тайм аудитория американского The Weather Channel (TWC), транслировавшего события практически в режиме реалити-ТВ , превышала число смотревших в те дни любой из национальных новостных каналов. В начале этого года канал начал присваивать имена снежным бурям, что американская пресса уже окрестила «брендированием снегопадов». (Национальная метеорологическая служба США присваивает официальные имена ураганам и тропическим штормам, но не снежным бурям.) За последние несколько месяцев TWC «представил» уже несколько снежных циклонов с громкими именами — Афина, Цезарь, Драко, Яго, Каин и Немо. Многие американцы, включая официальных лиц, стали пользоваться терминологией TWC.«Мы готовы к Немо», — сообщил в «Твиттере» мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг. Кроме всего прочего, присваивание имен погодным явлениям таит в себе массу возможностей для маркетинга, считают эксперты, вплоть до выпуска брендированных сувениров: если шторм попадет в историю, то с ним там окажутся и ваши товары.

Тихо: погоду передают!

Хотя метеосводки интересовали зрителей всегда, представить себе целый телеканал, круглосуточно рассказывающий о погоде, до 1980-х было трудно. Идея родилась с началом роста сегмента кабельного телевидения в США: после запуска CNN в июне 1980 г. в среде телепродюсеров пошли разговоры о возможности создания специализированных новостных каналов, в том числе и метеорологического. Воплотить замысел в жизнь удалось Джону Коулману, синоптику, выходившему в эфир программы Good Morning America на ABC с 3-минутными выпусками. После неудачных попыток заинтересовать свое руководство и менеджеров других медиагигантов Коулман в конце концов нашел союзника в лице Фрэнка Баттена, председателя совета директоров небольшой фирмы Landmark Communications в Норфолке (штат Вирджиния), известной тогда в основном печатными изданиями. Баттен увлекался яхтенным спортом, в связи с чем постоянно интересовался погодой, но был недоволен уровнем местных прогнозов. Коулману и Баттену удалось привлечь $40 млн инвестиций, и после года подготовительных работ, включавших заключение контрактов с кабельными телеканалами по всей стране и с Национальной метеорологической службой США, The Weather Channel начал вещание в мае 1982 г. Первая студия телеканала в Атланте занимала площадь всего 4×4 метра, за что сотрудники прозвали ее «чуланом погоды». Программы телеканала содержали информацию о погоде во всех частях земного шара, но в каждом штате зрители видели бегущую строку с локальными прогнозами. Уже через год, в 1983 г., TWC сам пострадал от того, о чем рассказывал: гроза вывела из строя трансляционное оборудование, и канал прекратил вещание на несколько часов. Примерно в то же время компанию постигли серьезные финансовые трудности, связанные с тем, что доходы от рекламы не успели покрыть серьезных расходов стартапа. После признания убытков в миллионы долларов Джон Коулман покинул компанию, оставив ее в полном распоряжении Landmark Communications. Вывести канал из кризиса Баттену и его коллегам помогло простое решение: в январе 1984 г. TWC начал брать с кабельных каналов плату в размере 5 центов с каждого зрителя (подписчика) сети ежемесячно. Помог делу и нараставший интерес со стороны рекламодателей, в особенности тех, спрос на товары и услуги которых зависит от погоды. Производители батареек, лекарств от простуды, горячих напитков активизировались с наступлением холодов. Компания Michelin полюбила размещать рекламу своих шин в дождливый сезон. Очень скоро TWC стал элементом национальной культуры и повседневной жизни. Именно этот канал приучил американцев следить за новостями о движении ураганов, обновляющимися каждые десять минут. С 2001 г. The Weather Channel прекратил сотрудничество с Национальной метеорологической службой США и стал составлять собственные прогнозы погоды.